«Зовите меня Иринович»: грозит ли Татарстану повальная смена отчеств на матчества

Трое челнинцев стали первыми в Татарстане, кто в сознательном возрасте сменил свои отчества на матчества – Альбиновна, Натальевна, Иринович. Мотив у «первопроходцев» простой – отцы в отличие от матерей никогда не участвовали в их жизни, поэтому взрослые дети не желают иметь с ними ничего общего. «РТ» узнала, насколько законна смена отчества на матчество и станет ли это новым трендом.

«Зовите меня Иринович»: грозит ли Татарстану повальная смена отчеств на матчества Михаил Захаров / «Татар-информ»

ТО, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО, РАЗРЕШЕНО

По закону «Об актах гражданского состояния» любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, вправе сменить имя, фамилию и отчество, если они по каким-то причинам его не устраивают: звучат неблагозвучно или слишком сложно для произношения либо просто не нравятся. Для того чтобы взять новое имя, достаточно подать заявление в загс. В случае с отчеством причиной для изменения может стать, например, тот факт, что родной отец устранился от воспитания ребенка и его вырастил отчим.

В том же законе говорится, что «отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае». Но в случаях, если женщина не состоит в браке и сведения об отце не внесены в свидетельство о рождении ребенка, «отчество ребенка записывается по указанию матери». Соответственно, когда ребенок вырастет, он может сам указать сотрудникам загса, какое отчество записать ему в документы. Получается, здесь возможны варианты с матчеством?   

– С одной стороны, в законодательстве прямо не прописан запрет на матчество в отличие от имен, состоящих из цифр, содержащих бранные слова, указания на ранги, титулы и прочее. С другой стороны, и само слово «матчество» в законе не упоминается, там фигурирует только «отчество», которое является производным от имени отца, – отметил казанский юрист Игорь Шильданов. – Поэтому, думаю, что на практике сотрудники органов ЗАГС всегда будут настаивать на отчестве. Ну не принято у нас в стране, чтобы мужчин задвигали на задний план, даже если они самоустранились из жизни ребенка сразу после его рождения или даже до.

«ПРОЩАЙ, ПАПАША-АЛИМЕНТЩИК!»

Первым россиянином, который добился упоминания имени матери в собственном имени стал житель Екатеринбурга, ставший в 2012 году Веро-Викторовичем (мужчина подчеркивал, что выступает именно за совмещенный вариант). В 2019 году одинокая мать из Томска присвоила своей новорожденной дочери матчество Марьевна. В 2020-м жительница Барнаула, достигнув совершеннолетия, записалась Анновной вместо Александровны. Однако до сих пор случаев перемены отчества на матчество в России не так много – они исчисляются десятками. 

Причиной для изменения отчества может стать тот факт, что родной отец устранился от воспитания ребенка и его вырастил отчим.

Фото: © Денис Гордийко / kzn.ru

На этом фоне Набережные Челны, где в прошлом году сразу трое жителей обратились в загсы и взяли себе матчества, можно сказать, совершили настоящий прорыв. Удивительная новость вызвала бурное обсуждение в соцсетях и разделила жителей республики на два лагеря. Одни считают такую возможность шагом к личной свободе и справедливости, другие – разрушением традиций.   

«Если человека отец с пеленок не видел, а мать одна его поднимала, то логично же брать ее имя. Зачем в документах чужой человек значится? Всё правильно, хорошая идея!»;

«Моя мама для меня – всё. Она и папа, и мама, и лучший друг. Вписать ее имя в документ – это честно по отношению к ней и к себе. Это про уважение к человеку, который в одиночку исполнял все роли в семье»;

«Офигенно! Наконец-то можно убрать из документов имя папаши-алиментщика, которого в глаза не видела, и поставить имя той, кто действительно вложил в меня всё. Это не нарушение традиций, это исправление исторической несправедливости на уровне своего паспорта. Респект челнинцам!» – пишут сторонники отказа от имен недостойных отцов, среди которых на удивление немало мужчин.

«А ЕСЛИ БАБУШКА РАСТИЛА?»

Их оппоненты (зачастую представители старшего поколения) восприняли такую замену как покушение на устои: 

«Предать отца, даже если он был плох, – грех. Имя отца дается раз и навсегда. Куда мы вообще катимся?!»;

«В исламе и православии издревле ведется род по отцу, это наш порядок»;  

«Всё это работало сотни лет, зачем ломать? Отчество – это наша история и идентичность, данная при рождении. Такие изменения только сеют раздор в обществе и неуважение к предкам»;  

«О, давайте все побежим менять отчества! Мама растила – значит, папа вообще не нужен? А если бабушка растила?.. Таким «новаторам» сначала голову нужно пролечить. Почему не проводят психиатрическую экспертизу прежде, чем разрешать им документы менять?»;

«Государство должно защищать традиционные семейные ценности, а не потакать таким капризам. Что мы будем передавать детям? Что отец – это нечто временное и заменимое? Ужасная, разрушительная идея».

В МАССЫ НЕ ПОЙДЕТ

Клинический психолог Альбина Темирбулатова отмечает, что в долгосрочной перспективе смена отчества на матчество может способствовать обретению человеком психологического комфорта, при этом она же может вызвать дополнительный стресс из-за непонимания окружающих и их вопросов: «Как-как ваше отчество? Натальевна?»

– Если мы говорим о решении взрослого, разумного человека, не склонного к необдуманным поступкам, сменить отчество на матчество, то это прежде всего акт самоидентификации. Часто за ним стоит глубоко личная история: травма от отсутствия отца или стремление разорвать даже символическую связь с тем, кто причинил боль. Когда документы соответствуют внутренней правде человека, это снижает внутренний конфликт, дает ощущение контроля над собственной жизнью и справедливости. Это способ заявить: «Я тот, кого вырастила и сформировала моя мать», – объясняет психолог. – И всё же важно, чтобы такое решение не несло в себе лишь протест. Полное отрицание своего происхождения мешает проработать травму и двигаться дальше. В каждом конкретном случае человеку хорошо бы задать себе вопрос: «Это шаг к чему-то или от чего-то?» Ответ на него и будет ключевым.

В свою очередь в Управлении ЗАГС Набережных Челнов не стали отвечать на наши вопросы о том, много ли еще в городе желающих отказаться от отчеств и насколько сложно это сделать по закону. Без комментариев оставили тему и в Управлении ЗАГС Кабмина РТ. Судя по всему, почин работников челнинских загсов не нашел понимания у руководства, так что повальная смена отчеств на матчества Татарстану не грозит.  

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

ЗАГС новости Татарстана паспорт
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости