От Минниханова к Лукашенко: что оставил после себя экс-глава Пестречинского района

Покинул пост главы Пестречинского района и отправился возглавлять представительство Татарстана в Белоруссии Ильхам Кашапов. Незадолго до отставки он начал масштабные проекты по развитию района – анонсировал строительство новых производств, детсадов и школ. Какое наследство оставил экс-руководитель своему преемнику и как его идеи оценивают эксперты? 

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: rais.tatarstan.ru

ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

 О карьерном скачке Ильхама Кашапова стало известно в минувшую субботу, в день его 52-летия. На совещании в Доме Правительства Раис Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что руководитель Пестречинского района оставит свой пост и возглавит представительство в Республике Беларусь. «Рустам Нургалиевич подчеркнул, что это важное направление для республики, много планов по расширению сотрудничества, поэтому нужен опытный человек, – прокомментировала событие пресс-секретарь главы нашей республики Лилия Галимова.

Ранее сообщалось, что Татарстан хочет нарастить внешнеторговый оборот с Белоруссией до двух миллиардов долларов.

Примечательно, что такой подарок (иначе перевод на работу международного уровня не назовешь) Кашапов получил в свой день рождения. Родился он в селе Ленино-Кокушкино Пестречинского района. Кандидат сельскохозяйственных наук. До назначения на должность главы района работал на птицефабриках Пестречинского и Зеленодольского районов, прошел путь от заведующего зоолабораторией до директора птицеводческого комплекса «Ак Барс».  Свой родной район он возглавлял более шести лет, с января 2018 года.

НАСЛЕДСТВО ЭКС-ГЛАВЫ

Под шквал критики за время руководства районом Ильхам Кашапов попадал в основном из-за густонаселенных Куюков, которые стали ярким примером, как нельзя делать застройку. В последние пару лет добавились жалобы и от жителей Царево и Богородского. Проблемы одни и те же: не хватает школ, детских садиков, поликлиник, дорог и общественного транспорта. А вот сданного и строящегося жилья – навалом. Из-за этого район уже не раз попадал в зону внимания прокуратуры.

Инфраструктура района явно не успевает за ростом населения. По итогам 2023 года его численность дошла до 66,4 тысяч человек, за последние пять лет рост в полтора раза. Район занимает четвертое место в республике по объемам строительства жилья.  В очереди в детсады стоит почти 3,6 тысячи детей, а в переполненном лицее «Алгоритм» в Куюках, который построили также при Ильхаме Кашапове в 2021 году, учится 2855 детей вместо положенных 1224.

В 2024-м ситуацию немного исправит введение двух детсадов на 600 мест суммарно в деревне Куюки и в селе Новое Шигалеево. По крайней мере, как говорил глава района, это позволит более-менее (с учетом права дозагружать группы еще на 50 процентов) закрыть потребность в садах у детей с трех до семи лет.

Также строится дополнительный корпус к лицею в Куюках на 800 мест, в итоге в сентябре школа распахнет двери для 3,5 тысячи учеников. В этом году лицей вместит всех желающих, но едва ли его мощности хватит надолго: ежегодно район прирастает как минимум на 700 детей, а значит, в скором времени нужно строить еще одну школу. Площадка для нее в Куюках уже есть. Но когда начнется строительство, пока неизвестно.

Актуальной остается и проблема транспортной доступности. В районе почти 200 км грунтовых дорог, на которых весной и осенью вязнут и бьют бамперы машины. Около половины сетей водоотведения и водоснабжения в районе требуют замены, что, в общем, неудивительно – это бич всего Татарстана.

От Минниханова к Лукашенко: что оставил после себя экс-глава Пестречинского района
Кашапов на фестивале “Скорлупино”, который проводится в Пестречинском районе. Фото: pestrecy-rt.ru

 КУРС – НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВ

Как стало известно «РТ», Ильхам Кашапов планировал активно развивать предприятия, чтобы снизить так называемую маятниковую миграцию, когда жители вынуждены ездить в город на работу. Большая промзона должна появиться около деревни Царево. Там планируется организовать два производства по изготовлению мебели, выпуску кондитерской продукции, а также три завода, где будут создавать дизельные генераторы, мини-теплоэлектростанции и железобетонные изделия. Помимо этого, в планах строительство аж 19 складов, которые в будущем намерены сдавать в аренду.

Сейчас уже более 950 предприятий района продают свою продукцию на маркетплейсах (плюс 27 процентов за год), поэтому склады пустовать не будут.  Все это будет строиться на деньги инвесторов, в общей сложности – более полутора миллиардов рублей вложений. На первом этапе планируется создать 230 рабочих мест, дальше, видимо, еще больше.

Помимо этого, в 2024 году расширяться планируют и действующие предприятия: завод по производству строительных инструментов «Волжский инструмент», кондитерское производство «Сластеныч» и производство медицинских изделий «Медфармсервис».

 «ЗАДУМКА БОЛЕЕ АМБИЦИОЗНАЯ, ЧЕМ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБОК»

Правда, здесь возникает резонный вопрос: если жители района перестанут ездить на работу в Казань (на те же заводы и предприятия), не приведет ли это к кадровому голоду в столице Татарстана? Наши эксперты уверены, что нет:

– Все-таки масштабы Пестречинского района и количество людей, которые оттуда ездят в Казань, не настолько грандиозные, чтобы повлиять на ситуацию с кадрами в  мегаполисе, – считает доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох. – И весьма вероятно, что те производства, которые создадут в Пестречинском районе, по сути, будут выведены из города – такая тенденция сейчас есть. К тому же, если организуют промплощадки, совсем не факт, что на них будут работать только жители Пестречинского района, наверняка какая-то часть персонала будет приезжать из Казани. То есть будет та же маятниковая миграция, но в обратную сторону.

Я думаю, тут задумка более амбициозная и сложная, чем решение проблемы с пробками. Это предполагает обеспечение прибавки к экономике района. Создать как можно больше точек роста и бизнеса, чтобы обеспечить развитие территории, – это цель, которую преследует любой глава. А вокруг бизнеса будет развиваться инфраструктура, владельцы заводов построят дороги, проведут коммуникации. Так что, безусловно, решение очень хорошее.

– Это не решит проблему с пробками. Вряд ли там появится достаточно рабочих мест, чтобы из района никто не уезжал. 230 вакансий – это немного. А вот грузопоток добавится, это точно. Ведь поставлять свою продукцию предприятия будут в первую очередь в Казань, – обозначил проблему завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич. – Решение вопроса с пробками единственное и банальное: строить дороги, пускать дополнительные маршруты общественного транспорта. Например, можно предусмотреть выход на новый Вознесенский тракт. Тогда поток рассредоточится.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще