На Свияжском острове в одни и те же даты состоялись два события европейского уровня: Второй международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник» и V Театральная лаборатория «Свияжск АРТель» с участием всемирно известной команды новаторов сцены Rimini Protokoll.
Если к «артельщикам» на острове уже привыкли и относятся к ним почти как к дачникам, которые тоже сеют, прививают, окучивают, но не грядки, а новые театральные пространства, то к «рудокопам» здесь пока присматриваются. Их пересечение во времени и пространстве в большой степени случайность, которая добавила организаторам головной боли, так как присутствие на маленьком острове (километр на полтора) одновременно такого количества гостей, в том числе из-за рубежа, предполагает и определенный уровень комфорта, с которым здесь пока ещё напряжёнка. Но, как уже не раз бывало, местные красоты с лихвой компенсировали европейским знаменитостям и нахлынувшему в Свияжск столичному бомонду отсутствие «звездочных» отелей в принципе.
Впрочем, непритязательность к бытовой стороне дела далеко не единственное, что сближало гостей и участников кинодокументального «Рудника» и театральной «Артели». Они не только дышали одним воздухом, пропитанным речными запахами и трудной, противоречивой историей Свияжска, но и буквально на глазах «наращивали» здешний культурный слой, который при всех утратах, прошлых и нынешних, по-прежнему представляется некой живой субстанцией. Из неё на острове произрастает всё: и мирская, и духовная жизнь. А теперь вот и фестивальная.
ИЗ ЖИЗНИ «РУДОКОПОВ»
«Рудник» – это, можно сказать, частная инициатива и детище известного кинорежиссёра Марины Разбежкиной, члена Европейской и Российской академий киноискусства, создателя и руководителя авторской школы документального кино, учиться в которой мечтают молодые режиссёры со всего мира. Ну и, конечно, стоит напомнить о том, что Марина Александровна – наша землячка, а начало её кинобиографии тесно связано с Казанской студией кинохроники, ныне, к сожалению, почившей в Бозе. О том, почему «Рудник» стал именно свияжской историей, Марина Разбежкина рассказала в интервью корреспонденту «РТ», которое можно будет прочитать в одном из ближайших номеров. А пока немного личных впечатлений о совершенно особой, почти домашней атмосфере кинофестиваля.
Главной его площадкой стала старая водонапорная башня, с недавних пор официально именуемая в Свияжске выставочным залом, который, скорее, напоминает сельский клуб советского образца. Почти все кинооборудование организаторам пришлось везти с собой. «Забыли только красную дорожку», – пошутила Разбежкина, лишний раз давая понять, что «Рудник» и «пафосность» – понятия чужеродные. Вместе с тем это в полном смысле слова международный кинофестиваль. В этом году заявки на участие в нём подали около пятидесяти режиссеров со всего мира, включая Австралию, Китай и США. Тематика двенадцати фильмов, вошедших в итоге в конкурсную программу, самая разнообразная: от повествования об умирающем бельгийском городке и его 26 последних жителях, фильма-наблюдения за молодым человеком, который решил посвятить свою жизнь церкви, до экспериментальной короткометражки, снятой очевидцем боевых действий в Сирии. Есть у «Рудника» и собственный, пусть пока и скромный, призовой фонд, львиная доля которого (гран-при) в этом году досталась российской документальной ленте «Песни для Кита» режиссёра Руслана Федотова. Это фильм о невероятной любви к жизни, которая помогает одинокой, бездомной и немолодой уже женщине не замерзнуть телом и душой на холодных улицах Москвы.
РАБОТА НАД ДОКУМЕНТАМИ
На мой взгляд, самую точную характеристику документальному кино, которое показывают и обсуждают на «Руднике», дал член жюри фестиваля голландский кинорежиссёр Гвидо Хендрикс. По его словам, это «камень, брошенный в окно», то есть такое высказывание, на которое просто невозможно не отреагировать хотя бы учащённым сердцебиением и непроизвольным испугом. Это такая степень приближенности к человеку или событию, что камера как бы перестаёт существовать.
В полной мере это касается фильма и самого Хендрикса «Чужак в раю», удостоенного многих кинопремий и показанного в Свияжске вне конкурса. Это лента о беженцах из Африки и Ближнего Востока, которые надеются получить вид на жительство в «райской» Европе. И по мере того, как они рассказывают на камеру свои истории, отчётливо понимаешь, какая пропасть лежит между их надеждами и суровой реальностью. Самое поразительное, что в фильме нет почти ни одного документального кадра: работник миграционной службы, который задаёт вопросы и решает судьбу беженцев, – это переодетый актер. Он то высокомерен с ними, то преисполнен сочувствия… Тем не менее, это тоже документальное кино, замешанное на «провокации», сквозь которую проступает горькая правда о современной Европе.
Открылся же «Рудник» и вовсе игровой картиной «История одного назначения», в основу которой положен малоизвестный эпизод из жизни Льва Толстого, то есть, по сути, тоже документ. Это новая работа Авдотьи Смирновой как режиссера и сценариста. И здесь же, в Свияжске она дала мастер-класс, на котором шёл разговор как раз о том, каким образом реальный факт трансформируется в игровое, художественное кино. По словам режиссёра, до Свияжска была только Ясная Поляна, где состоялся первый зрительский показ её нового фильма, на котором присутствовали потомки Льва Толстого из разных стран. Выяснилось, что многие из них никогда прежде не слышали о полковом писаре Василии Шабунине, защищать которого в суде вызвался 38-летний граф Лев Толстой. Кстати сказать, выступить в роли адвоката ему позволило юридическое образование, которое он в свое время экстерном получил в Казанском университете. Правда, этот опыт нельзя назвать удачным: рядового Шабунина, который дал пощёчину старшему офицеру, все-таки расстреляли…
Кроме мастер-классов, в рамках образовательной программы на «Руднике» работали две школы – документального кино и документальной анимации, и конкурс сюда, на всякий случай, был пять человек на место. Одна девушка прилетела аж из Лондона! Растет интерес к фестивалю и среди зрителей. Если в первый день их набралось на один трансфер из Казани, то ближе к «экватору» фестиваля для желающих приобщиться к «Руднику» потребовалось уже три больших автобуса.
НОВЫЕ ДАЧНИКИ
В этом году партнёром фестиваля дебютного документального кино выступил фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город», тот самый, который организует театральные лаборатории в Свияжске, поэтому встреча на острове «рудокопов» и «артельщиков» не такая уж случайность. А спустя пару дней вообще всё перемешалось: театралы присутствовали на мастер-классах «Рудника», а киношники в перерыве между показами бегали на репетиции Штефана Кэги и Каролин Барно из «Римини Протокол», где по существу занимаются документальным театром. Здесь работают только с реальными людьми, носителями определенного жизненного опыта. «Актёрами» проектов «Римини Протокол» в разное время были болгарские дальнобойщики, бразильские полицейские, операторы индийского колл-центра и т.д.
Надо отдать должное именитым гостям: они быстро и довольно точно уловили суть свияжского миропорядка, представив в заключительные дни лаборатории перформанс «Встреча» – о взаимодействии театра и церкви. К слову, до «Римини Протокол» на это не решился ни один режиссёр, хотя «церковная» тема в Свияжске звучит совершенно отчётливо. В команду Штефана и Каролин вошли студенты Казанской духовной семинарии, а одним из кураторов проекта выступил её проректор игумен Евфимий.
Конечно, больше всех волновались семинаристы, которым предстояло фактически заново пережить те моменты, которые кардинально изменили их жизнь, а затем выйти на зрителя и объяснить, почему для них не существует никаких «до» и «после». Жизнь у каждого одна, и служение Богу – это не жертвоприношение, а путь к себе, который у каждого свой. Зрители, безусловно, оценили смелость и искренность «артистов» в рясах, получив также бесценный опыт преодоления стереотипов мышления, которым подвержено большинство из нас.
Перед заключительными показами участники и гости Пятой театральной лаборатории «Свияжск АРТель», по традиции, собрались за «круглым столом», который на этот раз проходил не где-нибудь, а в настоящем яблоневом саду. День был жаркий, а от плодоносящих деревьев веяло приятной прохладой. И стол был, действительно, круглым, потемневшим от дождей. Наверное, в обычное время на нём варят варенье… Всё это только добавляло «артельщикам» сходства с дачниками. Ну а речь на «круглом столе», как всегда, шла о том, каким образом современному театру вырваться из пресловутой «итальянской коробки», к которой прикипели душой, особенно в провинции, и режиссёры, и публика. В то время как в той же Европе театр давно вышел из своих берегов. Потому что реальность часто уже сама по себе театр. И в этом контексте театральные лаборатории, безусловно, представляются глотком свежего воздуха в прямом и переносном смысле.
По словам одного из учредителей фонда «Живой город» и директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, уникальность свияжских лабораторий заключается в том, что все они, так или иначе, касаются истории острова. «Театральный язык позволяет показать её с совершенно другой стороны и совершенно другой аудитории, которая, возможно, не посещает музеи в принципе. К тому же все это, как правило, происходит на открытом воздухе, что добавляет творческому процессу элемент непредсказуемости, хотя бы в плане погодных условий, а каждому показу придает неповторимость и особую остроту восприятия», – обобщил Артем Силкин и завершил своё выступление на «круглом столе» таким сравнением: «Мы, как буддийские монахи, в течение недели создаем некий красивый узор из песка, а затем также красиво его сдуваем…»
Об уникальности и в то же время эфемерности «лабораторного» театрального опыта говорила и гостья из Лозанны Каролин Барно. «Мне кажется, театральные лаборатории имеет смысл проводить только тогда, когда есть возможность показать какой-то результат, то есть спектакль, – высказала она свою точку зрения. – А что можно сделать за неделю? Конечно же, это не будет постановкой в полном смысле этого слова. Поэтому мы и назвали результат нашей семидневной работы в Свияжске «встречей». Кроме того, я нахожу особенным тот факт, что мы на острове. Мы удалены от большого города и стрессов обычного, классического театра. И это добровольное «заточение», как ни парадоксально, дает гораздо больше свободы и увеличивает шансы на встречу с чем-то настоящим».
… Я покидала Свияжск, а навстречу спешила новая волна зрителей, прибывших из Казани. Кто-то приехал на «Рудник», кто-то на показы театральной лаборатории, но как-то само собой выяснялось, что к ним ведёт одна дорога.