Татарстан ожидает “транспортный рай”

В ближайшие 5 лет транспортные предприятия республики получат такое количество новой техники, какого отродясь не видывали.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

В ближайшие 5 лет транспортные предприятия республики получат такое количество новой техники, какого отродясь не видывали. К примеру, 2889 автобусов, 265 трамваев, 264 троллейбуса, 6 десятивагонных электропоездов, 7 речных пассажирских судов, 23 самолета. Кроме того, заработает первая линия казанского метрополитена. Обновятся аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, откроются новые маршруты и т.д.


Но этот “транспортный рай” наступит в том случае, если будет успешно реализована целевая программа “Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2001-2005 годы”. А пока на сегодня мы имеем транспортный парк, изношенный в среднем на 60-70 процентов, пассажиров, недовольных оказываемыми услугами, вокзалы, сервисное обслуживание на которых крайне далеко от международного уровня.


Об этом шла речь на брифинге, состоявшемся в Кабинете Министров РТ в минувший вторник.


Стихийный рынок, возникший в постперестроечный период, привел к кризисному состоянию транспортную отрасль не только Татарстана, но и Российской Федерации в целом. Начиная с момента своего создания (с марта 1998 года) Департамент транспорта при Кабмине РТ совместно с Научным центром по комплексным транспортным проблемам Минтранса РФ и Академией информатизации РТ приступил к разработке целевой программы, которая после многочисленных обсуждений на самом высоком уровне была принята Правительством республики в декабре прошлого года.


Чтобы вывести отрасль из кризиса и добиться реализации программы, требуется около 36 млрд. рублей – именно в такую сумму, в два раза превышающую бюджет Татарстана, оцениваются обозначенные документом мероприятия. Цифра, надо признаться, заоблачная. Однако, по словам генерального директора департамента Геннадия Тулисова, более 19 млрд. рублей (почти 54 процента стоимости программы) республика рассчитывает получить из федеральной казны и лишь 1,9 млрд. планируется выделить из республиканской. Кроме того, источниками финансирования обозначены целевые бюджетные фонды, местные бюджеты, средства транспортных предприятий, инвестиции и лизинговый фонд.


Финансирование строительства казанского метрополитена и мостового перехода через Каму уже вошло в федеральную целевую программу “Модернизация транспортного комплекса РФ”, которая, правда, еще не утверждена Правительством России. Помимо этого некоторые объекты включены центром в план мероприятий по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. Это и завершение строительства 26-летнего долгостроя – казанского комбинированного вокзала на улице Восстания, и реконструкция аэропорта, речного и пригородного вокзалов в столице. Татарстан надеется в этом на существенную помощь федерального центра.


Реформированию предприятий отрасли и совершенствованию системы управления транспортным комплексом посвящен первый блок республиканской программы. Здесь особых капитальных затрат не потребуется. Запланировано акционирование ГК “Судоходная компания “Татфлот”, ГУП “Авиакомпания “Татарстан”, создание ряда самостоятельных акционерных обществ. А также повсеместное введение автоматизированной системы управления городским транспортом с использованием спутниковых систем, навигационного оборудования – для исключения дублирования маршрутов и отслеживания движения машин.


Огромные средства нужны на реализацию двух других программных блоков, посвященных приобретению транспортных средств и оборудования, капитальному строительству и реконструкции объектов. Однако, как считают разработчики программы, приоритет должен отдаваться массовому социально значимому авто- и электротранспорту. По их мнению, обновление самолетного парка (в том числе приобретение двух лайнеров Ту-214, восьми Ан-140 и других самолетов для авиакомпаний республики) может подождать – люди летают не так часто. Так что программа – не догма, а вполне гибкий документ, который поддается определенной коррекции.


Такая политика уже проводилась в 2000 году, когда было закуплено около 500 автобусов (хотя бюджетом прошлого года предусмотрено всего 68 “ПАЗов” и 45 “ЛиАЗов”). А силами КАПО капитально отремонтированы 54 троллейбуса. Появились три новые электрички (еще одна должна подойти в марте). И с начала этого года уже приобретены 16 городских автобусов и выделены 122 млн. рублей на закупку ста “ЛиАЗов” (вообще же в намерениях Правительства – до марта заполучить 400 машин). В ближайшее время из Санкт-Петербурга ожидается прибытие 5 трамваев, а из Вологды и Саратова – 15 троллейбусов.


В общем, планы наполеоновские. К примеру, комитет по транспорту и связи Казани считает нужным создание в столице службы транспортной милиции, в обязанности которой будет вменяться не только предотвращение терактов, но и соблюдение общественного порядка в транспорте и обеспечение безопасности пассажиров. К тому же казанская администрация намерена одеть всех водителей в единую униформу.


Очень важно, что программа имеет комплексный характер и объединяет все виды транспорта в единую систему транспортной инфраструктуры, подчеркнул на брифинге президент Академии информатизации Альберт Бикмуллин. Это позволяет планомерно наращивать мощности отрасли. Документ – первый подобного рода, принятый в Российской Федерации. Главное, чтобы он не осел мертвым грузом в каком-то кабинете, поскольку, согласно опросу населения республики, транспортные проблемы стоят на первом месте среди других городских и социальных проблем.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще