С 15 по 18 апреля в Казани на малой сцене ТГАТ им.Г.Камала пройдут гастроли русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных Челнов. Казанские театралы, среди которых немало друзей и давних поклонников «Мастеровых», на этот раз увидят четыре постановки, составляющие основу сегодняшнего репертуара одного из лучших театральных коллективов Татарстана.
Гастроли 15 апреля открывает детектив по пьесе «Свидетель обвинения» А.Кристи, 16 апреля зрители погрузятся в сны по произведениям Н.Некрасова «Осенняя скука», 17 апреля состоится показ драмы «Васса», созданной по пьесам М.Горького, а 18 апреля гастроли закроет титулованный спектакль «Кроличья нора» Д.Линдси-Эбера, заслуживший восторженные отзывы театральных критиков и немало наград международных и российских фестивалей.
«Мастеровые» – театр с непростой, но все-таки счастливой судьбой, и предстоящие гастроли, думается, прекрасный повод для того, чтобы вспомнить, как все начиналось.
Официально днем рождения театра «Мастеровые» считается 8 мая 1975 года. Именно в этот день состоялась премьера спектакля «Дороги, опаленные войной», в основу которого были положены стихи и судьбы поэтов-фронтовиков. Это была дипломная работа выпускника Московского института культуры Юрия Колесникова. Созданный им театральный коллектив работал на базе школы №19, подшефной заводу двигателей. Участниками драмкружка стали молодые рабочие, отсюда и название коллектива – «Мастеровые».
В последние годы театр «Мастеровые» из Набережных Челнов регулярно приезжает с гастролями в столицу республики, и каждый раз это встреча с новыми интересными названиями, высокой постановочной культурой и яркими актерскими работами
Но отсчет своей творческой биографии театр ведет с поэтического спектакля «Диалоги о любви», поставленного в 1978 году по стихам Франсуа Вийона, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Шандора Петефи. В 1982 году «Мастеровые» справили новоселье во Дворце культуры КамАЗа, отметив это событие премьерой спектакля «Две стрелы» А.Володина.
В начале 90-х были набраны два актерских курса в Санкт-Петербургскую и Казанскую академии культуры и искусств – сегодня их выпускники составляют ядро труппы. Но дальше начались испытания. После пожара на заводе двигателей в 1993 году финансирование театра фактически прекратилось. «Мастеровые» вынуждены были снова сменить адрес и ютиться в красном уголке рабочего общежития. А тут новая беда: в августе 1997-го скончался Юрий Михайлович Колесников, руководивший театром более двух десятилетий.
Впрочем, это было трудное время для всех. Один за другим прекратили свою деятельность в автограде молодежный театр «Ника», театры-студии «Грэй» и «Лицедеи». «Мастеровые» выстояли, но началась многолетняя борьба за выживание.
В 2005 году театр приобрел муниципальный статус, переехал в новое реконструированное здание бывшего Интерклуба и пригласил на должность художественного руководителя казанского режиссера Валентина Ярюхина. Именно с его приходом в театр началась новая история «Мастеровых». Спектакли, поставленные Ярюхиным, обогатили творческую палитру театра новым содержанием и живыми чувствами. Среди них – «Плутни Скапена» Мольера, «Событие» В.Набокова, «Очень простая история» М. Ладо и другие.
Сегодня сложно представить театр «Мастеровые» без главного художника Елены Сорочайкиной. Это ее идея – изобразить на фасаде театрального здания красное дерево, символизирующее кровеносную систему театра, некую живую субстанцию, прорастающую через бездушные и холодные бетонные стены. А главное – трудно представить спектакли «Мастеровых» без яркой, наполненной свежими образами и смыслами сценографии Сорочайкиной.
Театр «Мастеровые» всегда был центром культурной жизни автограда с сильным актерским потенциалом. В последние несколько лет учреждение поднялось на новую ступень в своем развитии, где по инициативе директора Армандо Диамантэ был взят курс на повышение клиентоориентированности и жанровое разнообразие репертуара.
Сегодня почти каждая постановка театра становится событием культурной жизни города и республики. Сохраняя верность традициям русского репертуарного театра, «Мастеровые» остаются открытыми для смелых экспериментов. Недавно у театра появился новый творческий лидер – режиссер Денис Хуснияров, лауреат престижной премии «Прорыв» как лучший молодой режиссер года, а также многих известных театральных конкурсов и фестивалей. Его первой большой работой на челнинской сцене стала психологическая драма «Кроличья нора». С этим спектаклем театр успешно гастролировал в Санкт-Петербурге и Йошкар-Оле. Теперь «Кроличью нору», недавно удостоенную республиканской театральной премии «Тантана» за лучший актерский ансамбль, сможет увидеть и оценить казанская публика.