Казанский театр юного зрителя выпустил очередной аудиоспектакль, на этот раз в коллаборации с Музеем Спасской башни. Почему таких «прикладных» проектов становится всё больше и есть ли у них оборотная сторона?

Напомним, что уже ровно год в здании русского Казанского ТЮЗа идет капитальный ремонт, и труппа вынуждена вести кочевой, если не сказать бродячий образ жизни, «квартируя» со своими спектаклями в школах и домах культуры, которые часто расположены в разных концах города. Конечно, коллеги из других казанских театров относятся к тюзовцам сочувственно и иногда уступают им свою сцену, но чем дальше, тем реже. Хотя, казалось бы, что мешает предоставить ТЮЗу временное пристанище, скажем, в новом здании Театра Камала, которое на данный момент явно недозагружено собственно театральной публикой.
С другой стороны, многострадальному русскому ТЮЗы не привыкать к испытаниям такого рода. Предыдущая реконструкция театра (после пожара 1995 года) продолжалась шесть лет, и все это время труппа в прямом смысле слова выживала. Сколько будет длиться нынешний ремонт, сказать трудно, но даже при лучшем раскладе артисты смогут вернуться на родную сцену не раньше 2027 года.
Но есть и хорошая новость: на этот раз театр заранее подготовился к трудностям, и на сегодняшний день в его афише более десяти спектаклей, которые в принципе не предназначены для сцены. Их можно играть в сквере, музее или даже в баре, как, например, «Счастливую Шарлотту», а то и просто на ходу…
Напомним, что все началось с «Ночного трамвая», потом появились аудиобродилки «Пешеходы» и «Пешеходы 2». В этом же ряду «9 этажей любви» – аудиопрогулка по Центру семьи «Казан». Теперь к ним добавилась аудиоэкскурсия-квест «Тайна Спасской башня», озвученная голосами тюзовских актеров. А до этого был глиняный сторителлинг – спектакль, совмещенный с мастер-классом за гончарным кругом.
Артисты не могут без работу, и пока их согревают радужные надежды, связанные с завершением реконструкции театра, уверена, они стоически будут нести этот крест пилигримов поневоле.
Другое дело, что такого рода «прикладные» проекты хороши для театральных лабораторий, где у режиссера и артистов много свободы и мало времени. Поэтому, кстати, далеко не каждый лабораторный эскиз становится спектаклем. Кроме этого, любые экспериментальные формы рано или поздно перестают быть таковыми и постепенно становятся своей противоположностью, то есть театральной рутиной. Взять те же бродилки с наушниками или без. Сколько уже мы их видели и сколько еще увидим! Понятно, что с точки зрения артистов лучше делать хоть что-то, чем совсем ничего, однако со временем это может обернуться для того же ТЮЗа куда более серьезной проблемой, чем вынужденная привычка довольствоваться малым. К сожалению, один раз театр через это проходил – трудно и не без потерь, и во второй раз может уже и не оправиться.