Ну и что там у нас с санкциями?

Наши производители и потребители успешно приспосабливаются к новым реалиям
в торгово-экономической сфере

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: Сергей Михайличенко Фонтанкару

Наши производители и потребители успешно приспосабливаются к новым реалиям
в торгово-экономической сфере

 

 

Покупатель хочет приобрести качественный товар подешевле, продавец – реализовать подороже, а невидимая рука рынка должна этот процесс регулировать и приводить к адекватным ценам в магазинах. Но это в теории. А жизнь приучает нас к новым реалиям.

 

БЕЗ АЙФОНА ЖИЗНЬ НЕ ТА…

В торговых центрах сейчас покупатели видят закрытые магазины иностранных брендов, а на полках супермаркетов не всегда могут найти привычные товары – их ассортимент сузился. Одни компании объявили о своём уходе из России «навсегда», другие, преимущественно китайские, рады бы заполнить этот вакуум, но боятся санкций США. Политики в «обкоме за океаном», а не бизнесмены сейчас заказывают музыку.

Да, параллельный импорт, а также импортазамещающие программы отечественных предприятий пока ещё не могут закрыть все позиции. Так что определённый дефицит товаров есть, но не критичный.

Важнейший спутник современного человека – это, конечно, смартфон. Самые престижные умные телефоны создают две корпорации – Apple и Samsung. Обе объявили об уходе из России, но их продукцию можно купить. Насколько адекватны цены? Для примера возьмём премиальный iPhone 13 Pro 128 ГБ – цена на него колеблется от 90 тысяч на интернет-площадках до 150 тысяч рублей в офлайн-магазинах. А по объявлениям с рук можно найти за 80 тысяч. Примерно столько же стоит у частников главный конкурент – Samsung Galaxy S22 Ultra 512 ГБ, а в сетевых магазинах за него просят 130 тысяч рублей. Главный вопрос теперь – гарантия. Крупные сети её предоставляют (но об этом лучше уточнить при покупке), а продавцы по объявлениям – нет.

Если же вопрос престижа гаджета для вас не в приоритете, то лучше обратить внимание на продукцию Xiaomi. Китайская компания заняла первое место по продажам смартфонов в России во втором квартале этого года, оттеснив Samsung. Цены на Xiaomi гораздо доступнее, чем на вышеупомянутые премиальные бренды, а вот возможности почти такие же.

Важный нюанс для смартфонов – работа банковских приложений. У некоторых попавших под санкции российских банков приложения в официальных магазинах скачать теперь нельзя. Однако по запросу в поисковике вам сразу же предоставят инструкцию, как это сделать. Вообще, наши люди всегда найдут обходные пути, и подобные ограничения попросту бессмысленны.

А вот без чего татарстанские потребители никогда не останутся, так это без холодильников. У нас в республике их выпускают зеленодольский POZIS и челнинский Haier. Вы привыкли исключительно к технике Electrolux или других покинувших нашу страну брендов? Так уже приходят новые – о них мы рассказывали в №102 «РТ» за 16 июня, повторяться не будем.

Наши женщины, бесспорно, самые красивые на свете, а ещё они самые умные и предусмотрительные. Судите сами: в первом полугодии розничные продажи парфюмерии в России с учётом интернет-продаж составили 39,6 млн единиц – рост на 75 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот поступление на рынок как отечественной, так и зарубежной продукции упало на 20 процентов – до 55,4 млн единиц. Это данные оператора системы маркировки. Скорее всего, львиную долю косметики купили впрок именно женщины. А мужчины столкнутся с новыми реалиями, когда закончится пенка для бритья или сменные кассеты для бритвенного станка. Как будут решать проблему они? Жизнь покажет. Но решат точно.

 

ВАМ ADIDAS ИЛИ ABIBAS?

Для опытного шопоголика брендовая одежда – это целый мир. И важно, чтобы вещь была не просто красивая и удобная, а чтобы лейбл был правильный. Ведь встречают-то по одёжке (хотя провожают по уму). Перечислять ушедшие из России бренды одеж­ды бессмысленно – их слишком много. Однако начался процесс «смены вывесок». Например, постепенно по стране открываются магазины, ранее принадлежавшие польской компании LPP (бренды – Reserved, Cropp, House, Sinsay и Mohito). Фирма перешла к китайскому консорциуму. И вот уже Reserved сменил название на Re, Mohito стал M, а Sinsay – «Син». И это только один пример.

В новостях появлялась информация, что на российский рынок хотят выйти иранские производители одежды. Новое окно возможностей открывается и перед турецкими фирмами. Так что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд модника. В конце концов, можно поносить одежду и прошлого сезона. Опять же вышли вы у себя на даче пропалывать огород в спортивных штанах с лейблом не Adidas, а Abibas. Ну и что? Сосед, скорее всего, вас поймёт и простит за подобное «не комильфо».

А теперь серьёзно. Больнее всего антироссийские санкции ударили по легковой автомобильной промышленности. За последние годы многие известные корпорации построили у нас свои автомобильные заводы. Причём доля локализации на них постоянно рос­ла… Увы, в новых реалиях мы даже «Ладу» не можем выпус­кать. Недавно глава АвтоВАЗа­

Максим Соколов признался, что производство модели Lada Xray на заводе в Тольятти в этом году возобновлять не планируется из-за её низкой локализации и, как следствие, логистических рисков.

Из хороших новостей – Авто­ВАЗ возобновил выпуск Lada Granta и Niva Legend в «антикризисном» исполнении (то есть без ABS, и подушки безопасности). Но это не массовая история, а больше мера для поддержки заводчан.

На этом фоне растут завоз в Россию японских подержанных автомобилей и параллельный импорт машин ушедших из страны брендов. Но и это кардинально проблему с новыми машинами для страны не решит. Видимо, надо ждать прихода китайских компаний. И процесс идёт: доля китайских автомобилей на российском рынке в июне превысила 20 процентов, хотя в начале года была менее 10 процентов.

 

«МОСКВИЧ» С КИТАЙСКИМ ПАСПОРТОМ

Одна из возможностей преодоления дефицита легковых машин в стране – выпуск на бывшем заводе «Рено» в Москве автомобилей «Москвич». Под привычным для жителей СССР названием будет собирать автомобили китайская компания JAC: компактный кроссовер JS4, модели побольше – Sehol X6 и Sehol A5 Plus, а также флагманский кроссовер S7. Остаётся пожелать этому проекту удачи! Во всяком случае, при поддержке китайских товарищей у «москвичей» не должно быть проблем с комплектующими.

 

НАШЕ МОРОЖЕНОЕ – ЛУЧШЕЕ В МИРЕ

Да, можно сожалеть об ушедших из России кока-коле и пепси. Но если вы предпочитали утолять жажду водой из кулера, то и не заметите исчезновения популярных брендов прохладительных напитков. Тем более их уже замещают другие шипучки. А летом можно побаловать себя отечественным мороженым – оно лучшее в мире.

Резюмируя, можно сказать: конечно, хочется, чтобы вернулось прежнее время, когда мы жили без санкций. Увы, это из области мечты. А жизнь показала: наши потребители и производители быстро приспосабливаются к любым реа­лиям. Как говорится, тупиковых ситуаций не бывает. Бывают люди, которые не умеют или не хотят искать выход.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще