Нежелание учиться – признак буллинга

От 20 до 50 процентов школьников, по статистике, подвергаются буллингу, то есть травле со стороны сверстников.

Автор статьи: Елена СИМАКОВА

Фото: socialinform.ru

 

 

От 20 до 50 процентов школьников, по статистике, подвергаются буллингу, то есть травле со стороны сверстников. В преддверии 1 сентября, когда миллионы ребят вернутся за парты, корреспондент «РТ» узнала у экспертов, как избежать ­конфликтных ситуа­ций в школе.

 

ДЕТИ НАЧИНАЮТ ГЕЙМЕФИЦИРОВАТЬ ЖИЗНЬ

«Буллинг начинается с неумения общаться, – уверена лечебный педагог, ведущая курсов по воспитанию детей для родителей и педагогов Гузель Султанова. – К сожалению, большинство современных детей не способны строить близкие, теплые и долгие отношения. У них просто нет такого опыта».

В первую очередь проблема школьников исходит от взрослых. Зачастую сами родители не могут найти общий язык с коллегами, преподавателями и даже друг с другом. Переговорам, поискам компромисса они предпочитают открытую конфронтацию и агрессию.

«В нашем обществе принято сражаться за место под солн­цем. И каждый ребенок, который наблюдает эти битвы за лучший кусок пирога, чувствует себя крайне отстраненно и уединенно. Рано или поздно он начинает копировать модель поведения взрос­лых. Другого маленький человек просто не видел», – сказала эксперт.

Благодатная почва для буллинга возникает и потому, что ценность человеческих отношений в обществе сильно занижена, в приоритете – успешность. Взрослые желают вырастить целеустремленных и решительных личностей, добившихся высоких результатов в определенной сфере. В организациях внеурочной деятельности у детей активно развивают когнитивные навыки: внимание, восприятие, речь, интеллект, мышление. Доступно множество спортивных и творческих кружков. А вот коммуникативные способности остаются нереализованными. Дети привыкают рассматривать связи между людьми лишь в качестве средства для достижения цели.

«Отчасти из-за взрослых ребята не понимают, зачем нужны добрые отношения и почему без них невозможно быть счастливым», – пояснила психолог.

Мальчики и девочки живут в очень быстром темпе. Их будни богаты разнообразными событиями, яркими впечатлениями и быстроменяющимися эмоциями. Чуть ли не с первого дня своей жизни малыши осваи­вают гаджеты. Они знают, как установить популярную игру, развить онлайн-ферму и на каких ресурсах искать любимые мультфильмы. А вот что делать во дворе со сверстниками, совсем не представляют.

«Посмотрите, какой видео­контент предпочитают наши дети. Максимум просмотров в интернете набирают ролики, демонстрирующие вызывающие формы поведения, – отметила Гузель Султанова. – Ребятам интересно все, что эпатажно и выходит за стандартные рамки. Мальчики, переодетые в девочек, сцены насилия, похищения… Постепенно дети начинают геймефицировать свою жизнь, превращать ее в забаву. Из любого события пытаются сделать хайп».

 


Благодатная почва для буллинга возникает и потому, что ценность человеческих отношений в обществе сильно занижена, в приоритете – успешность. Взрослые желают вырастить целеустремленных и решительных личностей, добившихся высоких результатов в определенной сфере


 

Если ребенок споткнулся и упал, неряшливо оделся, в классе обязательно найдется тот, кто раздует из этого пустячного события драму. Допустившего оплошность «заклюют» и выставят на посмешище. С этого и начинается буллинг.

 

ПОДВИЖНОМУ РЕБЕНКУ СТРОГИЙ ПЕДАГОГ

Любой родитель должен работать над собой, считает эксперт. Вся информация, получаемая малышом, опосредуется отношением к ней взрос­лого. Ребенок воспринимает мир через старших, считывает их настроение и чувства. Если мы не проявляем уважения к окружающим, не умеем слушать и слышать, каким образом это должно получаться у маленького человека?

«С малых лет учите общаться ребенка и учитесь общаться сами, – советует Гузель Султанова. – Подавайте положительный пример. На детской площадке доброжелательно разговаривайте с мамами, проявляйте искренний интерес к другим малышам. Не бойтесь извиняться за свои ошибки перед близкими, делиться с ними своими переживаниями».

Не оставляйте ребенка наедине с гаджетами. Лучше вовлекайте в решение семейных дел: пусть помогает мыть посуду, убираться и выгуливать собаку.

Создайте ребенку широкий круг общения. Туда должны входить приветливые и контактные малыши, которые вам приятны. А с кем заводить более близкое знакомство, ребенок пусть решает сам.

«Родителям будущих первоклассников я бы рекомендовала обратить внимание на личность учителя. Здесь важны не столько профессиональные, сколько моральные, человеческие качества. Оцените, подходит ли учитель вашему малышу на эмоциональном уровне. Если ваш ребенок очень активный и подвижный, строгий и требовательный педагог, умеющий ставить четкие границы между собой и учениками, подойдет больше, чем мягкий и уступчивый. ­Замкнутому и ранимому малышу важно получать душевное тепло, он обязательно оценит доброго и отзывчивого наставника», – поделилась мнением психолог.

Задача учителя начальных классов в том, чтобы не только сформировать коллектив, но и сплотить детей, на­учить налаживать социальные связи. Прекрасно, когда педагог нравится родителям своих воспитанников. В этом случае взрослые всегда смогут договориться и прийти к общему знаменателю. Если в классе начнется травля, хороший учитель вовремя отреагирует и примет меры: проведет беседы с родителями и детьми, пригласит в класс школьного психолога.

Есть несколько признаков, указывающих на то, что ваш ребенок стал жертвой травли в школе: нежелание учиться и посещать занятия, потеря интереса к урокам, которые нравились раньше, замкнутость и раздражительность, проблемы со сном и аппетитом, соматические проявления (например, приступы тошноты, головной боли, шум в ушах), царапины и синяки непонятного происхождения. Если вы заметили такие признаки у вашего ребенка, следует немедленно прояснить ситуацию.

«Конечно, не всегда речь идет именно о травле. Возможно, имел место обычный конфликт между детьми. Однако лучше вовремя вмешаться и предупредить беду, чем потом годами исправлять последствия своего бездействия. Откровенно поговорите со своим ребенком. Если по каким-то причинам разговор не сложился, обратитесь за помощью к классному руководителю или психологу», – подытожила специалист.

 

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА НЕ ПОМОГУТ

«Причин буллинга в школе много. Это и подростковый возраст с его юношеским максимализмом, и социальные проблемы в семье, и издержки воспитания, и низкий уровень педагогического мастерства учителей. Также не стоит сбрасывать со счетов психологические особенности людей – не только детей, но и взрослых. Как правило, к буллингу приводит совокупность факторов, а не что-то одно», – рассказала конфликт-психолог Евгения Храмова.

Опасен буллинг психологическими и физическими травмами. Самый печальный исход – гибель человека.

Травля не болезнь, которая пройдет сама собой, подчеркнула эксперт. Она не лечится посещением ребенка секций боевых искусств. Всем родителям нужно помнить: агрессия порождает агрессию. Любое насилие, в том числе психологическое, преодолимо только правильной коммуникацией, управляемым общением. Слово зачастую творит чудеса и, несомненно, лечит. Если родитель чувствует, что ему не хватает коммуникативных навыков, то следует обратиться к конфликтологу, психологу, психотерапевту. Они расскажут, что такое конфликтогены и как с ними работать.

 


Есть несколько признаков, указывающих на то, что ваш ребенок стал жертвой травли в школе: нежелание учиться и посещать занятия, потеря интереса к урокам, которые нравились раньше, замкнутость и раздражительность, проблемы со сном и аппетитом, соматические проявления (например, приступы тошноты, головной боли, шум в ушах), царапины и синяки непонятного происхождения


 

«Близким детей, которые подвергают других травле, не рекомендую зарывать голову в песок, – сказала Евгения Храмова. – Да, наш ребенок всегда лучший, но если на него поступила жалоба, то самым верным решением будет отреагировать на нее вовремя и системно разобрать ситуацию по полочкам. Опять-таки надо это делать с помощью специалиста и при тесном сотрудничестве со всеми участниками кризисной ситуации: родителями, учителями и одноклас­сниками. Без сотрудничества всех сторон конфликта ситуация не решится».

 

ВСЕ БОЛЬШЕ АКТОВ АГРЕССИИ – ОТ БЕЗНАКАЗАННОСТИ

«В наш адрес ежегодно поступают обращения граждан, связанные с конфликтными ситуациями в школе, – рассказала уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. – Вместе с тем количество таких жалоб имеет тенденцию к уменьшению: в 2023 году их число сократилось на 20 процентов. В своих обращениях заявители акцентируют внимание на отсутствии эффективной работы администрации учебных заведений по разрешению конфликтной ситуации в интересах ребенка, недостаточной компетентности педагогов-психологов и их неготовности к дальнейшему, порой длительному сопровождению ситуации».

Результаты социологического исследования среди подростков России, проведенного в 2022 году Санкт-Петербургским государственным университетом во взаимодействии с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, региональными уполномоченными, показали, что конфликты с одноклас­сниками хоть раз случались у 73 процентов подростков, а с учителями – у 63 процентов.

«Число актов агрессии детей по отношению друг к другу растет из-за безнаказанности, игнорирования конфликтов учителями и неумения разрешать их ненасильственным образом, – уверена омбудс­мен. – Для того чтобы искоренить проблему, необходимо целенаправленно работать. Педагогам в одиночку справиться с этим непросто. должно быть комплексное сотрудничество психолога, преподавателя, администрации школы, родителя и родительской общественности».

Интересно, что в декабре прошлого года исследователи аналитического центра Нацио­нального агентства финансовых исследований и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выяснили, что 89 процентов подростков в России доверяют психологам и не считают, что иметь психологические проблемы стыдно. При этом больше подростки доверяют частным психологам (более 60 процентов), чем школьным, и не хотели бы, чтобы об их походе к специалисту знали знакомые. Есть над чем задуматься.

 

ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

«На первый план сегодня выходит задача профилактики, – считает Ирина Волынец. – Так, в Татарстане реализуется проект «Детский совет», ведущая идея которого – объединение ресурсов власти, образовательных учреждений, граж­данского сообщества в работе по правовому воспитанию подрастающего поколения».

Налаживанию детско-­родительских отношений должно способствовать внед­рение в школах и детсадах проекта «Школа осознанного родительства».

Автор проекта – Диана Машкова, кандидат филологических наук, писатель, педагог, специалист Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, мама пятерых детей.

Программа стартовала в конце прошлого года при учас­тии Союза отцов, Минис­терства образования и науки РТ.

«Информационная безопасность, цифровая гигиена также являются аспектамии профилактики, – отметила Ирина Волынец. – Недавно к нам обратилась бабушка, которая рассказала, что ее внучка превратилась в объект агрессии со стороны сверстников. Триггером стало интимное фото девочки, которое выложил в сети ее молодой человек. Увлеченность 14-летней школьницы, непродуманность действий с ее стороны привели к взрывоопасной ситуации. К проблеме подключились и психологи, и правоохранительные органы».

К сожалению, борьба с буллингом в Татарстане ведется сегодня только силами отдельных организаций. Хочется верить, что проблема найдет отклик в обществе и совместными усилиями мы изменим ситуацию к лучшему.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще