Полностью открыть трассу от Казани до Москвы планируется к 20 декабря, и тогда домчаться из столицы Татарстана до Первопрестольной на автомобиле можно будет не за 12 часов, а за 6,5. Правда, за скорость придется заплатить.
ВПЕРЕД, НА ВОСТОК!
Напомним: магистраль М-12 «Восток» – один из самых масштабных дорожных проектов в современной России. Дорога строится по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» в рекордные сроки. Строительство началось летом 2020 года, в сентябре нынешнего был полностью сдан участок от Москвы до Арзамаса протяженностью 415 км. «Наши планы в сфере дорожного строительства будут обязательно расширены и, уверен, реализованы в полном объеме, – заявил на открытии Президент России Владимир Путин. – В том числе это касается дальнейшего развития магистрали «Восток». Ее предстоит продлить до Екатеринбурга и Тюмени, а в перспективе – до других регионов Сибири и Дальнего Востока».
И вот готов очередной отрезок трассы, который проходит через Чувашию и Татарстан. Сегодня председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко сообщил об этом Премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
СТРОИЛИ ДНЕМ И НОЧЬЮ
В канун сегодняшнего открытия для журналистов организовали пресс-тур на трассу, чтобы оценить масштабы грандиозной стройки. Кроме самой дороги, показали новый мост через Волгу, который соединил левый берег великой реки у деревни Орел Лаишевского района с правым – у деревни Гребени Верхнеуслонского (этот мост входит в следующий отрезок трассы, который должны открыть к 20 декабря).
– Мы сейчас находимся рядом с первой опорой моста, длина которого составляет 3362 метра. Это самое протяженное искусственное сооружение на трассе М-12. 3 200 строителей трудились на этом объекте и днем, и ночью, – рассказал журналистам начальник производственной службы КУП «Казань» АО «Дороги и мосты» Михаил Новоселов.
По словам нашего «экскурсовода», для возведения опор мостовикам потребовалось 82 тыс. кубометров бетона (для сравнения: объем типового плавательного бассейна на Олимпийских играх – 2 тыс. кубометров). Высота проезжей части над поверхностью воды составляет 50 м (примерная высота 14-этажного дома).
ПОЗАБОТИЛИСЬ И О ЗВЕРЯХ
Едем на автобусе дальше. Руководитель проекта строительства 8-го этапа трассы М-12 госкомпании «Автодор» Рашит Хазипов рассказывает, что для строительства насыпей автодороги на правом берегу Волги было использовано 14 млн кубометров грунта, на левом — 8 млн (для сравнения: объем пирамиды Хеопса — 2,5 млн кубов). Сейчас идет благоустройство откосов трассы.
Предполагается, что через каждые 50 км на трассе по обеим ее сторонам разместятся АЗС и зоны отдыха. Позже вдоль магистрали появятся также гостиницы и автоцентры.
Безопасность — один из приоритетов при строительстве трассы М-12. Кроме надземных и подземных пешеходных переходов, проектировщики и строители предусмотрели в местах миграции диких животных переходы и для них – экодуки и подземные тоннели. А по бокам трассы установлены специальные сетки, чтобы лось или кабан случайно не выбежали на дорогу. Всего на территории Татарстана создано семь таких сооружений.
БЫСТРЕЕ И ПРОЧНЕЕ
Останавливаемся у памятного знака — огромные буквы на откосе трассы: «М-12 Восток» и гербы России и Татарстана.
Здесь нам рассказывают еще об одной прогрессивной технологии, которую применяют специалисты Автодора при возведении опор мостов на автомагистрали, – заливке бетона методом скользящей опалубки. Опалубка вокруг будущей опоры моста поднимается на 5 см и в нее непрерывно заливается бетон. Таким образом за сутки опора вырастает примерно на метр. Применение этой технологии позволяет значительно ускорить процесс строительства. Кроме того, бесшовные монолитные конструкции увеличивают прочность сооружения. Технология скользящей опалубки применялась при возведении шестипролетного моста через реку Свияга на свайном основании из монолитного железобетона. Длина этого сооружения, которое расположено на открытом сегодня отрезке трассы, составляет 1,36 км, ширина – 20 м (по две полосы в каждую сторону).
ПЛАТА ЗА СКОРОСТЬ
Установленная скорость на трассе М-12 – 110 км/ч. Взимать плату с автомобилистов будут с помощью системы «Свободный поток»: машины, не снижая скорости, проезжают под рамками, на которых установлены камеры и датчики. Счет за проезд формируется автоматически, с учетом пройденного расстояния и класса автомобиля. Оплата списывается с транспондера, за совершенную поездку также можно оплатить счет через мобильное приложение «Автодор» или в личном кабинете на сайте компании.
Насущный вопрос: сколько будет стоить проезд от Казани до Москвы по скоростной магистрали? Точный тариф станет известен после того, как в декабре сдадут оставшиеся отрезки трассы длиной 242 км и запустят по дороге движение.
На уже работающем отрезке от Москвы до Арзамаса длиной 415,5 км проезд для легкового автомобиля стоит 2 821 руб (6 руб. 78 коп. за 1 км). Соответственно, можно предположить, что домчаться из столицы Татарстана до столицы России можно будет примерно за 6 тысяч рублей. При этом действует программа лояльности от Автодора: с транспондером T-pass можно получить скидку до 15% от стоимости проезда.
Продолжением платной скоростной автомагистрали к востоку от Татарстана станет участок до Екатеринбурга протяженностью 275 км. Сейчас там идут активные работы. На объекте задействовано более 4 тыс. рабочих и около 2 тыс. единиц техники, чтобы успеть сдать дорогу в 2024 году.
P.S. Трасса М-12 «Восток» свяжет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», ЦКАД). Новая трасса станет частью международного транспортного коридора «Россия» длиной 12 тыс. км от Санкт-Петербурга до Владивостока.