От «великого немого» до цифрового…

В этом году отмечается 100-летие татарстанского кинематографа, а в феврале свой вековой юбилей празднует одна из старейших в стране киноорганизаций «Татаркино». В связи с юбилейной датой вспоминаем некоторые яркие страницы киноистории республики.

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: tatarkino.ru

Созданное 13 февраля 1924 года под эгидой Татнаркомпроса кинообъединение Таткино стало первой в Поволжье госструктурой, которая сосредоточила в своих руках кинопроизводство и кинопрокат молодой республики. Кино к этому времени было объявлено «важнейшим из всех искусств», и если не все жители республики, то, по меньшей мере, казанцы уже почти не представляли без него своей жизни.

 

КАЗАНСКИЙ БУЛЬВАР КАПУЦИНОВ

Первый киносеанс в Казани состоялся 2 марта 1897 года в городском театре. Однако, несмотря на широкую рекламу сенсации не случилось. По свидетельству репортера газеты «Волжский вестник», кино крутили под аккомпанемент театрального оркестра «почти при полном отсутствии публики». Последняя сочла зрелище «из самого Парижа» балаганом. Правда, уже 6 мая театр был полон. Кроме «Прибытия поезда» братьев Люмьер, казанцы увидели киноленты «Коронационные торжества в России», «Купание негров», «Кавалерия» и другие.

 

Кинотеатр “Электра” в Казани.

 

К 1915 году в Казани насчитывалось 16 кинотеатров. Одним из первых открылся «Аполло» (впоследствии «Электра», а в советское время – «Татарстан») на нынешней улице Баумана. Еще до революции появились кинотеатры и в других городах губернии. Например, в Чистополе в 1910 году работали два «электротеатра» – «Мираж» и «Марс».

В кинотеатрах демонстрировались не только привозные ленты. Снимали кинохронику и сами казанцы. Одним из таких пионеров был Юлий Бренинг, владелец кинотеатра «Аполло». Например, сохранились кадры кинохроники, на которой запечатлен «выход Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов из городского театра после репетиции «Трильби» (1898 год). Среди них и молодой Василий Качалов. Еще одним раритетом является фильм «Взятие Казани» (первоначальное название – «Взятие Казани товарищем Троцким»), снятый в 1918 году после освобождения города от белочехов.

 

ЗА КАДРОМ «БУЛАТА-БАТЫРА»

Вскоре после создания Таткино был объявлен конкурс на «лучший сценарий из татарской жизни». Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. Отталкиваясь от предложенного им сюжета, известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий фильма «Булат-Батыр», который воплотил режиссер Юрий Тарич. Напомним, что картина рассказывает о судьбе татарского мальчика Асфана, волею обстоятельств попавшего на воспитание к князю Потемкину. Когда Асфан возвращается в родные места вместе с карательным отрядом для подавления пугачевского бунта, то узнает, что руководит восставшими крестьянами его отец Булат…

В фильме задействовали казанских актеров, а одним из ассистентов режиссера был молодой, никому еще не известный Иван Пырьев. Свои воспоминания, как проходили съемки, оставил известный татарский композитор Джаудат Файзи: «…Съемки шли в Кремле, на берегу Казанки. Пошел туда и я. Возле кремлевских стен, на нижних этажах башни Сююмбике видны пестро одетые люди, многие в чалмах. На возвышенностях – пушки, солдаты в драгунских, с хвостами, фуражках времен Екатерины. Вот подкатывает откуда-то машина с режиссером и главным оператором. Режиссер прокричал в рупор несколько команд и уехал, и тут возле кремлевских ворот настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики…».

Сохранились воспоминания и актрисы Галины Кравченко, снимавшейся в фильме. Например, она рассказывает, что режиссер никак не мог собрать массовку, поскольку татарки наотрез отказались прилюдно садиться в седло и скакать верхом. Подключились даже казанские власти, чтобы спасти положение. Но спасла его Кравченко, окончившая в свое время школу верховой езды. Она приняла участие в скачках на ипподроме и своим примером увлекла других. «…Риск оправдал себя, массовку мы подобрали. Женщины-татарки самолюбиво заявили, что они умеют ездить верхом не хуже московских киноактрис», – вспоминает звезда немого кино.

 

КИНО – В МАССЫ!

Стараниями «Таткино» в Казани также появился первый национальный кинотеатр «Чаткы» на улице Тукая. В зале, рассчитанном на 400 мест, показывали фильмы с субтитрами на татарском языке, либо во время сеанса работал специальный «глашатай-переводчик». Национальный кинотеатр никогда не пустовал, интерес зрителей был огромным. Судя по афишам, успехом пользовались один из первых советских детективов «Мисс Менд» с участием Игоря Ильинского и «Капитанская дочка» с Олегом Стриженовым.

 

 

Одним из важнейших направлений работы «Таткино» была организация кинопоказов в деревнях. С этой целью республика была поделена на восемь районов, и за каждым закрепили кинопередвижку с киномехаником. Маршрут разрабатывался заранее, по плану необходимо было организовать прокат не менее 20 фильмов в месяц. В Нацархиве РТ сохранились отзывы об этой работе: «В селе Биляр масса крестьян, в особенности подростки, видят киносеанс первый раз в жизни», «У нас в селе Куюки кино за всю Революцию первый раз».

К слову, даже сегодня, когда технологии шагнули далеко вперед, около 30 слегка модернизированных кинопередвижек по-прежнему на ходу и колесят по отдаленным селам республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще