Новый бюджет – новые перспективы

В первом чтении главный финансовый документ республики будет рассмотрен 18 октября

О новшествах доходной и расходной частей бюджета, степени его социальной направленности и национальных проектах мы попросили рассказать министра финансов Радика Гайзатуллина.

Автор статьи: Александр МАЛЬЦЕВ

Фото: twitter.com; minzdrav.tatarstan.ru

 

бюджет республики

 

27 сентября Президент Татар­стана внес очередное бюджетное послание в Государственный Совет. Бюджет республики в первом чтении будет рассмотрен 18 октября. О новшествах доходной и расходной частей бюджета, степени его социальной направленности и национальных проектах мы попросили рассказать министра финансов Радика Гайзатуллина.

 

– Радик Рауфович, по сложившейся традиции начнем нашу беседу с текущего исполнения бюджета республики. По каким видам налогов наблюдается положительная динамика?

– За девять месяцев с начала года в консолидированный бюджет республики мобилизовано налоговых и неналоговых доходов в сумме 191,8 млрд рублей. Основной их рост обеспечен поступлениями налогов на прибыль, имущество и НДФЛ. Мобилизованные доходы полностью позволяют своевременно выплатить заработную плату работникам бюджетной сферы, оплатить текущие нужды бюджетных организаций, профинансировать расходы инвестиционного характера, включая строительство дорог.

Также, пользуясь случаем, хотелось бы напомнить нашим уважаемым согражданам о подходе срока уплаты имущественных налогов с физических лиц, который наступает в четвертом квартале текущего года. Уверен, что высокий уровень гражданской ответственности, присущий жителям Татарстана, обеспечит своевременную уплату этих налогов.

 


Основной финансовый документ республики, внесённый Президентом на рассмотрение депутатов Госсовета, опубликован на официальном сайте республиканского парламента. Любой желающий может ознакомиться с материалами, а также высказать свое мнение о бюджете на предстоящий трехлетний период


 

– Перейдем к основной теме нашего разговора, к главному звену бюджетной системы республики – бюджету на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Каковы прогнозы по доходным источникам бюджета на трехлетний период? Расскажите подробнее о самых крупных из них.

– Начну с налога на прибыль, который составляет 37 процентов налоговых доходов. Он прогнозируется в объеме 89,7 млрд рублей. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики в 2019 году прогнозируется в сумме 77,6 млрд рублей, это 32 процента налоговых доходов. Прогноз поступления акцизов на следующий год в консолидированный бюджет Татарстана составляет 29,9 млрд рублей с удельным весом в налоговых доходах в 12 процентов. Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2019 год прогнозируется в объеме 251,2 млрд рублей, на 2020-й – 255,7, на 2021-й – 263,1 млрд рублей.

Обращаю внимание, что прогноз по доходам сформировался в результате работы с плательщиками налогов и макроэкономическими показателями. В частности, прогноз по налогу на прибыль определился как итог работы с более 170 планами финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних организаций республики, формирующих около 70 процентов налога на прибыль. Этим хочу подчеркнуть реальность наших прогнозов.

Также акцентирую ваше внимание на том, что основной финансовый документ республики, внесённый Президентом на рассмотрение депутатов Госсовета, опубликован на официальном сайте республиканского парламента. Любой желающий может ознакомиться с материалами, а также высказать свое мнение о бюджете на предстоящий трехлетний период. Мы приветствуем обратную связь, а также выступаем за взаимодействие и согласованность работы с руководством, муниципальными районами, городскими округами и населением Татарстана.

 

 Радик ГАЙЗАТУЛЛИН,
министр финансов РТ:

радик гайзатуллин министр финансов рт

В этом году принято решение о возможной реализации предложений районов и городов в процессе исполнения бюджета за счет дополнительно полученных доходов, доходов от внебюджетной деятельности, оптимизации расходов. Моя цель – объяснить в данном случае вашим читателям то, что ни одно предложение не остается без должного внимания и делается все возможное для обеспечения необходимых расходов источниками финансирования.

– Радик Рауфович, эквивалентными по значимости доходам являются расходы бюджета. Каким именно образом определяются перспективные задачи в этой сфере? Если исходить из того, что изменения в структуре доходов бюджета больше направлены на совершенствование финансовой системы, то расходы, скорее, связаны с проблемами, которые актуальны, как говорится, здесь и сейчас.

– К вашим словам можно добавить и то, что такие задачи по расходам невозможно определить лишь за полгода до начала формирования бюджета. Как и в любом другом деле, здесь важна последовательность. Минфин республики еже­квартально проводит совместные коллегии финансовых, казначейских и налоговых органов республики. По итогам этих совещаний составляются протоколы, где Президент устанавливает те самые перспективные задачи.

Кроме этого, в ходе работы по формированию бюджета по расходам проводятся совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.

Затем предложения регионов и министерств сверх сценарных условий обобщаются, руководство республики о них информируется.

Например, в этом году принято решение о возможной реализации предложений районов и городов в процессе исполнения бюджета за счет дополнительно полученных доходов, доходов от внебюджетной деятельности, оптимизации расходов. Моя цель – объяснить в данном случае вашим читателям то, что ни одно предложение не остается без должного внимания и делается все возможное для обеспечения необходимых расходов источниками финансирования.

 

– Какие именно тенденции наблюдаются в расходах бюджетов в свете решений задач, поставленных Президентом Татарстана?

– Среди традиционных задач, поставленных Президентом, – сохранение уровня первоочередных и социально значимых расходов. В плановом бюджете на 2019 год они составят более семидесяти процентов от общего объема расходов.

В новом году продолжится начатое в предыдущие годы по указанию Президента Татарстана финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Это детские сады, школы, поликлиники, лагеря отдыха для детей, фельдшерско-акушерские пункты.

Расходы бюджета распределены по государственным программам. Ими будет охвачено около 90 процентов расходов бюджета.

Что касается расходов социальной сферы, то они свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции и в консолидированном бюджете вырастут в 2019 году к базовому нынешнему году на 7,8 процента, в 2020-м на 8,7 процента, в 2021-м – на 9,7 процента.

Например, в предстоящем году объем расходов раздела «Образование» достигнет 99 млрд рублей. Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 66,8 млрд рублей. Общая сумма расходов по разделу «Социальная политика» прогнозируется в размере 42,9 млрд рублей.

Резюмируя тему о расходах бюджета, могу сообщить, что вышеуказанная часть консолидированного бюджета без учета федеральных средств на 2019 год прогнозируется в объеме 255,3 млрд рублей, в 2020-м – 260,3, в 2021 году – 268,4 млрд рублей. Что касается дефицита консолидированного бюджета, то в 2019 году он составит 4,1 млрд рублей, в 2020 году – 4,6, в 2021 году – 5,3 млрд рублей.

 

– В последнее время много говорят о так называемых национальных проектах. В чем заключается их особенность?

– Да, они с недавних пор не раз становились темой для обсуждения. Речь идет о том, что в качестве новшества в расходах бюджетов, начиная с 2019 года, предполагается отражение в составе государственных программ национальных и федеральных проектов. В мае текущего года в соответствии с указом Президента РФ от федерального центра поступило поручение разработать совместно с органами гос­власти регионов национальные проекты. Фактически по ним федеральным структурам и субъектам России определяются индикаторы, которые должны быть достигнуты по ключевым направлениям. Основная особенность этих мероприятий заключается в повышении предельного уровня софинансирования со стороны федерального бюджета. К примеру, если у нас сейчас уровень финансирования составляет 58 процентов, то для Татарстана его сделали в 81 процент, это предельный уровень. А наше участие составляет 19 процентов. Главное условие – выполнение установленных показателей.

 


Среди традиционных задач, поставленных Президентом, – сохранение уровня первоочередных и социально значимых расходов. В плановом бюджете на 2019 год они составят более семидесяти процентов от общего объема расходов


 

На данном этапе нашими отраслевыми министерствами вышеназванные индикаторы были подробно изучены, и с учетом особенностей социально-экономического развития республики составлены соответствующие предложения. В настоящее время министерства республики заключают соглашения с федеральными министерствами с определением пропорций софинансирования по конкретным национальным проектам. Завершение заключения соглашений ориентировочно состоится в конце октября – в начале ноября текущего года.

Стоит упомянуть, что на федеральном уровне разработано 13 национальных проектов. Также важным фактом является и то, что эти нацпроекты распределяются на федеральные проекты, число которых составляет 61.

Если говорить о направлениях нацпроектов, то развитие таких отраслей, как «Образование», «Демография», «Здравоохранение», традиционно для политики нашей страны. Возьмем, к примеру, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Я замечаю, что простые люди, а также туристы часто судят об уровне жизни местного населения по состоянию их дорог. Надеюсь, благодаря нацпроектам сеть качественных дорог еще больше расширится. Есть в перечне нацпроектов и такой раздел, как «Цифровая экономика», за которой мы видим будущее нашей финансовой системы.

Хочется сказать несколько слов и о нацпроекте «Экология», который по своему смыслу, скорее, относится к категории «потом будет поздно». Ведь наш вклад в это направление – это обеспечение благополучия будущих поколений. В рамках нацпроекта по данному направлению на территории Татарстана будут реализованы мероприятия приоритетного проекта по сохранению реки Волги и предотвращению её загрязнения и другие не менее важные задачи.

Национальными проектами также затронуты такие направления, как «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости», «Культура», «Жилье и городская среда» и.т.д. Подчеркну, что реализация национальных проектов на территории республики будет хорошим дополнением к государственным программам, принятым и одобренным Президентом Татарстана и парламентариями республики. Наша задача состоит не только в достижении определенных показателей. За этими индикаторами стоят задачи повышения качества жизни населения, социально-экономического развития республики. Работа предстоит сложная, ответственная.

 


Простые люди, а также туристы часто судят об уровне жизни местного населения по состоянию их дорог. Надеюсь, благодаря нацпроектам сеть качественных дорог еще больше расширится. Есть в перечне нацпроектов и такой раздел, как «Цифровая экономика», за которой мы видим будущее нашей финансовой системы


 

– 3 и 4 октября текущего года в Набережных Челнах, Лаишеве и Буинске прошли кустовые совещания по обсуждению проекта консолидированного бюджета республики на 2019 год и на плановый период 2020–го и 2021-го годов и о прогнозе социально-экономического развития Татарстана на 2019-2021 годы и на период до 2024 года. Там вы говорили о «серьезном утяжелении» республиканского бюджета. С чем оно связано и что делается для решения данной задачи?

– Дело в том, что в прогнозе бюджета на 2019–2021 годы также учтены изменения бюджетного и налогового федерального законодательства. Среди них – изменение налогообложения движимого имущества, корректировка порядка зачисления в региональные бюджеты акцизов на крепкую алкогольную продукцию и акцизов на средние дистилляты, новая льгота по земельному налогу, увеличение ставки НДС. В результате вышеназванные изменения влекут за собой «серьезное утяжеление» республиканского бюджета в части уменьшения доходов. Одновременно осуществляется индексация расходов. Общий объем «утяжеления» бюджета рассчитывается в пределах 20 млрд рублей.

 

– В процессе обсуждения бюджета многих смутило наличие его дефицита. Также в связи с изменениями федерального законодательства ощущается определенное напряжение в области исполнения бюджета. С вашей точки зрения, какие есть перспективы исполнения бюджета в следующем году?

– Темпы экономического развития, ежегодно обеспечиваемые в нашей республике, имеют в своей основе множество реальных бизнес-проектов, которые планомерно реализуются и начинают увеличивать ВРП, индексы промышленного производства, размеры прибыли и другие показатели. Уверен, что реализация всех имеющихся и планируемых бизнес-проектов положительно отразится на исполнении бюджета. Вследствие этого дефицит будет покрыт, а также будут образованы дополнительные доходы. Считаю, что при должном усердии и слаженной работе наших министерств и муниципалитетов любая цель может быть достигнута и в первую очередь реализованы задачи, поставленные Президентом Республики Татарстан в послании Государственному Совету.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще