Завершено расследование громкого уголовного дела группы рейдеров, обвиняемых в захвате имущества шести крупных татарстанских предприятий. Обвиняемые, как полагает следствие, действовали по нескольким беспроигрышным схемам, выводя из оборота серьезных республиканских компаний многомиллионные активы.
Дело татарстанских рейдеров два с половиной года вел отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК при Прокуратуре РФ по РТ. Материалы дела направлены в Вахитовский районный суд Казани в 246 томах. Одно только обвинительное заключение составило 101 том. К уголовной ответственности привлекаются семь человек, в том числе уроженцы Казани 41-летний Рифкат Вахитов, 37-летний Сергей Клименко и бывший генеральный директор ОАО «Спартак» 53-летний Рамис Гизетдинов. Все трое находятся под стражей, личности остальных подследственных не разглашаются, однако известно, что это юристы, имеющие связи в деловых и финансовых кругах Татарстана.
Следствие полагает, что сколотил рейдерскую группировку небезызвестный казанский коммерсант Рифкат Вахитов. Впервые во всеуслышание о нем заговорили в 2003 году, когда Вахитов был арестован по подозрению в причастности к похищению и убийству генерального директора ОАО «КамАЗ-Металлургия» Виктора Фабера. Тогда же заговорили и о причастности Вахитова к казанской ОПГ «Грязь», которая входила в состав преступного сообщества «Севастопольские» (его в настоящее время «раскручивают» правоохранительные органы). Однако в течение шести месяцев следствию так и не удалось ничего доказать, и Рифкат Вахитов покинул следственный изолятор. Во второй раз «браслеты» на руках коммерсанта сомкнулись весной 2006 года в Москве, когда татарстанское МВД обвинило его в незаконном завладении правом собственности на имущество казанской компании «Телесет». Несмотря на то, что дело приняло широкую огласку с официальными заявлениями и организацией пресс-конференций, вмененное Вахитову мошенничество в суде доказать так и не удалось. В итоге Вахитовский суд Казани в декабре того же года признал коммерсанта виновным лишь в уклонении от уплаты налогов на 1,4 млн. рублей и приговорил к году и семи месяцам колонии-поселения. Именно тогда, как заверяют в правоохранительных органах, сыщикам удалось разоблачить всю рейдерскую группировку и даже собрать доказательства ее организации Вахитовым.
Как сообщили в следственном управлении СК при Прокуратуре РФ по РТ, закрутилась вся эта рейдерская история еще в 1999 году в Москве. К тому времени в златоглавой уже прочно обосновался и занимался бизнесом перебравшийся туда в 1994 году на постоянное место жительства Рифкат Вахитов. Следствие считает, что в Москве он познакомился с Сергеем Клименко, являвшимся в то время помощником одного из депутатов Госдумы. Последнему идея захвата татарстанских предприятий пришлась по вкусу, но вдвоем проворачивать такие «процедуры» новым знакомым было весьма проблематично. Тогда, согласно материалам уголовного дела, Клименко поделился планом с несколькими своими знакомыми, имевшими преимущественно юридическое образование, опыт в коммерции и, что немаловажно, связи на различных уровнях татарстанского бизнес-сообщества. В их числе оказались и женщины. У каждого была своя зона ответственности: одни представляли интересы рейдеров в судах и госучреждениях, другие изготавливали и задним числом «проводили» документы, третьи реализовывали похищенное имущество. В числе прочих в эту «веселую компанию» оказался вовлечен и генеральный директор ОАО «Спартак», при содействии которого, уверены в следственных органах, и совершалась растрата имущества обувной фабрики.
Из обвинительного заключения следует, что с 1999 по 2006 год рейдеры совершили 13 эпизодов «хищения имущества путем растраты и мошенничества». Атакам подверглись ОАО «Спартак», государственное унитарное предприятие «Завод „Стройпласт“, ЗАО „Завод железобетонных конструкций“, ФГУП „Казанское протезно-ортопедическое предприятие“, ОАО „Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций“, ОАО „Нижнекамское МУС-1 Татсантехмонтажа“. В результате вмешательства в их деятельность рейдеров предприятия не досчитались в общей сложности почти 92 млн. рублей.
Следствие полагает, что преступная группа использовала несколько схем „отъема денег“. К примеру, на предприятии вводили процедуру банкротства, предварительно искусственно создав там задолженность перед одной из принадлежавших рейдерам фирм, которых у последних было едва ли не два десятка. Естественно, на „объект“ ставили своего арбитражного управляющего. К примеру, таким образом группа боролась за активы ОАО „Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций“. Следствие полагает, что один из участников рейдерской группы, представлявший одну из „своих“ фирм, договорился о введении ее в реестр кредиторов. По отработанному механизму задним числом было заключено несколько фиктивных договоров о „выполненных“ поставках, согласно которым долг завода перед этой фирмой составил более 75 млн. рублей. Вмиг ставшая самым крупным кредитором фирма поставила своего конкурсного управляющего (к тому времени через арбитражный суд уже удалось добиться включения ее в реестр кредиторов) , и рейдеры начали выведение активов. По другой схеме члены группы находили предприятия с большими налоговыми долгами и предлагали им погасить задолженность с помощью векселей Сбербанка России или налогового возврата. Векселя, конечно же, были фиктивными, а московские банки, через которые шли платежи, имели не такую уж и безупречную репутацию. В итоге предприятия вместо долгов расставались со своим имуществом.
Рифкату Вахитову, как сообщили в следственном управлении, предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям УК РФ, в частности, в мошенничестве, растрате и легализации денежных средств, совершенных в составе организованной группы. В ведомстве также сообщили, что «в отличие от остальных участников преступной группы Вахитов и Гизетдинов в ходе следствия свою вину не признали».