ИНТРИГА УДАЛАСЬ
На днях министр культуры Ирада Аюпова подтвердила, что это дело решенное и театр имени К.Тичурина «на пороге исторических перемен». Сценарий приблизительно такой же, как и в случае с Камаловским театром: сначала переезд, а все остальное потом, в рабочем порядке. Тинчуринцев явно торопят, и если все пойдет по плану, то уже 10 октября они сыграют первую премьеру на новой сцене, которая, на минуточку, почти в три раза больше их нынешней. Поэтому, что будет с уже обкатанным репертуаром, какие спектакли «подгонят» под новые габариты, а какие просто умрут, пока не очень понятно.
Зато можно понять разочарование тех, кто имел свои виды на освобождающееся здание в центре города и предлагал, например, открыть там татарский музыкальный театр, театральный музей или центр детского творчества. Наконец, Казанский ТЮЗ уже больше года мыкается по случайным и неприспособленным площадкам, хотя мог бы, наверное, заякориться на той же улице Татарстан, пока идет реконструкция его собственного здания. Тем более что реальные сроки завершения мытарств актеровпростираются куда-то за горизонт. Но, по словам Аюповой, вариант с русским ТЮЗом даже не рассматривался, а по поводу музыкального театра министр уклончиво ответила: «Мы идем по этому пути, это наша мечта».
Как бы то ни было, интрига удалась, считает Ирада Аюпова. «Если в обществе будет полемика, пусть она будет. Давайте теперь думать, что может быть в здании на Горького… Хотя решение уже есть», – добавила она. И после этой вряд ли случайной «проговорки» министра не осталось сомнений, что судьба старого здания Камаловского театра была тоже известна заранее, еще до всех переездов.
ГРИМЕРОК С ДУШЕМ НЕ ПРОСИЛИ
На первый взгляд, история повторяется, ведь особняк на улице Горького тинчуринцы тоже наследовали у камаловцев, из числа которых в свое время был сформирован «колхозно-совхозный» филиал во главе с Каримом Тинчуриным. И спустя полвека, в 1988-м, театр все еще был передвижным, жил «на колесах» и мог только мечтать о собственном доме. Но сейчас ситуация совсем иная. Это театр со своими традициями, аурой (очень уютной, кстати) и пусть негромким, но своим голосом. Насколько помнится, здесь никогда не жаловались на тесноту и не просили гримерок с душем. Поэтому нынешний переезд не про квадратные метры, а про смену традиционной парадигмы на нечто более амбициозное и манкое для публики. «В здании на Горького мы работали довольно долго. Артисты привыкли, но и они понимают, что перемены должны быть», – сказал директор Тинчуринского театра Фанис Мусагитов.
УХОДИТ ПОД КРЫЛО «ТАТНЕФТИ»
Четыре года назад миссию «кризис-менеджера» взял на себя режиссер Туфан Имамутдинов, глубоко погруженный в поиск новых форм национальной идентичности. При нем у театра появились экспериментальные постановки, молодежная повестка, фестивальный бэкграунд. Но, что называется, модным местом Тинчуринский так и не стал. На днях срок контракта Имамутдинова истекает, и уже известно, что режиссер уходит под крыло «Татнефти», чтобы сосредоточиться на других проектах, в том числе собственных. «Мы за четыре года ни с кем не расстались, то есть было желание сохранить труппу, потому что артисты – это большая семья. И если она кого-то лишается, то начинаются всякие душевные перипетии. Дать возможность каждому артисту проявить себя, это была, наверное, главная моя задача», – подытожил режиссер.
Одновременно с новой площадкой тинчуринцы получили и новоиспеченного главрежа – 34-летнего Айдара Заббарова, у которого с амбициями тоже все в порядке. В театрах республики он сегодня нарасхват, а также ставит спектакли в российских столицах. А зажглась его режиссерская планида в Театре Камала, когда тот еще ассоциировался с кораблем, а не с «ледяным цветком».
«Я СОЗРЕЛ…»
На пресс-конференции Заббаров излучал уверенность и воодушевление, хотя не секрет, что, прежде чем согласиться на карт-бланш от Минкульта, молодой и успешный ученик Фарида Бикчантаева и Сергея Женовача (по ГИТИСу) взял довольно продолжительную паузу. «Мне хотелось набраться опыта, посмотреть, как существуют другие театры, и вот сейчас я созрел, у меня есть свое представление, в какую сторону можно двигаться», – прокомментировал Айдар Заббаров свое решение, которое, очевидно, далось ему нелегко. Выяснилось также, что многие спектакли Тинчуринского театра он еще даже не видел, но уже созвонился с 8 режиссерами, которые, по его мнению, делают сегодня погоду в театральной России. «Эти режиссеры создают свои миры, у них есть свой почерк. Я с ними дружу, и мы уже начали договариваться. Но их график расписан на несколько лет вперед, поэтому первый год я буду сам много ставить», – сообщил Айдар Заббаров.
Затем он в красках и деталях рассказал о планах на ближайший сезон. Тут и Гаяз Исхаки, и Чингиз Айтматов, и «что-то артхаусное» от Салавата Юзеева. Но первые три премьеры – это музыкальные, чисто развлекательные спектакли. «Я отдаю себе отчет в том, что театр должен зарабатывать. Потому что режиссеры, которых я хочу пригласить, скажем так, очень недешевые, и мы должны быть к этому готовы», –пояснил Заббаров. Впрочем, сам он тоже не намерен долго засиживаться на одном месте («У меня на 2026 – 2027 годы уже есть планы в российских театрах»). По его словам, это нужно для того, чтобы оставаться в тонусе и не закостенеть. «Если где-то еще ставишь спектакль, то немножко другим сюда возвращаешься. Для меня это важно», – подчеркнул режиссер.
ЛОМАТЬ ЧЕРЕЗ КОЛЕНО ВСЕ-ТАКИ ПРИДЕТСЯ
По мнению директора Фаниса Мусагитова, никаких трудностей быть не должно, да и артисты жаждут поработать с молодым главрежем. Однако на той же пресс-конференции неожиданно выяснилось, что на некоторые вещи они с Заббаровым смотрят по-разному.
Не секрет, что тинчуринцы по традиции много играют на выезде – в сельских ДК и клубах. Технически они, конечно, мало для этого приспособлены, но именно за счет выездных спектаклей театр в основном зарабатывает. Поэтому на вопрос, будет ли эта практика продолжена, директор ответил утвердительно. А вот Заббаров считает, что нужна какая-то альтернатива выездным спектаклям, назвав их «театрализованным аниматорством». «Спектакль – это не только когда артисты ходят. Это и свет, и звук… Какой-то ребенок увидит спектакль в плохом качестве и, возможно, больше никогда не придет в театр. А если его привезут и он увидит магию театра, то влюбится и, может быть, захочет сам стать артистом или писателем», – дал волю своей режиссерской фантазии Айдар Заббаров.
Иными словами, после переезда кому-то, похоже, все-таки придется ломать себя через колено – либо молодому и бесспорно талантливому идеалисту Заббарову, либо потомственным казанским «передвижникам».