Главный критерий - любовь к детям

Республиканская научно-практическая конференция "Служба практической психологии образования РТ: позитивные тенденции, проблемы, новые рубежи", проходившая в Набережных Челнах, констатировала: сегодня школьная и вузовская педагогика уже не в состоянии справиться в одиночку с задачей воспитания молодого поколения. Ей на помощь приходит практическая психология.


Хотелось бы, конечно, сказать: пришла на помощь. Однако уже в докладе заместителя министра образования РТ Веры Боговаровой, с которого началось пленарное заседание конференции, преобладали осторожные оценки. В республике заложены только основы службы практической психологии образования. Да, педагог-психолог уже не выглядит в стенах учебных заведений белой вороной, и само количество таких специалистов выросло с 1993 года в три раза, превысив 800 человек. Произошли и качественные изменения кадров. Если девять лет назад лишь каждый четвертый практический психолог имел базовое специальное образование, то сегодня таковых почти половина. Разветвленная система психологической помощи детям и учащейся молодежи сложилась в Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Московском, Советском и Приволжском районах Казани, Мамадышском, Кукморском районах.


Однако в ряде территорий новая служба так и не обрела вертикальную структуру: педагоги-психологи в школах есть, а их коллеги в органах управления образованием отсутствуют. Каждый варится в собственном соку. "А каково молодому специалисту оказаться один на один со своими проблемами?" - поднявшись на трибуну, задал риторический вопрос начальник Набережночелнинского управления образования Рамиль Халимов. Впрочем, в автограде как раз этого не случается. Здесь одними из первых в республике начали развивать службу практической психологии. Жизнь заставила: несмотря на снижение темпов роста детского населения в городе на Каме, перегруженность школ сохраняется. А это питательная среда для различного рода конфликтов, в том числе и внутри огромных педагогических коллективов. Например, в средней школе №35 работает более 200 учителей!


Но чтобы психолог мог выполнять свои профессиональные обязанности, он должен быть самостоятельной личностью. Центр "Согласие" в Набережных Челнах объединяет свыше ста практических психологов и оперативно подчинен ГУО, а функционально - Институту непрерывного педагогического образования. В двойном подчинении - у директора школы и одновременно у психологического центра - находятся и педагоги-психологи, что позволяет до минимума снизить над ними административный диктат. Хотя не все обстоит так гладко. Веселое оживление среди участников конференции вызвало выступление начальника ГУО из Нижнекамска Рависа Шакирова. По его наблюдениям, некоторые директора школ предпочитают сначала принять решение, а уж потом поворачивают голову в сторону психолога: "А как, вы считаете, нужно было поступить"?


Жалобы на засилье авторитарного стиля руководства в учебных заведениях не поддержала доктор педагогических наук, академик Российской академии образования Ирина Дубровина. Директора школ - это, в первую очередь, люди, сказала она. И к ним можно и нужно находить подход. Если психолог испытывает трудности в общении со своим начальником, стало быть, он плохой психолог...


Гостья из Москвы, которую хозяева конференции называли не иначе как "мамой" отечественной практической психологии, кратко остановилась на этапах эволюции взглядов в стране о забытой было отрасли знаний. В начале 90-х годов прошлого века службу практической психологии образования, которая тогда называлась по-другому, рассматривали как защитницу интересов маленького человека во всех случаях жизни. Эти романтические представления о ней быстро канули в Лету. Как и декларировавшаяся первыми энтузиастами школьной психологии цель - максимальное развитие ребенка. Но в реальности все свелось к интеллектуальному развитию, а эмоциональное, физическое остались побоку. Из поля зрения психологов выпала важнейшая область субъективных переживаний, игнорирование которой ведет к нарушениям психического развития детей. И второй съезд психологов России сформулировал цель иначе: не максимальное развитие, а психическое и психологическое здоровье ребенка.


- Что такое образованный человек? - продолжила Ирина Дубровина. - Это обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств! А не компетентность, толерантность и т.д. Необходимо провести ревизию инструментария психолога. Эйфория от тестирования детей по каждому поводу и без повода прошла. К диагностике психолог прибегает лишь тогда, когда замечает отклонения в развитии ребенка. Замер самочувствия у всех детей подряд ничего не дает. Это просто не профессионально. Хотя обилие диаграмм на стенах кабинета психолога и способно произвести впечатление на не слишком искушенных в практической психологии руководителей учебных заведений.


И самое страшное, на взгляд академика, когда корректируются не условия, которые не дают проявиться способностям ребенка, а сама его личность.


Разделение на одаренных и обыкновенных детей еще не означает индивидуального подхода к их воспитанию. Ранняя селекция - вообще тупик в педагогике. Много ли вундеркиндов стали выдающимися людьми?


Большая часть проблем психического и психологического здоровья подрастающего поколения связана с нарушениями основных особенностей возрастного развития. Все куда-то торопятся. В детском саду малыш должен досыта наиграться, а к нему применяют школьные формы воспитания. Сел за парту - его начинают готовить в институт. Находясь в состоянии постоянного стресса, он вырастает с пониженной жизнестойкостью, легко оказывается в зоне риска.


Проблема наркомании среди молодежи стучится во все окна и двери. Так, только в Казани около 3,5 процента учащихся школ пробовали курить "травку", для 0,8 процента из них (а это 1,1 процента старшеклассников) это уже вошло в привычку. В своем докладе Вера Боговарова напомнила о поставленной Президентом республики перед психологами задаче - спасти подрастающее поколение от "белой смерти". Однако эффективность традиционной пропаганды против наркотиков крайне низкая. Считалось, что дефицит знаний о трагических последствиях от употребления наркотиков подталкивает ребят к пропасти. Но это не так - дети переполнены соответствующей информацией. Нужны новые методы работы. С одним из них - скрытой профилактикой наркомании - познакомил директор Казанского психологического центра Рамиль Гарифуллин. Его кредо: меньше говорить, больше показывать.


- Мы не отдадим подростков "тетям"-врачам и "дядям"-милиционерам, которые придут в школу, прочитают лекцию и уйдут, - горячо заявил он. - Школа - это наша "епархия". Хотелось бы, однако, чтобы мотивация практических психологов при профилактике наркомании была более высокой.


Если перевести эти слова с интеллигентского языка на общедоступный, зарплата должна быть по труду! Сегодня опытный школьный учитель может стать педагогом-психологом, пройдя переподготовку, как ни парадоксально, только с понижением социального статуса...


Естественно, в той или иной степени этот вопрос затронули почти все выступавшие на конференции. Представитель Министерства образования РФ Игорь Каманов обещал свое содействие в исправлении этой несправедливости на федеральном уровне.


Но и на местах финансирование службы практической психологии образования нередко идет по остаточному принципу. Поэтому и не выдерживается, особенно в сельских районах, норматив: один педагог-психолог на 500 учащихся. Вместо него директора школ, составляя штатное расписание в рамках фиксированного фонда зарплаты, предпочитают заиметь дополнительную ставку учителя-предметника. Да и сам норматив следует признать устаревшим, так как он не учитывает количество детей, нуждающихся в помощи. А как без этого определить нагрузку психолога?


На конференции разгорелась целая дискуссия о критериях оценки работы педагогов-психологов. Большинство ее участников склонны были считать, что количественные показатели здесь вообще неуместны. И предлагали, как ориентир, высокий профессионализм, преданность делу, любовь к детям. Однако, по мнению начальника Набережночелнинского управления дошкольных образовательных учреждений Йолдыза Шарипова, через модель конечного результата можно прийти к оценке труда педагогического коллектива, в том числе эффективности психологической реабилитации детей. Скажем, доля малышей без отклонений в развитии в 86 детсадах автограда за последний год увеличилась с 37 до 78 процентов. Работа на конечный результат здесь ведется уже девять лет, но чисто интуитивно, без научного сопровождения. Последний упрек Й.Шарипова, надо полагать, был адресован кафедрам психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников образования РТ и Набережночелнинского института непрерывного педагогического образования.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости