Обстановка на дорогах Татарстана стабилизируется, об этом свидетельствуют данные статистики. Так, с 2006 года – даты принятия первой федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в республике – идет неуклонное снижение основных показателей, как то: число погибших и пострадавших в дорожных трагедиях. Прошлый год не стал исключением – количество дорожно-транспортных происшествий в Татарстане снизилось более чем на восемь, а раненых – почти на 20 процентов.
Положительное поступательное движение налицо, однако, по мнению заместителя председателя Правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения – заместителя Премьер-министра, руководителя аппарата Кабмина Шамиля Гафарова, недостаточное. Об этом он заявил на первом в этом году заседании комиссии, где были подведены итоги ее работы в ушедшем году и намечены задачи на нынешний.
А поводом послужил тот факт, что по некоторым показателям Татарстан обогнали его соседи – Марий Эл, например, снизила число ДТП на 9,2, Самарская область – на 11,5, а Чувашия — на целых 16,6 процента.
Вообще-то заседание правительственной комиссии началось довольно спокойно – с прогноза погоды: резкие перепады температуры с мороза на тепло, а следственно, гололед на дорогах и обильные снегопады осложнили ситуацию. Результат – двадцать погибших с начала года. Это меньше, чем за тот же период прошлого января, но угрожающе близко к срыву показателей федеральной программы начавшегося года. И чревато приостановкой федеральных субсидий.
– Почему в одинаковых сценарных условиях другие субъекты эти проблемы решать могут, а мы не можем? – задался вопросом Шамиль Гафаров. И тут же сам на него ответил: – Только не надо говорить, что количество участников дорожного движения у них меньше.
На 2016 год запланировали установку двух с половиной тысяч дорожных знаков на региональных дорогах – примерно столько же было и в прошлом году
Да, не приходится спорить и с тем, что резервы для улучшения ситуации есть и у нас, но не все они задействованы. Какие?
Глава ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов подчеркнул, что каждый водитель сегодня должен быть профессиональным, грамотным, а контрольно-надзорная деятельность для Госавтоинспекции остается основной. Однако оптимизация рядов стражей дорог по-прежнему дает горькие плоды.
К сожалению, не все проблемы на дорогах можно решить с помощью средств фото- и видеофиксации нарушений. Особенно заметно это в районах. К примеру, в течение последних шести лет не выполняет показатели по повышению БДД Лениногорский район, четырех лет – Актанышский, трех – Спасский и двух – Тетюшский. Немногим лучше обстоят дела в Аксубаевском, Мензелинском, Кайбицком и Дрожжановском районах.
Впрочем, только перегрузкой инспекторов объяснять это не стоит. Пример? В течение месяца в Спасском районе не было выявлено ни одного случая задержания водителей в состоянии алкогольного опьянения. Казалось бы, повод для радости – вот какие сознательные здесь жители! Увы, направленный в этот район для проверки экипаж республиканской ГИБДД всего за три дня развеял радужные мысли и «отловил» одиннадцать любителей погонять подшофе. «Это говорит о том, что роль Госавтоинспекции на местах сведена к нулю», – констатировал Рифкат Минниханов. Резерв? Во всяком случае, поле для деятельности.
Глава ГИБДД МВД по РТ Рифкат МИННИХАНОВ: | |
Каждый водитель сегодня должен быть профессиональным, грамотным, а контрольно-надзорная деятельность для Госавтоинспекции остается основной. |
По-прежнему очень важной в пропаганде безопасности дорожного движения главный госавтоинспектор республики считает помощь средств массовой информации. Здесь, на первый взгляд, все в порядке – более тринадцати тысяч материалов на волнующую всех тему вышло в государственных изданиях, на телеканалах и сайтах в Интернете. Это на восемнадцать процентов больше, чем в 2014 году. Но опять закавыка – в отстающих районах и по этой части есть недоработки.
Глава Минтранса Ленар Сафин доложил, что работа по улучшению дорог в Татарстане ведется, а жертвы января – проблемы опять же муниципальных дорог. В министерстве на 2016 год запланировали установку двух с половиной тысяч дорожных знаков на региональных дорогах – примерно столько же было и в прошлом году. Знаки – дело хорошее, необходимое, но вот состояние дорожных артерий республики в январе – хуже некуда.
Как известно, содержание дорог – дело муниципалитетов. С возмущением Шамиль Гафаров представил на обсуждение собравшихся фото, сделанные на окраине Буинска, – сугробы во всю проезжую часть. Проехать здесь без риска завязнуть до весны сможет разве что трактор. Как водится, имеющаяся техника в первую очередь чистит центральные дороги. Безобразие? Конечно. Однако для того чтобы увидеть подобную картинку, вовсе не нужно ехать далеко от Казани. К примеру, снегоуборочной техники на столичной улице Академической, что в центре города, не видали с начала зимы. От буинской окраины улица отличается лишь тем, что ездить по ней казанцам приходится несмотря на поистине сельское бездорожье. Страдают не только автолюбители – пешеходы вынуждены пробираться по наезженной колее наперегонки с машинами. Поистине чудо, что до сих пор здесь не зафиксировано ни одной аварии.
К сожалению, не все проблемы на дорогах можно решить с помощью средств фото- и видеофиксации нарушений. Особенно заметно это в районах
Школьные автобусы – тема, без которой не прошло еще ни одного заседания Правительственной комиссии по БДД. Не стало исключением и январское. Нет, пока происшествий с ними, сплюнем через плечо, не отмечено. Но от 28 до 60 из существующих 699 школьных автобусов «не видит» система ГЛОНАСС, призванная отслеживать передвижение «школьников». Причины разные, но все чаще звучит такая, как поломка трекеров. Для непосвященных: трекер – небольшое устройство с двумя симками, посредством которого сигнал от автобуса поступает на спутник. По словам министра образования и науки Энгеля Фаттахова, в январе отмечено снижение числа автобусов-«невидимок». «Избежать поломки трекеров или обеспечить своевременный ремонт возможно, если есть договоры со специализированными организациями», – отметил он.
И вызвал очередную критику со стороны Шамиля Гафарова. «Говорить на эту тему уже стыдно! Вы говорите про коробку десять на пятнадцать сантиметров, как про космический корабль, который предстоит построить. И вообще, нужно переходить на андроидную систему. Более дешевую, надежную».
Возможно, скоро в пилотном режиме в Высокогорском и Лаишевском районах республики будет внедрена система слежения за автобусами-«школьниками» при помощи смартфонов, как в хозяйственном управлении Кабмина.
Министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов в свою очередь напомнил, что в прошлом году Татарстан защитил заявку по программе «Информационное общество для управления пассажирским транспортом». Финансирование начато и может быть увеличено, но пока система заполнена только на семьдесят процентов. А ведь и эта программа призвана повысить безопасность на дорогах. И это еще один резерв.
Возможно, скоро в пилотном режиме в Высокогорском и Лаишевском районах республики будет внедрена система слежения за автобусами-«школьниками» при помощи смартфонов, как в хозяйственном управлении Кабмина
«Есть федеральная субсидия. Получим мы ее или не получим, зависит от вашей слаженной работы, – подчеркнул Шамиль Гафаров. – Деньги дают, а мы не можем организоваться! И не нужно кивать на кризис – в 2008–2009 годах было хуже, однако жили, работали».
Под занавес пришла очередь отчитаться о причинах невыполнения показателей федеральной программы председателям районных комиссий по БДД. Представитель Лениногорского района объяснений не нашел и счел за лучшее отмолчаться, понурив голову. В Спасском районе сообщили, что провели кадровые перестановки и все наладят. Впрочем, ни тот, ни другой ответ Шамиля Гафарова не устроил. «Я считаю, что это ваша недоработка как председателей комиссии! Ошибка может быть один раз, а не несколько лет подряд. Меры обещаю более серьезные, чем просто порицание на комиссии».
Не менее жесткий выговор получили главы и остальных «виновников торжества». Будем надеяться, что эмоциональный стресс позволит им включить скрытые резервы и заняться наконец своим прямым делом на совесть. Тем более что опять же не все районные комиссии представили программу по БДД с перечислением мероприятий, с помощью которых можно улучшить ситуацию на республиканских дорогах. В общем, неиспользованных возможностей для наведения порядка предостаточно, нужно только «включить» мозги, профессионализм и добросовестность.