Постоянные читатели нашей газеты наверняка помнят один из выпусков рубрики «Вернисаж», который был посвящен художнику Владимиру Акимову (на снимке). Именно он познакомил нас с маленькой чувашской деревушкой Ендурайкино, что в Самарской области.
События, происходящие там, кого хочешь заинтересуют, писали мы тогда. Тут и теленок с крыльями жил, вымахавший в большущую корову с огромным выменем, которая прилетала в обед домой, чтобы ее подоили, и – снова в поле. И петух, который рос не по дням, а по часам. Расплодились по деревне благодаря петуху-гиганту огромные куры. Мясо возили возами на базар. О таком чуде-явлении в деревне не забыли. Поставили своим героям памятник.
НАША СПРАВКА: |
Акимов Владимир Яковлевич. Окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РТ, народный художник РТ, заслуженный художник России, участник 71 международной и всероссийской выставок. Провел 23 персональные выставки в России и за рубежом (в Москве, Вене, Берлине, Ольденбурге, Ролли (США), Нью-Йорке, Казани и т.д.). Работы находятся в музеях России и во многих частных коллекциях мира. Преподает на кафедре «Дизайн» Камской государственной инженерно-экономической академии(ИНЭКА) КФУ, профессор. |
И подобных баек о родной деревне народный художник Республики Татарстан Владимир Акимов поведает вам сколько угодно. Колорит дорогого его сердцу края и людей, его населяющих, так сочно и ярко отображен в его полотнах, что даже весьма далекий от живописи человек непременно задержится у любой из его картин, будь то «Сооружение памятника петуху-гиганту», «Вероятность полета», «Сон дяди Вани» или другие, такие же по жанру, который сам Владимир Яковлевич определяет не иначе как «мифофантастический реализм».
– Знаете, человек всегда должен помнить о своих корнях, они истинный источник вдохновения, – говорит Владимир Яковлевич. – Ничего не надо придумывать, посмотри внимательно вокруг, прислушайся, открой сердце. Вот в нашем Ендурайкине все имели прозвища, в моей родне были Федька Хусейн, Санька Хошимин, Петька Деголь. Был и Яшка Кино, которого так прозвали за страсть к чудачествам и любовь к сочинительству. Такие байки придумывал, что разинув рот и стар и млад его слушали. С мечтою жить красивше, считал он. Так ведь прав был! Наверное, это стремление к красоте и вдохновляло меня…
Но Акимов не был бы самим собой, если бы оставался мастером одной темы. После института писал в классическом стиле: от знаменитых «Голубого утра», «Купальщиц» и «Сенокосного июня», репродукции которых были опубликованы в центральных журналах «Художник» и «Искусство», что было свидетельством признания таланта молодого художника, до «босховских» деревенских полотен. Доказал себе, что прекрасно владеет академическим письмом, но удовлетворения не было. Уверен, что уже не вернется к своей прежней манере, правда, за исключением портретов.
Особая тема в его творчестве – библейская. В начале девяностых годов ему предложили принять участие в росписи старейшего в Набережных Челнах храма Косьмы и Демиана. Эти два года стали той самой жизненной вехой, которая явилась очередной отправной точкой для художника.
– Через библейские и античные сюжеты мастер стремится найти ответы на вечные вопросы, волнующие человечество, а также найти ответы и для себя, – подчеркивает кандидат искусствоведения Дина Валеева. – Словно желая сказать, что все это – солнечная красота, спокойная жизнь, ясное, чистое небо, люди, занятые повседневным трудом, – очень хрупко и может исчезнуть в одно мгновение, так как неподалеку от всей этой мирной жизни существуют войны, беды, горе, страдания. Так художник пришел к созданию сюжетных многофигурных композиций, в которых стали выступать противоборствующие силы, где сильные становятся на защиту красоты и добра. «Иуда из Кариота», «Жаждущие распятия», «Каин и Авель» и другие, в которых Акимов обращается к масштабным, крупным полотнам, изображающим ужасы и страдания войн.
И вот – Армагеддон. Точнее, картина, которая именуется так: «Художник, зачем ты напоминаешь всем про страшного Армагеддона?».
– Полотно очень значительных размеров, трактующее мифологический сюжет битвы добра и зла, не оставит, думаю, равнодушным никого, – говорит главный редактор журнала «Художественный совет» Владимир Ларионов. – Оно было выставлено в Центральном доме художника на Крымском валу, что по соседству с Третьяковкой. В Москве одновременно проходит около сотни разных выставок и проектов, но вот одной из запоминающихся выставок последних лет, на открытии которой я присутствовал и выступал, несомненно, явилась масштабная персональная выставка народного художника РТ Владимира Акимова.
Перед зрителями предстал мастер, неравнодушный к окружающей его жизни. Само полотно очень сложное по композиционному решению и философскому содержанию. Художник как бы призывает: живя в мире и в красоте, не нужно забывать о силах зла, которые вселяются в души людей и которым нужно противостоять. Картина решена современным языком, мифологический сюжет обыгран и соединен с современностью в оригинальной композиции, состоящей из семи частей, и вызывает сильные эмоциональные переживания.
Владимир ЛАРИОНОВ, главный редактор журнала «Художественный совет»: | |
Полотно очень значительных размеров, трактующее мифологический сюжет битвы добра и зла, не оставит, думаю, равнодушным никого. |
Идея самой картины созревала у художника на протяжении трех десятилетий. В 1982 году молодой живописец в группе туристов посетил Бухенвальдский мемориал. Увиденные материалы страшных последствий войны оставили в его памяти неизгладимый след. В это же время произо-шли столкновения на Ближнем Востоке между Израилем и Палестиной, жертвами которых стали десятки тысяч человек. Тема бессмысленности и ужасов войны, уносящей тысячи жизней ни в чем не повинных людей, – основной мотив картины.
По мнению директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой, автор создал значительное произведение по силе воздействия и масштабу, которое стало заметным явлением не только в Татарстане, но и во всем российском искусстве. Это произведение сегодня хранится в фондах музея.
Для более яркого воплощения своей идеи художник создал многоплановое произведение, в котором соединены исторические события времен Древнего Египта, Александра Македонского, отражена разрушительная суть мировых войн. В центре композиции – фигура воинствующего и бессмысленно жестокого монстра в облике человека, алчущего все больше и больше жертв. Человеком управляет дьявол, и он губит все прекрасное, что противится его воле.
И тут же – прекрасный пейзаж, художник, вышедший на пленэр, вид на село под ясным небом, где живут в мире и согласии люди разных вероисповеданий (в центре села церковь и мечеть находятся на одной площади). Пастух мирно пасет свое стадо. Этот образ напоминает библейские строки о том, что каждый пастырь должен заботиться о чистоте и духовном здоровье своей паствы. Рядом с художником – жена и дочь, как символы залога продолжения жизни на прекрасной, цветущей Земле.
Глядя на полотно, хочется остановиться, оглядеться и задуматься над бытием… Именно к этому призывает нас автор.
Стоит прислушаться к совету мастера кисти!