Талгат Абдуллин: “Если в городе работают башенные краны, значит, город живет”

В любой стране реализация жилищных программ ведет не только к улучшению условий проживания населения, но и к подъему экономики в целом и снятию социальной напряженности.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

В любой стране реализация жилищных программ ведет не только к улучшению условий проживания населения, но и к подъему экономики в целом и снятию социальной напряженности. Трудно назвать такую отрасль народного хозяйства, которая не находилась бы в тесном контакте со стройиндустрией. Эксперты считают: именно президентская Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Республике Татарстан способствует созданию тысяч рабочих мест, реанимации сотен предприятий (причем не только татарстанских). Не говоря уж о том, что с лица наших городов и весей стираются убогие трущобы, кои народ называет не иначе, как “клоповники”, “крысятники” и “гадюшники”.


В конце января Президент республики Минтимер Шаймиев подписал документ, определяющий дальнейшие шаги по выполнению антитрущобной программы. Поделиться перспективными планами и рассказать о предстоящих нововведениях мы попросили исполнительного директора Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ Талгата АБДУЛЛИНА.


Для справки. За все годы реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда в РТ (с 1996 по 2004 годы) де-юре планировалось переселить в благоустроенное жилье всего 47125 семей (в том числе в столице республики – 31907). А до 1 января 2001 года – 24743 семьи (в Казани – 18441). Де-факто до начала этого года 25061 семья трущобников справила новоселье (в столице – 18680). Всего же за счет средств главного инвестора программы (Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ) в республике уже построено 26617 квартир, из них 1556 – служебное и коммерческое жилье. В Татарстане за прошлый год переселились в новые дома 6300 семей (в Казани – 4167). То есть намеченные программой графики отселения доселе выполнялись с заметным опережением.



Натуральные или липовые?

– Талгат Мидхатович, какие наиболее существенные изменения в программе ожидаются в этом году?


– Вообще нововведений будет много. И главные заключаются в самом подходе к антитрущобной программе.


Почему-то общественный интерес вызывает лишь количество построенных объектов. Но весьма редко спрашивают, а сколько же ликвидировано ветхих домов. К сожалению, не могу ответить на этот вопрос. До сего года мы строили жилые здания, отдавали их местным администрациям, которые и занимались непосредственно заселением. А мы зачастую даже не знали, кто же справил в этих домах новоселье. Мы верили административным отчетам. Видимо, напрасно. Замечены существенные расхождения между количеством построенных квартир и числом отселенных из трущоб семей.


Сейчас идет тотальная проверка жильцов всех программных домов, сданных с 1996 года и по сей день, на предмет – “натуральные” ли трущобники туда были заселены или “липовые”? Где эти люди проживали до переезда в новое жилье? Каким образом они попали в списки по ветхости? Поступило много сигналов о нелогичных действиях администраций городов и районов республики: дома, которые относились к ветхим, вдруг перестали быть таковыми, часть людей из них отселена, а другая – продолжает проживать на старом месте. Есть здания, признанные по чьему-либо субъективному хотению ветхими, хотя всего-то нуждались в элементарном ремонте. И наоборот – убогие трущобы в списках на снос не значатся.


И во избежание подобных рецидивов принято решение о том, что отныне распределение программных квартир после тщательной проверки будет утверждаться жилищным фондом. Если до настоящего времени мы не видели графиков отселения, не могли влиять на то, какие здания будут сноситься, а какие нет, не имели возможности заранее приступить к проектным работам на месте освобожденных территорий, то теперь ситуация в корне изменилась. И главы местных администраций больше не смогут заниматься самодеятельностью. Будем вместе решать, кого следует отселить и что на месте трущоб необходимо построить.


Планов громадье

– В период реализации программы наблюдалась динамика роста ежегодно вводимого жилья, а минувший год стал рекордным по количеству построенных квартир. Сохранится ли эта тенденция в дальнейшем?


– С годами объемы вводимого программного жилья будут несколько снижаться. Если в текущем году в республике планируется построить 6267 квартир (в Казани – 4000), то в следующем – уже 5586 (в столице – 3500). В 2003 году намечается переселить 5858 семей трущобников (в Казани – 3500). А в завершающем, 2004 году в республике должны построить 3953 квартиры (в том числе 2224 – в столице).


Также определена сумма в размере двадцати миллионов рублей на выдачу кредитов населению – на доплату за дополнительные квадратные метры (площадь, превышающую социальные нормативы) и приобретение жилья.


– А как же с объектами социального назначения?


– В этом году фонд намерен инвестировать строительство в населенных пунктах республики детских садов на 1130 мест, двух школ в Казани и Альметьевске. Поликлиники в столичном микрорайоне Азино-1, на что предусмотрено выделение двадцати миллионов рублей. Кроме того, планируем направить сто восемьдесят шесть миллионов рублей на возведение объектов коммунального хозяйства и так далее.


– Темпы реконструкции исторического центра Казани по-прежнему значительно отстают от строительства нового жилья…


– Поэтому в текущем году фонд возьмет на себя финансирование проектных работ по реконструкции центральной части столицы (за исключением квартала “Б”, на обновление которого администрации Казани выделяет кредиты Международный банк реконструкции и развития). Уже имеется список объектов центра столицы, к проектированию которых необходимо приступить в первую очередь – на это дело предусмотрено семнадцать миллионов рублей. А всего на проектные работы выделяется сумма в 74,5 миллиона.


– Но сначала нужно освободить территории от “останков” трущоб. Раньше этот долг возлагался на местные жилтресты, у которых на расчистку площадей, как всегда о не хватало средств. Поэтому осиротевшие кварталы ветхого жилого фонда напоминали улицы после бомбежки…


– Впервые в бюджете фонда мы заложили семнадцать миллионов рублей, предназначенные, так сказать, на вывоз “ветхого” мусора. Опустевшие дома (особенно в Казани, на центральных улицах – Федосеевской, Космодемьянской, Тельмана и других) быстро ветшают и в любой момент могут рухнуть, наделав немало бед. Необходимо как можно быстрее их снести.


Скорее выиграли, чем проиграли

– В связи с вхождением Татарстана в единое с Россией налоговое поле Государственный внебюджетный жилищный фонд был консолидирован в республиканский бюджет. С какой суммой? Из чего будет формироваться казна фонда? И останутся ли среди источников ее пополнения целевой налог и акцизы на добываемую нефть?


– Когда Государственный Совет утверждал бюджет республики на 2001 год, в республиканскую казну была консолидирована сумма, в которую укладывался прошлогодний бюджет фонда – это 2,5 миллиарда рублей. Все налоги – источники формирования жилищного фонда – остались. И целевой налог тоже. Единственное: акцизы, возможно, будут “переименованы” в отчисления от добычи нефти (15 рублей с каждой добытой тонны). А в остальном все по-старому.


– Будет ли фонд, как и прежде, заниматься коммерческой деятельностью? Сие не возбраняется?


– Устав жилищного фонда не изменился. Поэтому фонд сохранил не только свое название, но и все направления деятельности. Он является некоммерческой организацией. Но законодательство разрешает нам заниматься коммерцией. Отличие коммерческих организаций от некоммерческих в том, что первые направляют прибыль на собственные нужды. А наша задача – доходы, получаемые от коммерции, пустить на финансирование программных мероприятий, ради чего и был создан фонд.


Кстати, в планах этого года – строительство дополнительного коммерческого жилья на 1787 квартир, которые пойдут на продажу, а вырученные деньги жилищный фонд направит на реализацию антитрущобной программы.


Вообще, мы представляем в Госсовет полный перспективный план работы, а также подробные отчеты о построенных объектах, их стоимости, обо всех фактических затратах фонда. Надо сказать, мы строим по наиболее оптимальным расценкам, поэтому стоимость нашего жилья много ниже рыночной. Цена одного квадратного метра жилой площади в кирпичном доме в среднем от 6000 до 6800 рублей, а в панельном – около пяти тысяч.


– Выходит, в новых экономических условиях вы не остались в проигрыше?


– Мы выиграли. Бюджет фонда в 2001 году значительно увеличился и составил 3,428 миллиарда рублей, из них, как я уже отметил, средства государственных централизованных источников составляют 2,5 миллиарда. И девятьсот двадцать восемь миллионов рублей – это инвестиционные вливания в фонд, которые мы должны получить от продажи квартир, коммунальных и прочих объектов.


Не просто “мешок с деньгами”…

– Во многих населенных пунктах республики программа прошлого года впервые была выполнена досрочно – до начала октября, а не к концу декабря, как обычно. Когда планируете финишировать в этом году?


– Хотя 2000 год мы закончили октябрем, строительство новых объектов не прекращалось. Исходя из сегодняшнего состояния дел, планируем завершить программу-2001 до 15 ноября.


Январь уже нельзя назвать “мертвым сезоном”, как в былые годы. К примеру, в Казани заселили в январе пять 160-180-квартирных домов, три – на подходе. В Зеленодольске полным ходом идет строительство десяти жилых зданий.


– Талгат Мидхатович, на прошлогодней коллегии Минстройжилкомхоза вы с трибуны выразили возмущение тем, что представителей фонда не включают в состав госкомиссий по приемке новых объектов. С тех пор что-либо изменилось?


– Практически нет. Правда, иногда приглашения все-таки поступают, но лишь в тех случаях, когда объекты не вызывают серьезных вопросов. Если появляются малейшие проблемы, связанные с качеством строительства зданий, с наличием лицензий и прочим, то жилищный фонд по старинке игнорируется. К сожалению, в республике пока не сформировалась единая система государственного надзора за строительством – контроль осуществляется чисто на административном уровне, а не на отраслевом.


Но на правовом уровне изменения есть. Раньше администрации относились к фонду лишь как к “мешку с деньгами”. Сегодня законные права инвестора признаются и Министерством юстиции, и Регистрационной палатой, судебными и прочими структурами. Деньги из “мешка” фонда можно взять только при условии, что он будет уверен в конечном позитивном результате.


Думаю, все эти вопросы еще будут обсуждаться в марте – на ближайшей коллегии Минстройжилкомхоза, в которой ожидается участие Президента.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще