На границе Европы и Азии, в уникальном уральском природном парке «Оленьи ручьи» у высокой скалы, что по-над рекой Серга, стоит ангел. У него есть имя – Ангел единой надежды. Росту в нем всего 70 сантиметров и весу 36 килограммов. Прижав руки к груди и сложив крылья, он задумчиво всматривается вдаль.
Этих ангелов в мире только семь, и остальные, согласно всемирному гуманитарному проекту «Единая надежда» шведской художницы Лены Эдвалл, «живут» в Австралии, Канаде, Перу, меланезийской Республике Вануату, в африканской Мали и на Гавайских островах. «Они обнимут планету, защищая ее от страха и отчаяния, порожденных войнами, террором, природными катастрофами. Вместе они сформируют единое пространство мира», – так предполагает автор.
Наш российский Ангел надежды, так уж получилось, смотрит не куда-нибудь, а в сторону Аракаево. В этом древнем селе Нижнесергинского района Свердловской области вот уже восемь веков обитают наши соплеменники. Их тут всего-то около пяти сотен из 170 тысяч живущих в области. Но наш интерес к этому селу далеко не случаен.
ЗА ТАЙНАМИ – В ПЕЩЕРЫ, В ГЛУБЬ ВЕКОВ – К КОРНЯМ
Дорога в Аракаево – конечную точку нашего очередного путешествия – просто сказочная. То она зажата вековой тайгой, то вырывается к бурной реке, то поднимается в гору, то ныряет в котловину. Вот такой очередной «нырок» и открыл перед нами древнее село. Мы только ахнули. Аракаево уютно, как в ладонях, примостилось в низине у подножия поросших могучими елями и пихтами гор, вдоль полноводной реки Нижняя Серга, давшей название району и еще нескольким поселениям.
Ее окрестности мало изучены археологами. Тайны здешних цивилизаций до сих пор остаются неразгаданными. Это район активного карста, здесь каждый может найти новую, неизвестную пещеру или вновь открывшийся ход в уже известной. И никто не скажет заранее, какие тайны она обнажит на сей раз.
В России немало многонациональных регионов, Свердловская область в их числе. И эта земля, будто магнитом, тянула к себе народы, этносы, племена… В свое время жили здесь тюркоязычные племена сырянцев, бачкырцев и терсяков. Вот последние-то нас и интересуют, поскольку жители татарского села Аракаево и есть их далекие потомки.
Аракаево уютно, как в ладонях, примостилось в низине у подножия поросших могучими елями и пихтами гор, вдоль полноводной реки Нижняя Серга, давшей название району и еще нескольким поселениям
В XVI — начале XVII века терсяки жили в верховьях реки Чусовой до реки Уфы, где была Терсяцкая волость. Нынешнее Аракаево – единственное в Свердловской области село, которое относилось к этой волости. К ревизии населения, проводившейся в Российской империи в 1834 году, местные жители считались татарами. По данным на 1859 год, в Аракаево насчитывалось 22 двора, где проживало около 200 человек. К концу XIX века село считалось одним из самых образованных татарских сел. Здесь действовали соборная мечеть и одна из первых национальных школ региона.
В новых социально-экономических условиях, после реорганизации местного совхоза, были созданы несколько крестьянских хозяйств и кооперативов. С 1998 года здесь действовала татарская национально-культурная автономия села, но затем она, как юридическое лицо, перестала существовать, а ее цели и задачи переместились на вновь созданнное муниципальное учреждение культуры «Национальный культурный комплекс села Аракаево» Михайловского муниципального образования. Именно данный шаг стал спасательной шлюпкой в бурных водах перемен, новой отправной точкой для развития. Ведь в муниципальное учреждение вошло десять библиотек, музей, шесть домов культуры Нижнесергинского района. Базой для национального комплекса стал Дом культуры, который в свое время был признан самым скандальным долгостроем области, но в 2012 году при активном участии депутатов Законодательного собрания области Альберта Абзалова и Владимира Терешкова было сдано в эксплуатацию.
С ИМЕНЕМ САРДАРИИ
Если кто в татарском мире с ходу и не вспомнит широко известное нынче село Аракаево, то уж имя «Сардария» известно практически всем. Сегодня так именуется знаменитый фольклорный ансамбль, созданный в 1958 году. Назван коллектив в честь его основательницы Сардарии Нигаматовой.
Семья Нигаматовых приехала в Аракаево в конце 50-х годов, после окончания педучилища. Муж Сардарии Акрам родом из этих мест, вот и жену привез в свое село. Здесь они учили сельских ребятишек, учились и сами, заочно получая высшее образование, растили троих сыновей. Акрам Хизбуллович затем многие годы возглавлял местную школу, а Сардария взяла на себя руководство клубной самодеятельностью. Она была и педагогом, и солисткой, и режиссером, и костюмером.
Как вспоминает нынешний художественный руководитель ансамбля, директор Аракаевского национального комплекса Салават Губаев, Сардария была небольшого росточка, с негромким голосом, однако характер имела просто железный. Довольствуясь скромным учительским окладом, наотрез отказывалась от денег за свой общественный труд. Как-то она получила деньги, накопившиеся за несколько лет такой работы и тут же перечислила эту немалую сумму в Фонд мира. Руководители фонда поступили благородно: отправили на эти деньги самодеятельных артистов на гастроли в Румынию. Там, вспоминает Салават Губаев, специалисты отмечали не только задор, мастерство, филигранную отделку номеров, но и верность фольклорным традициям — в репертуаре, костюмах, манере исполнения. «Незадолго до ухода Сардарии Заветовны из жизни мы уговорили ее дать ансамблю свое имя», – говорит художественный руководитель ансамбля.
Еще в 1961 году ансамбль стал лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельного творчества трудящихся и выступал в Кремле в Москве на заключительном концерте смотра. В 1974-м ему было присвоено звание «народный коллектив самодеятельного творчества», а в 2014-м — звание «Заслуженный коллектив народного творчества РФ». Только за последние два года коллектив признан обладателем главной награды и лауреатом семи всероссийских и межрегиональных фестивалей и конкурсов.
По данным на 1859 год, в Аракаево насчитывалось 22 двора, где проживало около 200 человек. К концу XIX века село считалось одним из самых образованных татарских сел. Здесь действовали соборная мечеть и одна из первых национальных школ региона
Как отмечает министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, уникальность ансамбля «Сардария» заключается не только в репертуаре, высоком исполнительском уровне коллектива, но и в уникальных костюмах участников ансамбля. Это аутентичные костюмы уральских татар, выполненные в технике ручной тамбурной вышивки крючком, где на неприметном черном сатине умелыми руками участниц ансамбля созданы настоящие шедевры прикладного искусства, старинные узоры и орнаменты.
ВЫШИВАЯ ЦВЕТОМ СВОЮ ЖИЗНЬ
С ансамблем «Сардария» я познакомилась на Первом всероссийском фестивале «Тугэрэк уен», который ежегодно проводит татарстанский Республиканский центр развития традиционной культуры. Здесь коллектив был признан лучшим и получил Гран-при. По итогам того конкурса, помнится, и мы вручили ему специальный приз «За верность народным традициям» нашего проекта «Алтын майдан».
В коллективе почти двести участников. Сами аракаевцы смеются: мол, половина села на сцене, половина – в зале. Это четыре поколения артистов разных возрастов от 3 до 86 лет. За многолетнюю историю в нем сложились творческие семейные династии – Губаевых, Хакимовых, Гафаровых, Байгужиных, Нигаматовых. Основу ансамбля составляет старшая фольклорно-этнографическая группа в количестве 20 человек – они стояли у истоков коллектива.
– В такой бережной, кропотливой работе с вековыми традициями быта и культуры своей этнической группы и заключается рецепт сохранения всего татарского народа в его разнообразии субэтносов, – говорит главный хормейстер Госансамбля песни и танца РТ, народная артистка РТ Венера Гараева, с которой недавно мы оказались вместе на межрегиональном фольклорном фестивале «Сардария». – Аракаево уникально тем, что здесь живой народный язык, обычаи, традиции, памятники древности. Здесь уникальный фольклор. Жители же села просто кладезь богатейшего лингвистического и этнографического материала. Ведь сохранившиеся до наших дней местные говоры являются важнейшим источником древней этнической истории народа. Та же обрядовая терминология является сокровищницей языка, с одной стороны, а с другой – зеркалом духовной культуры народа.
За эти годы коллектив ансамбля провел большое количество фольклорных экспедиций, собрав богатейший аутентичный материал по обрядам, песням и танцам, который составляет основу его репертуара. Высокой оценки фольклористов удостоилась в свое время старинная песня-плач, напев, которым невесту провожали из родительского дома, подаренный коллективу старейшей жительницей села Анвар-апой. Этот плач прочно вошел в репертуар ансамбля и продолжает завораживать зрителей и слушателей своей мелодичностью, красотой и грустью. Почтенная Гульсира-апа открыла артистам-землякам старинный танец «Ленок», в котором хореографическим языком воспроизведены трудовые процессы – от посева льна до изготовления полотна. Не случайно специалисты из столицы Татарстана постоянно отмечают исконность здешнего репертуара, взятого не из печатных изданий, а из самой жизни.
Одно лишь хочется сказать: все упирается в человека, в личность, которая, не боясь трудностей, взвалит на свои плечи все проблемы и потянет за собой тяжелый воз задач, обязанностей, бытовых неурядиц. Селу Аракаево в этом плане повезло.
В коллективе почти двести участников. | |
Сами аракаевцы смеются: мол, половина села на сцене, половина – в зале. Это четыре поколения артистов разных возрастов от 3 до 86 лет. Основу ансамбля составляет старшая фольклорно-этнографическая группа в количестве 20 человек – они стояли у истоков коллектива. |
– Душа и сердце ансамбля «Сардария» – обыкновенный сельский парень, двадцать пять лет назад пришедший в сферу культуры и нашедший в ней свое призвание, беззаветно преданный своей малой родине, – говорит главный специалист по стратегическому развитию свердловского Дворца народного творчества Ирина Терехова. – Это Салават Губаев, который сегодня является председателем Совета директоров татарских клубных учреждений Свердловской области. В настоящее время он является председателем Думы Михайловского муниципального образования, что говорит о его большом авторитете среди земляков. Он пришел в ансамбль после службы в армии и очень скоро стал его ведущим артистом. Через полгода после ухода из жизни Сардарии Нигаматовой Салават возглавил прославленный коллектив. Сегодня он уже автор и руководитель нескольких крупных межрегиональных и областных проектов по сохранению и развитию традиционной татарской культуры.
Сам же Губаев свои заслуги признавать не спешит.
– Знаете, это ведь не просто работа, за которую получаешь какое-то вознаграждение, – говорит Салават Сагетдинович. – Это моя жизнь в моем родном селе. Мы все переживаем одни и те же мгновения взлетов и неудач. Когда в 1995 году сгорел наш старенький деревянный клуб на 50 мест, и мы остались буквально без крыши над головой. На протяжении семнадцати лет не то что репетиции – концерты давали в коридоре старенькой школы. И это нужно было нам пережить вместе. Как и новоселье в выстраданном комплексе. Но ведь и проблемы, к сожалению, не убывают…
БЕЗ НАДЕЖДЫ НЕТ БУДУЩЕГО
Проблемы из тех, что сегодня общие для всего татарского народа.
– Вызывает тревогу то, что татарский язык в исконно татарских школах преподается даже не как предмет, а как факультатив, – отмечает начальник отдела по взаимодействию с регионами России исполкома Всемирного конгресса татар Марс Тукаев. – В исконно татарских деревнях начальное образование дети также получают на русском языке. А ведь в Федеральном законе «Об образовании» прямо сказано: «Граждане РФ имеют право получать всеобщее образование на родном языке»…
Если говорить об Аракаево, то сегодня здесь закрыли и детский сад, и школу, мотивируя это оптимизацией. Детей возят в соседний Михайловск. Хотя, по подсчетам, содержание транспорта стоит далеко не так недешево, как это пытаются преподнести. А вот обойдется в перспективе куда как дороже, ведь те же дети вырваны из социума, из своей среды обитания, и год за годом в них нарастает отчуждение от родных корней.
Нередко приходится слышать, что, мол, увлекся Всемирный конгресс татар праздниками. Однако именно праздники дают возможность обратить внимание на проблемы, помогают найти контакты с руководством регионов для решения насущных вопросов.
В селе Аракаево умеют создавать праздники, но вот проблемы народа одним не решить…