«Отцы Магнитку строили, а мы – КамАЗ!»

Для послевоенного поколения Набережные Челны стали таким же символом трудового героизма, как Магнитка и Днепрогэс.

Автор статьи: Евгений УХОВ

Фото: pastvu.com

 

kamaz

 

Комсомольскую стройку, мой друг, не проспи, если даже тебя не зовут.

Из песни о КамАЗе

 

В январе 1970 года ЦК ВЛКСМ объявил Набережночелнинскую стройку Всесоюзной ударной комсомольской. Для послевоенного поколения Набережные Челны стали таким же символом трудового героизма, как Магнитка и Днепрогэс. Недаром здесь родился лозунг: «Отцы Магнитку строили, а мы – КамАЗ!»

 

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВУКС

Недавно на Арском кладбище в Казани провожал в последний путь одноклассника. И вдруг с одной из гранитных плит в VIP-зоне на меня глянуло знакомое с юности лицо, хотя и возмужавшее, но такое же доброе, открытое и чуть насмешливое. Валерий Стекольщиков! Начальник штаба ВУКС – Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Вспомнился 1972 год, Набережные Челны, общежитие, где я делил с ним ночлег в командировках от «Комсомольца Татарии».

…Без четверти семь в комнате на четвертом этаже гулкого, как рояль, общежития назойливо трещит будильник – из всех видов уюта Валерий Стекольщиков предпочитает режим бивуака. Двадцать минут на кухне щелкает гимнастический жгут. В 7.30 внизу за ним хлопает входная дверь с наклейкой на стекле: «Закрывай дверь – береги тепло, как у себя дома. Жилец».

На улице на него набрасывается ветер, рвет с головы шапку, заламывает к ушам воротник демисезонного пальто. Накоротко позавтракав в кафе, он поднимается на третий этаж управления «Камгэсэнергостроя». И начинается:

– Валера, кирпич не привезли!

– Валера, на погрузке буза. Переговоришь?

– ЧП! Бригада штукатуров вторую неделю без комсорга!

– Валера…

У Валерия диплом строителя. Здесь, на Каме, он – полпред Татарского обкома комсомола. Штаб есть штаб. Авторитетный орган стройки!

 


У строителей Комсомольска-на-Амуре был закон: все задержанные патрулем беглецы представали перед комсомольским собранием, и оно выносило короткие, суровые решения: «Отдать под общественный суд. Исключить из комсомола». Порой мы слишком терпеливо относимся к такого рода предательству, руководствуясь соображением, что один сбежал – пятеро приехали на его место. Это неверно! У того, кто сбежал, была комсомольская путевка, торжественно врученная ему в райкоме ВЛКСМ. Его здесь ждали, на него надеялись


 

Что должен делать начальник штаба ВУКС? Развертывать соцсоревнование среди комсомольско-молодежных коллективов, контролировать условия труда молодых рабочих, решать вопросы технического снабжения и т. д. Это в генеральном масштабе стройки. Но стоит приступить к практическому решению каж­дой из этих задач, и они, словно магнит, брошенный в банку с гвоздями, обрастают десятками проблем.

«Заморозился» монтаж подвальных помещений: завод ячеистых бетонов поставил комплекты третьего этажа, а на первые панелей нет. ЗЯБ гонит вал, но бригада простаивает, дисциплина падает, заработка нет. Строительство объявлено комсомольским ударным объектом, субботники проводятся один за другим, но перебои в поставках материалов сводят на нет весь энтузиазм. Значит, на ближайшей планерке предстоит крупная разборка с субподрядчиками.

Стекольщиков, конечно, не один в поле воин. У него целый штат энтузиастов-помощников. Однако многое приходится решать сию минуту самому, потому что каждый сбой – это задержки по всей строительной цепочке. Он носится по объектам – проверяет, знают ли в бригадах об условиях соцсоревнования, есть ли вновь прибывшие и как они трудо­устроены, где размещены. Забежит в штаб БКД: сколько ребят вышло на дежурство, дало ли машину РУВД? Запрыгнет на подножку «МАЗа»: «Почему долго стоишь под разгрузкой?»

Не хватает бетона. А главное, не хватает людей – самотек, уезжают «не попрощавшись».

 

kamaz2

 

У строителей Комсомольска-на-Амуре был закон: все задержанные патрулем беглецы представали перед комсомольским собранием, и оно выносило короткие, суровые решения: «Отдать под общественный суд. Исключить из комсомола». Порой мы слишком терпеливо относимся к такого рода предательству, руководствуясь соображением, что один сбежал – пятеро приехали на его место. Это неверно! У того, кто сбежал, была комсомольская путевка, торжественно врученная ему в райкоме ВЛКСМ. Его здесь ждали, на него надеялись.

…Вечером в общежитии он с размаху рухнул на кровать, вытянул ноги: «Уф, устал! Четыре часа грузили на морозе кирпич». Как-то предложил: «Давайте сегодня вернемся пораньше. По «ящику» девятую Бетховена будут транслировать. А Карояна, старик, надо видеть!»

Вернулись пораньше. На голубом экране метались безумные чуткие руки слепого от страсти дирижера. Я посмотрел на Валеру, и показалось, что даже сейчас он погружен в свои, далекие от музыки мысли. Она не могла отвлечь его от дел, которые он не успел закончить в круговерти сумасшедшего дня.

Перед сном он заполняет в своем рабочем блокноте параграфы неотложных завтрашних задач. А рано утром его срывает с койки назойливый зуммер будильника…

 

ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ «АССОЛЬ»

Это общежитие находилось на южной окраине города. В нем 540 девушек: штукатуры, маляры, техники, служащие – больше всего из «Автозаводстроя», «Металлургстроя», «Гидростроя». Увлечение, которое объединяет девчат, – песня. Пройдитесь вечером по этажам и услышите протяжные русские мелодии, с ними перекликаются украинские, их сменяют быстрый молдавский напев, раздумчивый латышский. А вот шелковой нитью вплетается в этот красочный песенный ковер татарская мелодия…

«Будем создавать свой клуб любителей песни!» – решили девчата. И создали. Дело оставалось за названием. Хотелось найти слово яркое, необычное, чтобы от него веяло романтикой – ведь каждая из них, уезжая из родного дома, взяла с собой в дорогу гриновскую мечту. Такое слово нашлось – «Ассоль». (Газета «Советская Татария».)

Из летописи ВУКС: «Помню, в начале строительства я случайно познакомился с одним пареньком. Звали его Раис Ганеев. Он окончил школу, хотел поступить в летное училище, но не прошел медкомиссию. И можно понять юношу, страстно мечтавшего о небе, когда он решил, что ничего хорошего уже от жизни не ждать. Ему было все равно, где работать, и он приехал на нашу стройку.

Сегодня Раис Ганеев – член партии, один из лучших бригадиров, лауреат премии Ленинского комсомола, делегат ХVII съезда ВЛКСМ. 132 бригады на стройке обязались выполнить пятилетку в этом году, а 18 комсомольско-молодежных коллективов (в их числе и бригада моего тезки) уже рапортовали о ее завершении». (Раис Беляев, первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС.)

 


Право участвовать в сборке первого автомобиля «КамАЗ» завоевали 175 победителей социалистического соревнования – рабочие, бригадиры, инженеры. 16 февраля 1976 года под гром аплодисментов с конвейера сошел первый большегрузный автомобиль. На кабине слова: «КамАЗ» №000001 – XXV съезду КПСС»


 

«В Набережные Челны я приехал в октябре 73-го с должности первого секретаря горкома ВЛКСМ Зеленодольска. Все годы строительства КамАЗа комсомольская организация города испытывает бурный рост, увеличиваясь на семь тысяч человек. Нет такой стороны жизни города и завода, которой ни касались бы комсомольцы. Набережные Челны – комсомольский город. И неудивительно, что процент комсомольцев среди молодежи у нас выше, чем по стране». (Фарит Газизуллин, секретарь Набережночелнинского горкома ВЛКСМ.)

«Секретарь нашего парт­кома упрекнул меня сегодня: вечно ты, говорит, замахиваешься на глобальные мероприятия, максимализм до добра не доведет. Реализм, конечно, вещь необходимая. Но я на практике не раз убеждался: надо всегда править выше того места, куда тебе нужно, иначе течением снесет». (Запись из личного дневника секретаря комитета комсомола управления строительства «Камгэсэнергостроя» Юрия Титова.)

Из летописи ВУКС: «Самым заметным событием 1973 года стал договор на социалистическое соревнование, заключенный между молодежными коллективами двух Всесоюзных ударных комсомольских строек на юго-востоке республики. Его застрельщики – передовые бригады Я.Халикова, Н.Кузьмина, А.Белова, М.Нургалеевой, сооружающие Нижнекамский нефтехимический комбинат, и бригады строителей КамАЗа И.Сибгатуллина, В.Шатунова, Н.Отюбриной, Р.Салахова. Между индустриальными гигантами разница в целую пятилетку, а их строители уже соревнуются на равных. Бригада каменщиков Вазыха Мавликова обязалась завершить личную пятилетку ко дню открытия ХVII съезда ВЛКСМ».

«Право участвовать в сборке первого автомобиля «КамАЗ» завоевали 175 победителей социалистического соревнования – рабочие, бригадиры, инженеры. 16 февраля 1976 года под гром аплодисментов с конвейера сошел первый большегрузный автомобиль. На кабине слова: «КамАЗ» №000001 – XXV съезду КПСС».

 

«КОЛОННА МИРА» НА ПРОСПЕКТЕ МИРА

При камазовских масштабах, исчисляемых миллионами и миллиардами, цифра 29 кажется ничтожной. Тем не менее она одна из самых впечатляющих величин. 29 лет – средний возраст работников КамАЗа. В объединении 500 комсомольско-молодежных бригад. Воскресники, субботники, стройдесанты и даже свадьбы здесь комсомольско-молодежные.

…«КамАЗы» снуют по городу, как муравьи. Гирляндами и вроссыпь кружат они по дорогам, виадукам и автодорожным развязкам. Но и в этом броуновском движении машин бросается в глаза не­обычно праздничная кавалькада. Сверкая эмалью, одетая с иголочки, выкатывает она из ворот автосборочного корпуса и следует по проспектам автограда. Этим показательным пробегом большегрузов, собранных за время Ленинского коммунистического субботника, завершаются здесь все «красные субботы». С каждым годом машин в колонне становится больше, а их маршрут – длиннее.

 

kamaz3

 

В первых числах мая по проспекту Мира продефилировала и вовсе необычная автомобильная вереница. В ней сорок «КамАЗов» – по числу лет, минувших со дня окончания Великой Отечественной войны, и по количеству ударных трудовых вахт, объявленных на заводах объединения в честь 40-летия Победы. За рулем – лучшие водители-перегонщики с камазовских автоцентров страны.

– Мы назвали ее «Колонной мира», – говорит секретарь комитета ВЛКСМ авто­сборочного завода Ильдус Насыров. – Собирали ее победители социалистического соревнования ударной вахты Победы, в числе которых лучшие комсомольско-молодежные бригады Александра Елисеева, Шауката Хуснутдинова, Ильгиза Гильмутдинова.

…Отыскать бригаду в необъятном, как аэродром, корпусе, где одновременно по воздуху и под полом движутся неиссякаемые реки конвейеров, не намного легче, чем иголку в стоге сена. Слесари-сборщики Елисеева работают на 2-й позиции: они «обувают» будущий грузовик, закручивают диски, устанавливают аккумуляторы, навешивают запасное колесо. В бригаде 22 человека. Геннадий Соловьев в ней уже десять лет, к «ветеранам» причисляет себя и второй бригадир Николай Шарабаров, вместе с которым работает его младший брат Валерий. У «колесников» один из самых высоких коэффициентов ритмичности. Бригадир объясняет это эффектом взаимозаменяемости.

Пройдя несколько десятков метров вдоль конвейера, вижу коренастую фигуру Шауката Хуснутдинова – еще одного бригадира из лучшей тройки. Бригада единственная из комсомольско-молодежных носит звание коллектива коммунистического труда. Сборщики монтируют электрику, и пока ни один грузовик не вернулся к ним на доработку. Сам Шаукат избран депутатом Верховного Совета ТАССР на второй срок.

Василий Алексеевич Фаустов, генеральный директор КамАЗа:

– Молодежь составляет более половины коллектива.  1300 комсомольцев работают мастерами и бригадирами, свыше ста человек в возрасте до 29 лет возглавляют участки, очень много молодежи среди начальников цехов и их заместителей. Многие молодые, но уже кадровые рабочие – гордость нашего предприятия.

«Пройдет время, поседеют виски, но если в твоей жизни была ударная комсомольская и ты выдержал на ней экзамен на мужество, на зрелость, ты уже никогда не отступишь», – эти слова принадлежат участнику строительства Комсомольска-на-Амуре Герою Советского Союза Алексею Маресьеву. Под ними не раздумывая подписались бы миллионы советских людей, прошедших в разных концах страны ударные комсомольские стройки. Со временем такие слова или очень похожие на них скажут и тысячи молодых строителей КамАЗа.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще