На августовском педсовете обсудили успехи, проблемы и перспективы республиканской образовательной системы
Глобальная конкурентоспособность России на международной арене – задача номер один, и вся работа нашей системы образования должна быть направлена на то, чтобы помогать стране решать эту задачу. Эта мысль стала сквозной на традиционном августовском совещании работников образования и науки республики, которое, как мы уже рассказывали, прошло в четверг в Кукморе с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова.
А что же должно обеспечивать эту конкурентоспособность? Точнее, кто? Конечно, люди, профессионалы, благодаря которым будет возможно полноценное развитие экономики. Именно поэтому человеческий капитал, подчеркнул Рустам Минниханов, – основной приоритет республиканской «Стратегии-2030».
Между тем человеческий капитал, талантливые люди не берутся ниоткуда, их должна готовить (и готовит) система образования. Успехи ее, напомнил, открывая пленарное заседание большого педсовета, министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов, бесспорны. Каждый год в республике растут средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике, все меньше становится тех, кто не получает аттестата, не сумев преодолеть на Едином государственном экзамене минимальный оценочный порог. Все больше становится стобалльников. В этом году их было 182 человека, причем 10 из них показали абсолютный результат сразу по двум предметам.
Международные исследования теперь коснутся и самых маленьких. Первоклассников Татарстана планируется тестировать по системе диагностики iPIPS, которая поможет разработать индивидуальную траекторию развития ребенка, дать педагогам и родителям конкретные рекомендации по каждому малышу
С выпускниками-стобалльниками Рустам Минниханов встретился в кукморском районном Доме культуры перед пленарным заседанием совещания. Поздравив школьников с первым серьезным успехом, Президент порадовался также тому, что все больше юных татарстанцев, показавших отличные результаты на ЕГЭ, остаются учиться в республике. В этом году таковых около 60 процентов. Это свидетельствует о высоком рейтинге татарстанских вузов. Впрочем, выразил надежду Рустам Минниханов, даже те, кто уедет учиться в Москву и Санкт-Петербург, связей с родиной не потеряют. «Мы хотим сохранять с вами контакты, где бы вы ни жили. Вы наша гордость, и, конечно, мы будем рады, если вы захотите после учебы вернуться, – обратился Президент к вчерашним школьникам. – Помните, что отлично сданные экзамены – это только первый шаг на пути к успеху. Не сбавляйте обороты. Надо всегда быть на полшага впереди всех, только тогда вы будете конкурентными».
В свою очередь молодые люди получили возможность задать Президенту интересующие их вопросы. Например, о том, как найти после вуза хорошую работу, если серьезные компании ищут в основном сотрудников, имеющих уже профессиональный опыт. Это действительно серьезная проблема, согласился глава республики. Поэтому очень важно, чтобы работодатели, основные заказчики кадров, действовали с вузами в одной связке. Хорошо, когда они еще во время учебы берут студентов к себе на практику, тогда и получают на выходе не «полуфабрикат» с дипломом, а полноценного сотрудника. Рустам Минниханов напомнил, что ряд татарстанских вузов уже активно развивает дуальное образование – когда не менее половины учебного времени студент проводит на предприятии, постигая основы профессии. Уже 110 вузовских кафедр действуют на предприятиях республики, рассказал Президент.
Рустам МИННИХАНОВ, Президент РТ: | |
Мы хотим сохранять с вами контакты, где бы вы ни жили. Вы наша гордость, и, конечно, мы будем рады, если вы захотите после учебы вернуться. Помните, что отлично сданные экзамены – это только первый шаг на пути к успеху. Не сбавляйте обороты. Надо всегда быть на полшага впереди всех, только тогда вы будете конкурентными. |
Причем, позже отметил Президент в ходе пленарного заседания, дуальное образование важно развивать и в учреждениях среднего профессионального образования, которые сегодня тоже нужно выводить на мировой уровень. Ведь требования к рабочим кадрам теперь не ниже, чем к выпускникам высшей школы. Например, представители компаний, работающих в ОЭЗ «Алабуга», на недавней встрече с главой республики называли такие желаемые компетенции своих потенциальных работников, что раньше не каждому вузовскому инженеру давали.
Что интересно: сегодня одно из требований к рабочим современных международных предприятий – обязательное знание английского языка. По качеству его преподавания в татарстанских школах, напомнил в своем выступлении Рафис Бурганов, еще недавно были большие вопросы. Но сейчас, заверил министр, ситуация исправляется. Всероссийские проверочные работы показали, что наши школьники вполне готовы к появлению обязательного ЕГЭ по иностранным языкам (предположительно, это произойдет в 2022 году).
Кстати, о проверочных работах. Очень важно, отмечали и министр, и Президент, участвовать в международных тестовых испытаниях. Потому что внутренние школьные проверки на уровне муниципальных районов, увы, констатировал Рафис Бурганов, не всегда бывают объективными. В этом году в такой необъективности, завышении оценок, уличили 49 школ. Радует, что в прошлом году их было 182. Огорчает, что районные руководители не всегда правильно реагируют на результаты проверок. Например, если оценки получены ниже желаемых, применяют различные карательные меры вместо того, чтобы тщательно проанализировать причины неудач и оказать школам и учителям методическую помощь. Вот в ноябре, как мы уже писали, будут результаты участия наших школьников в международном исследовании PISA. Их надо, подчеркнул Президент, проанализировать внимательно. Потому что они будут свидетельствовать о конкурентных возможностях нашей молодежи на мировом уровне.
Кстати, международные исследования теперь коснутся и самых маленьких. Первоклассников Татарстана планируется тестировать по системе диагностики iPIPS, которая поможет разработать индивидуальную траекторию развития ребенка, дать педагогам и родителям конкретные рекомендации по каждому малышу.
Результаты такой диагностики помогут оценить и уровень работы наших детских садов. Они теперь, напомним, официально признаны первой ступенью общего образования, а значит, требования к ним сильно поменялись. В то же время детских садов у нас по-прежнему не хватает. И это, конечно, не лучшим образом отражается на демографической ситуации, которая, отметил Рустам Минниханов, сейчас не радует. Между тем в соответствии с майскими указами Владимира Путина необходимо к 2021 году полностью решить вопрос доступности дошкольного образования для детей до трех лет. В Татарстане, рассказал Президент, в 2018–2019 годах появится 29 новых детсадов более чем на шесть тысяч мест. Но этого мало. Нужно развивать вариативные формы дошкольных учреждений. Например, открывать группы на базе многодетных семей. «Соответствующий опыт у нас имеется, но желающие открыть такие группы часто сталкиваются с различными трудностями и барьерами, – отметил глава Татарстана. – Их создают различные проверяющие из муниципалитетов, Министерства образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора». Президент посоветовал представителям контролирующих ведомств помогать людям, которые хотят открывать альтернативные детские сады, – разработать для них рекомендации, всячески поддержать.
За последние восемь лет консолидированный бюджет отрасли вырос почти в три раза и составляет сегодня около 90 миллиардов рублей. Это огромные ресурсы. Но республика рассматривает эти вложения не просто как выполнение социальных обязательств государства. Она считает их инвестициями в свое будущее
Конечно, не могли обойти стороной на педсовете вопросы национального образования. Для него, отметил Рустам Минниханов, прошедший учебный год был непростым. Но из этого сложного периода надо извлечь уроки. «То, что длительное время не решался ряд вопросов, – это в том числе наше упущение, – констатировал Президент. – В ряде школ были проигнорированы конституционные права граждан на изучение родных языков. Выбранные учебные планы не позволили реализовать соответствующие потребности. Муниципальные образования, как учредители школ, тоже не проявили должного внимания к этому важнейшему вопросу. Сегодня основные задачи в данном направлении определены. Это совершенствование методик преподавания государственных и родных языков, создание цифрового учебно-методического комплекса по языкам, воспитание уважительного отношения подрастающего поколения к представителям разных национальностей и конфессий, к языку и культуре, традициям и обычаям. Важно, чтобы учебные планы и программы, с одной стороны, учитывали обязательность изучения родного языка, а с другой – особенности контингента обучающихся.
Не обошел стороной Президент в своем выступлении и науку. «Академия наук Татарстана более четверти века играет важную роль в поддержании научного потенциала республики, – отметил он. – Но сегодня она нуждается в дальнейшем развитии, в том числе с учетом стремительно меняющихся экономических реалий. Мы вливаем туда средства и должны понимать, какие задачи хотим решить. В этой связи с 2019 года Академия наук получит государственное задание, сформированное на основе перспективных направлений, определенных нашими министерствами, ведомствами и крупными предприятиями».
В целом, констатировал в своем выступлении Рустам Минниханов, надо всегда помнить, что сфера образования в течение многих лет остается для руководства республики приоритетной. Достаточно сказать, что за последние восемь лет консолидированный бюджет отрасли вырос почти в три раза и составляет сегодня около 90 миллиардов рублей. Это огромные ресурсы. Но республика рассматривает эти вложения не просто как выполнение социальных обязательств государства. Она считает их инвестициями в свое будущее.