ООН: вверх по лестнице мудрости

Мир приближается к рубежной дате – 75-летию ООН, которую жители планеты Земля будут отмечать в июне будущего года.

 

Tagirov_kazguki-e1473964918610Мир приближается к рубежной дате – 75-летию ООН, которую жители планеты Земля будут отмечать в июне будущего года. На счету Организации Объединённых Наций – масштабный каталог исторических побед, в повестке дня – Монблан нерешённых проблем, дорожная карта движения человечества, всех народов мира в будущее.

 

Столица Татарстана Казань, успевшая утвердиться в статусе одной из «гаваней» ЮНЕСКО, также предметно готовит себя к роли институционального партнёра ООН. Установлены горизонтальные связи татарстанских промышленно-технологических флагманов и университетов с профильными департаментами самой авторитетной организации мира. В городе созданы региональная ассоциация содействия ООН, кафедра, клуб и школы ООН. 4–7 декабря казанцы зажгут стартовый огонь 75-летия Организации Объединённых Наций. В сериале предъюбилейных акций форум «Казанская модель ООН – ЮНЕСКО», «Дни ООН в Татарстане», научно-практические чтения «ООН – символ мира поствоенной эпохи», круглые столы, презентация научных трудов, посвящённых истории и деятельности ООН, выставки, встречи с дипломатами, в числе которых директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов и председатель исполкома Всемирной федерации ассоциации содействий ООН Алексей Борисов. Всё это явные признаки того, что Организация Объединённых Наций входит в Татарстан «всерьёз и надолго».

 

НАЧАЛО: ЛИГА НАЦИЙ

Прообраз ООН в качестве всеземного, всепланетарного ареопага, начиная с мифологических сюжетов о «собрании богов» и до идей всемирного правительства, существовал в представлении лучших умов всегда. Мысль о необходимости управления земным бытиём вытекала из инстинкта выживания человеческого рода и укреплялась по мере поступательного движения истории в качестве высшей ценности. Она стала неизбывной, увлекательной, вдохновительной мечтой, прочно вошла в подкорковое сознание сообщества людей. Из предмета философских дискуссий и отвлечённых разговоров о «высоком» она уверенно входила в актуальную повестку дня, особенно ярко возгораясь на рубежно-поворотных этапах всемирной истории. Нужна была большая дистанция во времени от дикости до цивилизованности, потребовались трагические встряски и акты масштабных человеческих жертвоприношений, чтобы остудить пыл агрессивности и погасить пламя войн. Всё более настоятельным императивом становилась задача извлечь из истории поучительные уроки, за которые заплачено миллионами бессмысленно загубленных жизней и трагическими «зарубками» в исторической памяти, напоминающими человечеству об опасности взаимоуничтожения, предупреждающими от сползания в пропасть.

Первая мировая война стала одним из таких поучительных уроков. Только подойдя к крайнему рубежу, человечество наконец-то решило создать коллективный орган, ответственный за обеспечение своей безопасности. Такой первой во всемирной истории международной организацией стала Лига Наций, принципы которой были заложены еще Иммануилом Кантом в конце ХVIII века в трактате «К вечному миру». Философ впервые описал культурно-философские основы будущего объединения Европы.

Учреждённая в 1919 году Парижской мирной конференцией Лига Наций, международная межправительственная организация, в своём уставе декларировала цели содействия сотрудничеству между народами, обеспечения гарантий мира и коллективной безопасности, разоружения, предотвращения военных действий, регулирования споров между государствами путём переговоров, улучшения качества жизни на планете.

Роль Лиги Наций и в прошлом, и ныне оценивается по-разному. Нельзя отрицать, что ей не удалось удержать корабль человечества в режиме штиля, в результате чего разверзлась новая военная катастрофа планетарного масштаба. Но несомненно, что для будущего была сотворена некая «калька», апробирована модель всемирно-коллективного действия. ООН, прямой наследнице Лиги Наций, предстояло открыть новую главу в истории эволюции.

 

ПОБЕДА РАЗУМА

Вопрос о своевременности конструирования Организации Объединённых Наций, этого «рукотворного» феномена, несёт в себе глубокий философский, мировоззренческий и гносеологический смысл. Почему она родилась именно в 1945 году, не позже и не раньше? Какая нужна была сила, сколь мощным должен был стать толчок для прорыва к озарительной идее (inсite) – идее создания Храма мира?

Сама идея родилась на стыке двух исторических альтернатив – войны и мира, на краю пропасти, разделяющей два начала – бытие и исчезновение. При всей кажущейся спонтанности спасительной мысли о координации усилий миролюбивых сил планеты она была итоговым интеллектуальным продуктом долгой эволюции человечества, его коллективного ра­зума. В этом контексте значение сооружения Дворца мира наций может быть приравнено к таким исторически значимым зарубежным актам, какими были переходы от древности к Средневековью, Новому времени и современности. ООН стала очередной ступенью движения человечества «вперёд и вверх» по лестнице мудрости.

«Сегодня мы принимаем идею ООН как должное, – справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. – Однако для того, чтобы она родилась, были приложены огромные усилия по преодолению разногласий между государствами». Казалось бы, опыт Первой и Второй мировых войн, почти на четверть сокративших человеческо-демографический потенциал, трагедия Дахау и Освенцима, зловещие тени фашизма, геноцида и расизма, нависавшие над послевоенным миром, должны были стать исторической почвой не только для безоговорочного, но и эмоционально-подъёмного восприятия инициативы «группы мудрецов» первой волны по созданию ООН. Идеологический фактор, незавершившаяся «война» проектов мирового гегемонизма осложняли задачу её претворения в жизнь.

 


Основным фактором создания ООН стала победа советского народа над фашизмом. Речь не о пальме первенства в деле сооружения Организации, а об адекватности исторической памяти. Важно помнить: совпадение во времени двух великих актов эпохи – победы СССР в Великой Отечественной войне и победы идеи ООН – не случайно


 

Запад даже тогда, когда человечество находилось на наковальне между войной и миром, смертью и жизнью, пытался подложить под Организацию Объединённых Наций мину замедленного действия. Для США победа над фашистской Германией открывала перспективу перехватить инициативу и возможность монопольного лидерства в послевоенном мире. Достижение этой цели связывалось с созданием подконтрольного американцам «ручного» международного органа. «Война пушек» закончилась, война же геополитических проектов была в зените. Камнем преткновения на пути идеологического овладения Соединёнными Штатами рождающейся организацией была принципиальная позиция СССР по поводу её устава, определявшего историческое предназначение ООН. «Мы должны найти возможность остановить советскую политику достижения превосходства, – озабоченно писал посол США в Москве А.Гарриман президенту Г.Трумэну. – Если не встретим эту проблему лицом к лицу, история зафиксирует, что следующее поколение будет жить в советскую эпоху».

Повышение градуса информационной войны, серия доктрин о преимуществе американского образа жизни и, наконец, атомный шантаж – всё было поставлено на кон для обретения диктаторских позиций США. «Судьба ООН висела на волоске, весь проект новой планетарной организации мог умереть. Этого не произошло, – писал в своих воспоминаниях один из соавторов устава ООН, патриарх советской дипломатии А.Громыко, – так как сила вспышки коллективного ра­зума от победы над фашизмом была столь велика, что утопить проект было невозможно».

Итак, 26 июня 1945 года настал звёздный час человечества. Собравшиеся в Сан-Франциско делегаты из пятидесяти стран подписали устав – основополагающий документ ООН, который начинался со слов: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны…» В формулировке отчётливо просматривался «советский след». Он восходит к названию «Объединённые Нации», впервые использованному в московской Декларации о всеобщей безопасности в октябре 1943 года. Велика роль Москвы, интеллекта, мужества и таланта её дипломатии и в краеугольных уставных положениях ООН о том, что членами Организации могут быть все миролюбивые государства – большие и малые, о праве вето постоянных членов Совета Безопасности, о суверенном равенстве всех членов, о воздержании в международных отношениях от угрозы силой и её применения, об отказе ООН вмешиваться в дела, входящие в компетенцию любого государства.

Основным фактором создания ООН стала победа советского народа над фашизмом. Речь не о пальме первенства в деле сооружения Организации, а об адекватности исторической памяти. Важно помнить: совпадение во времени двух великих актов эпохи – победы СССР в Великой Отечественной войне и победы идеи ООН – не случайно. Они не только абсолютно равноценны. Более того, одна без другой не могли бы состояться. Это незабываемый урок, преподнесённый военным поколением поколению нынешнему. В его нравственном отсвете любое покушение на фундаментальные основания мира – преступление против человечности. Слишком уж дорогая цена заплачена за обе эти победы.

 

МЫСЛЯЩАЯ ГОЛОВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Кем и чем стала Организация Объединенных Наций на деле? Каково её место в истории человечества? Стала ли она стражем – гарантом мира, мотором прогрессивных перемен, двигателем и ускорителем процессов смены эпох, поколений, систем ценностей? Уже то, что все эти вопросы затрагивают проблемы жизнебытия и соотносятся с эффективностью деятельности всемирной Организации, свидетельствует о её значимости, востребованности. Постоянный представитель РФ в ООН В.Чуркин однажды метко заметил: «Что бы ни случилось, страны несут свои беды в ООН». Поэтому не случайно, что на каждую сессию Генассамблеи выносится до ста вопросов, отражающих «беды» человеческого жизнеборения. На последней сессии Генеральной Ассамблеи (2019 г.) на «горячую сковороду» было выплеснуто 170 тем, среди которых не только форматированные заготовки, но и многие отложенные, тревожно назойливые вопросы. Диалог «горячего» формата как образец демонстрации преимущества мягкой силы, дипломатии, политической воли, консенсуса давно уже является нормой ведения дискуссий на площадке ООН.

Можно внести в актив Организации и рост числа её членов. Если на момент создания в неё входило 51 государство, то нынче их двести. При этом отметим, что после 1945 года ни одна независимая страна, признанная ООН, не исчезла с карты мира. Это величайший факт всемирной истории, которая знает, как много государств и цивилизаций кануло в пучину катастроф и небытия.

Критики ООН (а для критики всегда есть основания) часто восклицают: «ООН – бессильный орган, не способный победить войну!» Но войны были и будут. ООН не Господь Бог, она не в силах укротить ген войны, внедрившийся в природу человека. Конфликты в жизни, как человеческой, так и всемирной, так же естественны. Через их преодоление развязываются узлы проблем, совершается выход на более высокий уровень прогресса. Вспомним Ч.Диккенса: «Если у вас нет конфликтов, проверьте пульс».

 


Постоянный представитель РФ в ООН В.Чуркин однажды метко заметил: «Что бы ни случилось, страны несут свои беды в ООН». Поэтому не случайно, что на каждую сессию Генассамблеи выносится до ста вопросов, отражающих «беды» человеческого жизнеборения


 

Констатация существования «миллионов бедных, голодных, жаждущих напиться чистой воды» ещё одна из множества «стрел», выпущенных в адрес Организации. Но ООН не МЧС и не собес. Её высшее предназначение – анализ происходящего, позволяющий генерировать идеи, концепции, программы ра­з­вития, придающие энергию и смысл действиям. То есть ООН – это коллективный ра­зум, мозг и интеллект мирового сообщества. Имея в виду эту ипостась, генсек ООН Х. Перес де Куэльяр ещё в 1981 году дал ей метафорическое определение: «мыслящая голова человечества». Точная, непреходящая оценка.

Есть и «отраслевые» критерии измерения эффективности ООН, на основе которых оценивается её способность решать глобальные проблемы – экологические, демографические, социальные, гуманитарные, гендерного равенства.

Но эти критерии, предлагаемые критиками, заслоняют представление об Организации как феномене. Видимо, настало время измерять её деятельность по критериям более фундаментального порядка, исходя из того, насколько мир меняется качественно, становится более цивилизованным. Расширение масштаба культурно-цивилизованного пространства на планете – вот главный критерий её исторической оценки. В рамках эпохи ООН, берущей начало со времени окончания Второй мировой войны, цивилизованное пространство на Земле удалось расширить почти вдвое. Это к вопросу о том, как и по каким параметрам можно измерить вклад ООН в выполнение своего исторического предназначения. Обуздать пламя войны и философию насилия, так же как решить глобальные проблемы развития, можно только цивилизуя народы мира.

Если укрупнить оценочный критерий, то через оптику большой истории Организация предстаёт в образе коллективной духовной праматери, сумевшей сохранить зерно жизни, породить человечество новой формации, открыть новую эру – эру мира.

Сознавая Монблан нерешённых задач, множащиеся точки напряжения в виде революций, протестных выступлений, конфликтов и т.д., легко можно впасть в критический запал. Забывая при этом, что ООН – зеркало и часть мирового социума, и ключи от успеха её деятельности в руках каждого из её членов. Мир имеет ту Организацию Объединенных Наций, которой он достоин. Как тут не вспомнить метафору ещё одного генсека ООН Дага Хаммершельда: «ООН создавалась не для того, чтобы человечество попало в рай, а для того, чтобы оно не оказалось в аду». То, что это ей удалось, бесспорно.

Да, ООН – несовершенная организация, но самая достойная, чтобы представлять нашу Землю. От нее – «башни света» – на планету продолжают падать блики веры, оптимизма, исторической надежды. Человечество благодарно тебе, ООН!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще