Проверка на человечность

opros-312

 

3 декабря мировое сообщество отмечает Международный день инвалидов. А вы обратили внимание, что слово «инвалид» сейчас почти не произносится? Появились новые, более тактичные формы обращения: «человек с ограничениями физического здоровья», «маломобильная группа населения», «особенный ребенок». Словам можно найти замену. ­
А вот насколько изменилось само отношение к таким людям? Сейчас, например, много обсуждают тему совместного обучения здоровых детей со сверстниками, имеющими какой-либо физический недуг. Мы спросили наших читателей:  на ваш взгляд, насколько востребована такая форма инклюзивного образования?

  •  Эдуард Ворожейкин, служащий, Чистополь:

– Идеально, когда ребенка-инвалида в семье, школе, на улице окружает комфортная среда. Если его опекают мудрые родители, преподаватели, дружный класс, где он чувствует себя равным с остальными и перестает замечать собственные физические недостатки. Такой пример пришлось наблюдать при жизни в Польше, где проблемы адаптации инвалидов, инклюзивного образования решаются успешно и нам есть чему по­учиться.

У наших соседей по площадке мальчика, с детства оказавшегося в инвалидной коляске, одноклассники каждый день увозили и привозили домой из школы. Они спускались с ним на занятия в различных кружках, расположенных на первом этаже. Сколько радости, благодарности, оптимизма, жизнелюбия излучали глаза нашего любимца Родиона, успешно окончившего школу и поступившего в престижный колледж.

  • Любовь Авдеева, инженер-технолог, Нижнекамск:

– Вы спрашиваете о детях, а я бы хотела сказать о студентах-инвалидах. К сожалению, образовательная среда в вузах абсолютно не подготовлена к приему таких ребят. Мой сын недавно окончил институт в Казани. У них в группе был парень с ДЦП, который позволял ему передвигаться без инвалидной коляски, но с большим трудом. Начнем с того, что чисто бытовые условия в зданиях вузов для инвалидов не приспособлены – например, в туалетах, на лестницах нет специальных поручней или пандусов. Этому студенту помогали одна сердобольная девушка и как раз мой сын. Во-вторых, в группе, включая, кстати, преподавателей, сложилось странное отношение к этому парнишке – его как-то дружно не замечали. То ли из соображений такта, боясь обидеть, то ли не хотели лишних проблем. А тот чувствовал себя, как он признавался моему сыну, в постоянном вакууме. В итоге на втором курсе бросил институт и уехал домой. Я так понимаю, что в отношении к таким людям должна быть золотая середина: не излишняя опека, а объективная поддержка. Но ни в коем случае не равнодушие, которое может сломать человека.

  • Алия Нуруллина, медсестра, Бугульма:

– Тут, понимаете, какое дело – современные дети бывают часто жестокими. И неизвестно, как воспримут новичка, который невольно будет привлекать к себе постоянное внимание одноклассников, особенно если он пришел к ним, к примеру, в восьмом или девятом классе. Тут должен быть комплексный подход – я, например, считаю, что дети-инвалиды, если мы хотим их адаптировать в обычную школьную среду, должны учиться со всеми начиная с первого класса, чтобы вместе взрослеть. Потом у меня вопрос: такой ребенок, как правило, болеет чаще – как педагоги будут заниматься с ним? Ходить на дом? Но мы прекрасно знаем, как загружены учителя. В общем, для меня этот вопрос пока открыт.

  • Амир Бикчентаев, руководитель компании, Казань:

– Я убежден, что к каждому такому случаю нужно подходить индивидуально, нельзя «чохом» всех ребят сажать в один класс. Посудите сами: ребенок может получить серьезную психологическую травму, если будет, например, внешне сильно отличаться от сверстников. Да и здоровые сверстники его бывают разные – и сердобольные, и жестокие. С другой стороны, если такой ребенок сможет адаптироваться к учебе и общим интересам со здоровыми ребятами, это вытащит его на поверхность жизни. Поэтому инклюзивное образование имеет право на жизнь, но не во всех случаях.

Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА, Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»

 

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости