Миновав железнодорожный переезд, машина пронеслась мимо зеленеющего поля и въехала в село. Последний раз здесь, в Большом Ходяшеве, я был лет пятнадцать назад. Интересно было увидеть, как изменился облик населённого пункта за полтора десятилетия.
Небольшой пруд в центре села выглядит почти так же, как и раньше. А вот старинный, еще дореволюционной постройки двухэтажный дом купца Романова с кирпичным первым этажом буквально преобразился. Теперь фасад его сияет сайдингом, а вывеска свидетельствует, что сейчас здесь находится магазин.
Зеленодольское село Большое Ходяшево – поселение древнее. Основали его ещё во времена Казанского ханства. Документы ХVI–XVII столетий утверждают, что как Большое Ходяшево, так и Малое Ходяшево до середины XVI века были татарскими аулами.
САЛЯМ ТЕБЕ, МУДРЕЦ ХОДЖА!
Как утверждали в разговоре со мной местные аксакалы, когда-то очень давно село было чисто татарским. И называлось оно тогда несколько иначе – Ходжаево. Поскольку принадлежало крупному духовному феодалу – ходже.
В те далёкие времена грамотных людей было мало. В основном читать и писать могли лишь представители высшей знати и духовенства. И ислам в те годы, по сути, был одной из основных форм идеологии на всей территории Казанского ханства. К словам авторитетного муллы прислушивался каждый уважающий себя мусульманин. Особенно доверяли и обращались со своими насущными вопросами к такому мулле, который совершил хадж – паломничество в святой для всех правоверных город Мекку, поклонился могиле пророка Мухаммеда в далекой аравийской Медине и имел право носить на голове зелёную чалму.
Когда-то очень давно село было чисто татарским. И называлось оно тогда несколько иначе – Ходжаево. Поскольку принадлежало крупному духовному феодалу – ходже
Как утверждают старики-ходяшевцы, таковым и был мудрый седовласый ходжа из их села. Иначе не назвали бы его именем столь крупное село, расположенное на пути в Казань.
Была в те времена в селе и мечеть, а при ней медресе, где, помимо заучивания сур и аятов из Корана, ученики-шакирды изучали также светские науки – арифметику, арабский язык, географию и историю.
После завоевания Казани Иваном Грозным во второй половине XVI столетия начинается активная русификация края. Основным проводником её становятся монастыри и, в частности, расположенный поблизости от Ходяшева (так стали именовать село на русский манер) Свияжский Успенский Богородицкий монастырь, основанный архиепископом Гурием в 1555 году.
НОВАЯ ВЛАСТЬ – НОВАЯ ВЕРА
Мусульманскому населению предлагалось на выбор: или уходить из села, или менять веру. Святой обители были пожалованы обширные земли в окрестностях Большого Ходяшева. А вот работать на монастырских пашнях и богатых травами сенокосах, что раскинулись вокруг сёл Ходяшево, Луговое и Бритвино, было некому. Между тем мусульманское население села в большинстве своём, не желая принимать чужую религию, уходило в глухие места, основывая там новые поселения.
Правда, вскоре проблема отсутствия рабочей силы была решена за счёт увеличения потока беглых русских крепостных крестьян, устремившихся на земли в низовьях Свияги из центральных районов России. Началось активное заселение здешних земель. Вскоре все они получили статус монастырских крестьян и были обязаны платить десятину от своих урожаев новому хозяину – отцу-настоятелю святой обители.
В Ходяшеве построили деревянную церковь. Храм Спаса Нерукотворного строился, вероятно, на средства Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря, которому до 1764 года принадлежало село. Позже он перестраивался на средства прихожан. Примечательно, что значительную часть населения села Большое Ходяшево и деревни Малое Ходяшево составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии (согласия). В 1874–1910 годах настоятелем храма был священник Иван Семёнович Смирнов, выпускник Калужской духовной семинарии. В 1874 году он на свои средства открыл здесь церковно-приходскую школу.
Кроме всего прочего, здесь преподавали словесность и арифметику. Любопытно, что для решения задач каждый школьник имел мелок и свою грифельную доску – своего рода далёкий прообраз планшета, а бумага выдавалась только для контрольных работ с разрешения священника.
ХРАМ, КОТОРОГО… НЕТ
Вместе с главой исполкома сельского Большеходяшевского поселения Айратом Гиниятовым мы разглядываем чёрно-белые фотоснимки старинной церкви. Их предоставила нам местный библиотекарь Анжела Денисова. Выглядел храм весьма внушительно. Высокое кубическое основание основного здания венчал низкий восьмигранник с куполом. Апсида (выступ здания) была пятигранной. По карнизу основание купола украшали квадраты с розетками. Колокольня и трапезная были построены в конце XIX века. На колокольне храма, который считался редким памятником русского деревянного зодчества, имелось пять колоколов.
В годы советской власти храм закрыли, а позже и вовсе хотели снести из-за ветхости. Однако в защиту уникального архитектурного памятника поднялись местные краеведы-историки, и храм удалось спасти. Так он и простоял заброшенным вплоть до девяностых годов прошлого века, когда его реставрацию начал известный казанский предприниматель Сергей Шашурин. Однако сделать тогда успели немного – обшили свежим тёсом колокольню и перекрыли листовым железом купол на звоннице. А затем после памятных московских событий и ареста Шашурина работы прекратили.
Долго полуразобранная церковь стояла заброшенной, пока в 2006 году во время грозы в неё не угодила молния. Деревянный храм, вспыхнув, сгорел дотла. Сегодня на его месте лишь небольшая часовенка.
ЧЁРНЫЙ СТОЛБ, ИЛИ ПО ЛИХОМУ СВИЯЖСКОМУ ТРАКТУ…
Восемнадцатый век, особенно его вторая половина, – неспокойное, суровое время. Одно лишь восстание Емельяна Пугачёва, прокатившееся по землям Поволжья, чего стоит! Множество шаек орудовало в окрестных лесах – грабили купеческие обозы, нападали на помещичьи и чиновничьи экипажи – движение по Свияжскому тракту в ту пору было оживлённым, было чем поживиться лиходеям. Неслучайно во времена царствования Екатерины Великой появился указ, согласно которому на въезде в сёла, имевшие дурную славу по части разбоев и конокрадства, устанавливали особую метку – чёрный столб. Стоял такой столб и на въезде в Ходяшево.
Этот знак являлся своего рода предупреждением: останавливаться в данном селе на ночлег владельцам добрых лошадей опасно – можно не только коней лишиться, но и голову свою потерять… Старожилы рассказывали, что в некоторых крестьянских дворах были вырыты потайные схроны, куда в случае необходимости запросто можно было завести украденную лошадь и телегу. Рассказывали, что такие дворы были перевалочными пунктами на пути переправы краденных лошадей из Свияжского уезда в кайбицкое село Чутеево – на родину легендарного конокрада Шакур-карака, расстрелянного за свои тёмные дела уже в годы советской власти.
БОИ ДО ПЕРВОЙ КРОВИ И ГРАЖДАНСКАЯ СМУТА
– Про чёрный столб на въезде в село ничего не скажу – не застал, – говорит житель села, бывший председатель сельсовета, а ныне пенсионер Александр Михайлович Денисов. – А народ здесь и впрямь проживал отчаянный. Взять, к примеру, поле за околицей. Его раньше так и называли – Кулачиха. А всё потому, что два раза в год на церковные праздники – в день иконы Смоленской Божией Матери и на Варлаамов день устраивали здесь ходяшевские мужики кулачные бои, сходясь стенка на стенку с бойцами из соседнего села Исаково. Сегодня этот обычай покажется кровавым и диким – своего рода бои без правил… Впрочем, правила участники баталий всё же соблюдали.
– Дрались тогда только до первой крови. И лежачих никогда не били, – вспоминает Александр Михайлович. – Ну а после боёв бабы столы с выпивкой и закуской прямо в поле накрывали. И недавние противники, выпив «мировую», вместе горланили до темноты песни…
В годы Великой Отечественной войны в боях с фашистами сложили головы более двухсот местных жителей. Многие сражались геройски – и мужчины, и женщины
Да что и говорить, лучше уж такие бои, чем те, которые пришлось пережить селу летом 1918 года, когда Ходяшево оказалось в зоне военных действий Гражданской войны.
– Сначала село белые захватили, – рассказывает Александр Михайлович. – Они тогда на Свияжск наступали. Комиссара пленного у нас в селе расстреляли – под вётлами у родника. Только недолго они тут хозяйничали. Красные их вскоре выбили. И в отместку за своего в овраге за сельской плотиной двенадцать пленных белогвардейцев расстреляли… Жестокое время было, смутное. А мирное население во время боёв село покинуло – на Бишбатманской горе укрывались.
Впрочем, в трусости ходяшевцев не упрекнёшь. В годы Великой Отечественной войны в боях с фашистами сложили головы более двухсот местных жителей. Многие сражались геройски – и мужчины, и женщины.
ЗЕНИТЧИЦА МАРИЯ УСАНОВА
Памятник погибшим защитникам Отечества находится в центре села. На установленных табличках – списки имён и фамилий сельчан, павших в боях с захватчиками. Некоторые семьи, например Ершовы, потеряли на войне до пяти человек.
Три года назад в Ходяшеве умерла последняя участница той далёкой войны – 98-летняя Мария Григорьевна Усанова. На фронт её отправили в ноябре 1942 года – службу проходила зенитчицей в артиллерийской дивизии. Как вспоминала баба Маша, поначалу ей, тогда ещё молоденькой девчушке, и её боевым подругам-сверстницам было страшно вскакивать по тревоге и под истошный рёв сирен пикирующих немецких «юнкерсов» бежать к орудиям. Однако вскоре к этому привыкли. О сбитых вражеских стервятниках свидетельствуют награды, которые получила в те годы Мария Усанова, – орден Отечественной войны II степени и ряд медалей.
А ещё Марии довелось увидеть легендарного маршала Константина Рокоссовского, который посетил их часть, чтобы лично поздравить зенитчиц.
Несколько лет назад в библиотеке был открыт уголок-музей с находками поисковиков, выезжавших на раскопки в Долину смерти. Среди находок – затвор от винтовки, стреляные гильзы, личные вещи солдат. Участница раскопок, бывшая ученица местной школы Гуля Ершова и передала их музею.
Память о своих земляках-героях ходяшевцы хранят свято. И о прошлом своего села помнят. И как знать, может, недалёк тот час, когда вновь поплывёт над ходяшевскими полями перезвон колоколов возрождённого храма Спаса Нерукотворного.