Обязать отрабатывать: в Татарстане думают, где взять учителей

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Денис Гордийко / kzn.ru, пресс-служба Госсовета РТ

Как заманить учителей в школы, а несовершеннолетним выпускникам колледжей открыть дорогу на производства, решали депутаты и чиновники на вчерашнем заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

ОЛИМПИАДНИКАМ – ПРЕМИИ

Обязать отрабатывать: в Татарстане думают, где взять учителей

Замминистра образования Татарстана Рамиль Хайруллин, докладывая о ситуации в сфере образования, напомнил, что в 2024 году в республике построили 8 школ и 9 детских садов. А за шесть лет в рамках национального проекта «Демография» открыли 67 детсадов, что позволило обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей в республике.

Хайруллин также отметил, что в прошлом году татарстанские выпускники достигли впечатляющих результатов на ЕГЭ: 366 стобалльных результатов. При этом две выпускницы набрали по трем предметам 300 баллов.

– По итогам всероссийских олимпиад школьников текущего учебного года мы в пятерке лидеров, при этом число победителей и призеров увеличилось до 265 (+21). Благодаря поддержке Раиса РТ Рустама Минниханова, победители получают по 200 тысяч рублей, а призеры по 100 тысяч. В общей сложности на выплату премий победителям и призерам всероссийских олимпиад школьников направлено в прошлом году более 28 миллионов рублей, в текущем году – 32 миллиона, – рассказал замминистра.

ЕСТЬ ЛИ ПЛАН «Б»?

Не обошел Хайруллин и острую тему нехватки педагогических кадров: на начало 2024/25 учебного года школам Татарстана требовались две тысячи учителей, а детсадам – тысяча воспитателей.

По словам замминистра, в республике развивается сеть профильных классов психолого-педагогической направленности, обучением охвачено 6,5 тыс. детей. Предполагается, что выпускники таких классов должны стать основными претендентами на места педагогической направленности в вузах и колледжах.

Депутат Нияз Гафиятуллин поинтересовался у докладчика, есть ли у министерства план «Б» по обеспечению школ учителями:

– Мы видим профильные классы, стипендии и так далее, но в принципе положительного результата на систему это не оказывает. Причина простая: молодые педагоги в школу приходят, получают первую зарплату, разочаровываются, увольняются. Вроде как надо в этом направлении копать, – считает парламентарий.

– Система образования вообще инертна, то, что мы делаем сейчас, отразится на результате через три-четыре года, – заметил докладчик: – Я уже на заседании этого комитета поднимал кадровый вопрос, Марат Готович Ахметов (заместитель Председателя Госсовета РТ,ред.) мне тогда сказал, что нужно обязать выпускников отрабатывать бюджетное образование три или пять лет. Это тоже одна из мер может быть, нужно ее обосновывать, утверждать в Госдуме РФ…

– Это обсуждается, уже обсуждается, – кивнула зампредседателя профильного комитета Ирина Терентьева.

МАТЕМАТИКИ НА ВЕС ЗОЛОТА

Первый замминистра образования РТ Андрей Поминов в свою очередь добавил, что нужно менять структуру подготовки учительских кадров:

– Нам математиков нужно 200 человек, а у нас суммарно по всей республике учителей математики выпускается порядка 30 в год. То есть даже если они все пойдут в школу, это не изменит ситуацию. Кого-то у нас с избытком, а кого-то не хватает: прежде всего это преподаватели математики, физики, химии, биологии. Второе – надо более эффективно использовать целевое обучение. Нужно обязать, есть меры, которые вынудят этих ребят пойти на отработку. Мы не используем «целевку» на 100%. Почему это происходит? Потому что и работодатели, и абитуриенты не готовы брать на себя определенные обязательства. Ну и, естественно, нужны меры для молодых специалистов. Вы правы, у нас приходят 25-30% от тех, кто выпускается по педагогическим специальностям, и из них половина после первого года отсеивается. Нужны меры, зарплата, может быть еще социальное жилье. Сравнивая с медиками: у них целевой прием 75-85%, там на общий конкурс остается очень мало места. И у них всегда на целевые места конкурс, даже несмотря на жесткие обязательства. Если мы сейчас такие требования выставим, а никаких плюшек не дадим, то еще меньше будет желающих пойти на целевое.

Обязать отрабатывать: в Татарстане думают, где взять учителей

ЗАКОН НЕ ПУСКАЕТ К СТАНКУ

После этого Поминов доложил депутатам о реализации в республике федерального проекта «Профессионалитет». Его суть в том, чтобы колледж или техникум в коллаборации с конкретным предприятием готовил кадры для этого самого предприятия, причем ускоренными темпами.

– Республика активно участвует в реализации проекта с самого его начала. Процесс осуществляется поэтапно. В 2022 году был запущен кластер на базе Елабужского политехнического колледжа. Он объединил три колледжа-партнера и ключевых работодателей региона – «КАМАЗ» и «Алабуга». В 2023 году к проекту присоединились еще шесть образовательных организаций. В 2024 году в проект вступили семь новых колледжей. В 2025-2026 годах запланирован запуск еще четырех. Таким образом, к 2026 году в «Профессионалитете» будет задействовано 18 колледжей в Татарстане, – отметил Поминов.

По его словам, с 2022-го по 2025 год в республике вложили в проект более 2,1 млрд рублей, из них 1,5 млрд из бюджета РФ. Число обучающихся по программам «Профессионалитета» выросло в Татарстане за четыре года в 40 раз. Вот только пока закон не позволяет работодателям использовать на полную труд несовершеннолетних выпускников колледжей.

– У нас будет выпуск в этом году, закончат обучение ребята, не достигшие 18 лет. На многие производства им путь закрыт. Мы об этом говорили в Минпросе РФ, нужно менять нормативную базу. Здесь помощь Госсовета и комитета будет неоценима, – подытожил первый замминистра образования республики.

+1
0
+1
0
+1
2
+1
0
Еще