Число детей, которые не ходят в школу, а учатся дома с помощью родителей, репетиторов и онлайн-ресурсов, продолжает увеличиваться в Татарстане и уже превысило 3,5 тыс. человек. При этом у отцов и матерей, взявшихся учить детей самостоятельно, все чаще возникают конфликты с органами образования из-за так называемой промежуточной аттестации. Недавно в Нурлате произошел скандальный инцидент – полиция на ночь глядя нагрянула в квартиру к семье, чтобы проверить, а жив ли вообще ребенок, который не ходит в школу и не проходит аттестацию. Корреспондент «РТ» разбиралась в конфликтной ситуации.
ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?
Напомним, семейное образование разрешено федеральным законом с 2012 года и с тех пор набирает популярность по всей стране. Выбирая такой формат обучения, родители руководствуются разными доводами: одних напугали произошедшие за последние годы теракты в учебных заведениях и они переживают за безопасность детей, другим не нравится утомительный учебный график, когда у ребенка нет времени ни на что, кроме уроков, третьих не устраивает качество школьного образования.
Открепившись от школы и забрав ребенка домой, на семейное обучение, многие родители считают, что они больше никому ничего не должны, по крайней мере, до 9-го класса, когда ученику придет время сдавать государственные экзамены. Родители доказывают, что закон «Об образовании в РФ» дает им право не проходить промежуточную аттестацию после каждого года обучения. В свою очередь районные отделы образования настаивают, что промежуточная аттестация в школе – это не право, а обязанность «семейников», иначе как государство убедится, что ребенок действительно осваивает с родителями образовательную программу, а не валяет дурака.
Стоит отметить, что формулировка в законе на этот счет достаточно расплывчатая. «Обучение в форме семейного образования или самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», – говорится в ст.17 ФЗ «Об образовании в РФ». Возможно, авторы хотели сказать, что, несмотря на непосещение школы, ребенок все равно имеет право ежегодно подтверждать там свои знания и в итоге получить документы о получении общего среднего образования. Но родители трактуют формулировку однозначно: имеем право не проходить промежуточную аттестацию в школе. В этой связи Минобрнауки РТ еще в 2020 году издало приказ о необходимости разъяснить родителям «семейников» необходимость прохождения аттестации после каждого года обучения. Видимо, не удалось.
Именно на этой почве и возникла конфликтная ситуация в Нурлате.
ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЖИВОЙ
Как рассказал «РТ» петербургский юрист Никита Сорокин, к которому обратились родители 13-летней жительницы Нурлата, получающей семейное образование, инциденту с полицией предшествовал административный протокол о неисполнении обязанностей по воспитанию ребенка, который комиссия по делам несовершеннолетних выписала матери девочки за то, что она отказалась вести дочь на промежуточную аттестацию в школу.
– Я согласен, что ситуации с семейным образованием и родители бывают разные. Но в этой семье и мама, и папа реально занимаются образованием ребенка, – уверяет Сорокин. – Промежуточную аттестацию девочка проходит на электронных платформах, но семью принуждают проходить ее в школе. Когда мать отказалась, на нее составили административный протокол, мы решили его обжаловать в комиссии по делам несовершеннолетних. В ответ на это поздним вечером 21 сентября, уже практически ночью, семье нанесли визит полицейские и какие-то люди в штатском, видимо, представители районной администрации. Стучали, грозились взломать дверь, дескать, докажите, что ребенок у вас вообще живой. Когда им открыли, родному отцу девочки заявили: «Мужчина, а вы что здесь делаете, вы вообще кто такой?». Пришлось показывать документы, что он действительно отец.
По словам юриста, из-за визита незваных гостей девочка пережила сильный нервный стресс и сейчас родители уехали с ней на отдых.
– Как вернутся, мы, конечно, будем обжаловать эти незаконные действия. Что это вообще такое? Семья ничего не нарушила, по закону проходить обязательную аттестацию в школе нужно только после 9-го класса, а до этого – только по желанию, если родители сомневаются, усвоил ли ребенок знания, – настаивает юрист на добровольности промежуточной аттестации.
В свою очередь начальник отдела образования исполкома Нурлатского района Алсу Рахматуллина сообщила корреспонденту «РТ», что семья, о которой идет речь, забрала ребенка из школы после третьего класса, в 2019 году.
– С родителями у нас нормальные отношения, мы к ним стараемся по-хорошему, никакого давления не оказываем, – заверила начальник роо. – Но сейчас мы даже не знаем, к какой школе этот ребенок прикреплен, аттестована ли девочка за шестой класс и можно ли ее считать семиклассницей. Мама с нами на связь не выходит, на звонки не отвечает.
После скандального инцидента с полицией в роо решили провести круглый стол с родителями «семейников» (всего их в районе 25), чтобы в очередной раз убедить их в важности и нужности промежуточной аттестации.
Алсу Рахматуллина добавила, что в этом году у них в районе сдавал ОГЭ первый 9-классник-«семейник». В итоге сдать экзамены не смог, остался на второй год.
«ЗНАНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ХУЖЕ»
По данным Минобрнауки РТ, сейчас в республике получают семейное образование более 3,5 тыс. детей. Ежегодно это число прирастает примерно на 10% каждый год. При этом результаты ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам у «семейников» из года в год оказываются хуже, чем у тех, кто ходит в школу, отмечают в министерстве.
Например, в 2023 году средний бал ОГЭ по русскому языку у экстернов составил 3,8 против 4,1 у очников. Результат по литературе – 3,62 против 4,48 в пользу очников. Математику и историю «семейники» также сдали хуже, разница составила 0,3 и 0,61 балла соответственно.
А вот на ЕГЭ отставание более показательно. Средний результат по русскому языку у «семейников» ниже на 7,2 балла, по профильной математике – на 11,3, по обществознанию и литературе – на 13,4 и 13,2, по географии – почти на 38.
– При поступлении в вузы у нас настолько сильная конкуренция, что 1-2 балла играют большую роль, а тут – десятки баллов! Да, дети преодолевают на ЕГЭ минимальный порог, но по сравнению с обычными школьниками у тех, кто получал семейное образование, знания, безусловно, хуже, – констатировал в разговоре с корреспондентом «РТ» заместитель министра образования и науки РТ, руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Рамис Музипов.
Кроме качества образования в министерстве обеспокоены социализацией «семейников», которые растут и развиваются дома, как тепличные растения.
– Понятно, что в школе есть и плохое, и хорошее, не все дети между собой ладят, существует пресловутый буллинг, но это часть жизни, жизнь разная. Каждый в этой жизни должен получить двойку, четверку, пятерку, должен научиться общаться с ровесниками, со старшими, с представителями противоположного пола, с сильными и со слабыми. Так формируется личность. Тогда человек во взрослом возрасте будет знать, как реагировать на те или иные ситуации. К тому же все школьные проблемы можно решить: переводом из класса в класс, заменой учителя, переводом в другую школу и так далее. Закрыться от всего и не ходить в школу – это не выход. С учетом всего этого, мы, конечно, против семейного образования, – резюмировал Музипов.
БЕСПРИЧИННАЯ УПЕРТОСТЬ
На просьбу «РТ» расставить точки над «i» в вопросе, как часто «семейники» должны проходить промежуточную аттестацию, замминистра ответил – каждый год, и к школе дети должны быть прикреплены. К какой – право выбора родителей, можно выбрать как школу по месту жительства, так и любую другую, хоть частную (если у нее есть лицензия), хоть в другом регионе.
– Промежуточная аттестация соответствует элементарной логике: ребенок завершил программу первого класса, и, чтобы перейти во второй, он должен подтвердить, что освоил программу за предыдущий класс. Закон дал родителям полномочия обучать детей, а вот оценивать, переводить из класса в класс может только школа, у которой есть государственная аккредитация. И нас очень беспокоит беспричинная упертость родителей, не желающих проходить аттестацию. У нас в этом году даже были судебные споры по этому поводу, 6 дел, которые рассматривались не только в Татарстане, но и в Шестом кассационном суде в Самаре. И все судебные инстанции подтвердили нашу правоту. К таким упертым родителям у нас всегда возникает вопрос: в чем сложность привести ребенка в школу и показать знания? Никаких внятных аргументов в ответ мы не получаем. Говорят – не хотим, имеем право. А мы считаем, что родители нарушают право ребенка на образование. Он, по сути, становится заложником их непонятного упрямства. Если, как утверждают некоторые юристы, ребенок может явиться на экзамены только после 9-го класса, что прикажете делать, если вдруг выяснится, что знаний у него нет? Как компенсировать ему 9 лет? Если же пробелы вскроются через год семейного обучения, упущенное можно наверстать. Поэтому, если школа видит, что ребенок не освоил программу, по закону она может отменить семейную форму образования и вернуть ребенка в школу. Таки случаи уже есть.
Замминистра также добавил, что часть родителей сами возвращают детей в школы после того, как освоят с ними на дому программу начальных классов. Учить детей самостоятельно дальше, родителям становится сложно, а нанимать репетиторов не каждому по карману.