В особо крупном мошенничестве обвиняют жительницу Казани Дину Землякову, в деле которой насчитывается 374 потерпевших. Женщина предлагала всем желающим через мессенджеры купить с огромными скидками продукты, детские вещи, бытовую технику и брендовые смартфоны, но в итоге жестоко обманула своих покупателей.
По версии следствия, несколько лет назад Землякова создала в мессенджерах WhatsApp и Telegram подобие интернет-магазинов – группы, в которых предлагалось купить товары по ценам гораздо ниже магазинных. Сначала на этих площадках торговали товарами для малышей и продуктами. Например, в 2023 году сливочное масло стоило там 75 рублей, конфеты «Рафаэлло» – 145, банка маслин – 40. Вскоре ассортимент значительно расширился, и покупателям стали предлагать бытовую химию, технику для дома, дорогие смартфоны… Судя по всему, сначала заказы действительно доставляли клиентам, и они писали в группах восторженные отзывы: «Все пришло вовремя, отличное качество», «Получила новенький айфон, оригинал. Не первый раз тут заказываю».
Расширив объемы и клиентскую базу, Землякова наняла администраторов, которые вели группы для жителей разных районов Казани и общались с клиентами. Ну а потом что-то пошло не так, и клиенты перестали получать свои заказы, а администраторы групп перестали выходить с ними на связь. Заказчики потянулись с заявлениями в полицию.
Процесс по делу 45-летней Дины Земляковой должен был стартовать в Приволжском райсуде еще 8 ноября, но заседание пришлось перенести на 10 декабря по причине неявки в суд самой обвиняемой в мошенничестве. Тогда она предоставила справку о болезни, а вчера просто не явилась без объяснения причин.
Зато в суд пришли семеро из потерпевших, которые поделились с корреспондентом «РТ» своими историями, попросив не называть их фамилии – дескать, неловко, что клюнули на такую примитивную схему обмана, основанную на желании людей сэкономить во что бы то ни стало.
Ольгу С. обманули на 82 тыс. рублей в конце декабря 2022 года.
– У меня тогда в доме сломалась вся техника, и подруга рассказала, что есть группа, где продают бытовую технику на 30-40% дешевле, чем в магазинах. По себестоимости что ли… Она сама там покупала, ну и я решила там все сразу заказать, – вздыхает девушка.
По ее словам, для этого покупателю сначала нужно было выбрать товар в обычном интернет-магазине техники и отправить ссылку администраторам, которые занимались рассмотрением заявок. На рассмотрение уходило около четырех дней, потом клиентам поступал ответ, есть товар в наличии на складе или нет.
– Если товары были, нужно было перевести деньги на счет сына Земляковой. Она предупреждала, что придется ждать в лучшем случае два месяца, в худшем – три. Якобы товары шли с каких-то складов в других городах, поэтому дешевле, – пояснила Ольга.
Еще одна потерпевшая, Светлана Н., была обманута в декабре 2023 года на 31 тыс. рублей. За два месяца ее семья заказала в группе продукты и товары для детей на 40 тыс. рублей. Меньшую часть заказа получили, а большая к ним так и не доехала: «Кинула перед самым Новым годом!»
Кроме обманутых в мессенджерах, в деле фигурирует соседка обвиняемой, 66-летняя Гульфия Качанова, которую Дина Землякова обманула лично, что называется, глядя в глаза. По словам пенсионерки, в 2020 году соседка заняла у нее полмиллиона рублей на неизвестные цели. В тот же день написала расписку, в которой обязалась вернуть деньги в течение двух лет, но до сих пор не вернула.
– Было как… Она мне как бы дает в залог свой маткапитал. Говорит: «Не переживайте, я вам все верну. У меня тут ипотека, я обналичу, и все сделаем». А потом оказалось, что она этот маткапитал уже давно профукала! – возмущается 66-летняя женщина.
Следующая попытка дать старт рассмотрению дела о мошенничестве состоится 18 декабря. Обвиняемую, которая находится под подпиской о невыезде, должны доставить в суд принудительно.
Поскольку рассмотрение еще не началось, общий ущерб по делу пока не оглашен, но, по подсчетам самих потерпевших, он превышает 20 млн рублей.