Хлебом-солью, песнями и тройной ухой встретили жители волжского села Красновидово любимого артиста Евгения Миронова с командой организаторов фестиваля «Горький+». Алексею Пешкову, «виновнику торжества», такие почести даже не снились…

ЛЁШКА-ПОДЛОДОЧНИК И ГАГАРИН В ПЛАВКАХ
Местный устный фольклор сильно разнится с официальной версией, согласно которой начинающий литератор Пешков после неудачной попытки самоубийства нашел в Красновидово приют и утешение, сиречь общий язык с сельчанами, и здесь же зарядился идеями, которые впоследствии обеспечили ему безбедную жизнь. Насчет революционных идей народная молва ничего не говорит, а вот что касается общего языка с простым народом… «Алексея Пешкова не очень любили в Красновидово, а часто и били. Ему сломали ключицу, повредили ногу. Он прятался от местных на берегу реки под лодкой и получил кличку Лёшка-подлодочник», – такими словами тезка писателя, кинорежиссер Алексей Федорченко предварил презентацию своего фильма «Горящий Горький» в доме-музее писателя там же, в Красновидово. И добавил: «Надеюсь, что эта кличка ко мне не прилипнет, и меня не сильно будут бить».
Двадцатиминутный фильм сделан не без помощи искусственного интеллекта и с добрым юмором, присущим как самому режиссеру, так и местным жителям, снимавшимся в короткометражке и присутствовавшим на премьере. Кроме самого Горького, на экране появляется еще одна знаменитость – Юрий Гагарин, который, по словам старожилов, приплывал в Красновидово на моторной лодке из Борового Матюшина и предлагал местной молодежи покататься (типа «Поехали!»). Но при виде космонавта в плавках никто не решился сесть к нему в лодку. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но в свое время почти напротив села располагался международный молодежный лагерь «Волга», и Гагарин действительно приезжал на его открытие.
В САДУ ПОД ЯБЛОНЕЙ

Чего только не бывает в жизни! Скажем, кто бы мог подумать, что народный артист Миронов будет регулярно наведываться в Красновидово. Селфи с ним на память есть в смартфоне почти у каждого жителя. Вот и нынче он привез сюда практически всю команду «Горький+» и даже Ольгу Остроумову. «Вообще-то, я из Самары, выросла на Волге», – доверительно сказала звезда советского экрана и решительно направилась в сторону волжского берега.
Конечно, основные события фестиваля происходили в Казани и прежде всего в новом Театре Камала, но свою единственную пресс-конференцию Миронов предпочел провести в Красновидово. В саду под яблоней.
Он напомнил, что начало проекту было положено четыре года назад в московском Парке Горького, а в Татарстане фестиваль проводится второй раз. Прошлый год пришлось пропустить из-за саммита БРИКС. «Фестиваль расширил свои границы по очень простой причине. Как говорил сам Горький, в Казани он родился духовно. Здесь его не приняли в университет, потом он влюбился, пытался свести счеты с жизнью и его отлучили от церкви. Все эти события наложили неизгладимый отпечаток на жизнь писателя», – пояснил арт-директор фестиваля «Горький+». И продолжил: «Почему «плюс»? Во-первых, нам интересна фигура самого Алексея Максимовича, да еще в такой переломный момент истории, когда происходили тектонические сдвиги. Это напоминает сегодняшнее время. А кроме этого, в окружение Горького входило много таких же выдающихся людей – поэтов, художников, музыкантов, и это позволяет фестивалю быть многожанровым. Или, скажем, Горький не любил джаз, но нам интересно, как они совмещаются».
По словам Миронова, особенно ценно, что в проекте активно участвуют местные культурные институции. Например, нынче это не только Театр Камала, но и «Особняк Демидова», ТЮЗ, Альметьевский театр. «Мы здесь не для того, чтобы пустить красивые шары и уехать. После фестиваля должно что-то остаться – новые проекты, спектакли, фильмы. То есть нам еще важно какие-то зерна здесь посеять», – сказал Евгений Миронов.
ЧАСТУШКИ ВМЕСТО НОВОГО ЗАБОРА

Село Красновидово тоже стало важной точкой фестивального маршрута и, как мы убедились, местные жители знают толк в гостеприимстве. А заодно и в частушках, которые посвятили гостям и задорно исполнили артисты семейного театра «Антоновка». Но если говорить о «зернах», то все-таки хотелось бы большего. Взять тот же дом-музей Горького, который давно не видел ремонта, что особенно заметно с тыльной, непарадной стороны: деревянный «исторический» забор того гляди окончательно завалится. Сама экспозиция скромная и по-своему уютная, однако по современным музейным меркам это позапрошлый век, чистой воды архаика, которая не прибавляет музею популярности. Вот и глава Камско-Устьинского района Наиль Вазыхов, рассказывая, как будучи подростком впервые приезжал сюда на экскурсию, отметил, что с тех пор «все осталось в первозданном виде». Правда, по его мнению, ничего плохого в этом нет («Самое главное – наша память»). Но если и впрямь после фестиваля «должно что-то остаться», то хотелось бы все-таки, чтобы это были не только частушки.

ПРО ЦЕНЗУРУ
Так случилось, что фоном для нынешнего фестиваля «Горький +» стало бурное обсуждение в театральном сообществе резонансного заявления Михаила Швыдкого (спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, в прошлом – министр культуры и главный редактор журнала «Театр»), который предложил официально вернуть цензуру для творческих деятелей, как это было во времена СССР. В Красновидово свой комментарий по этому поводу по просьбе корреспондента «РТ» дал и Евгений Миронов.
– Я пока не успел прочитать статью, но знаю, что Михаил Ефимович – человек очень мудрый, умный и не будет просто так бросаться какими-то идеями. Наверняка он всё продумал, прежде чем это озвучить. Но я хотел бы ознакомиться со статьей полностью.
Априори могу согласиться с тем, что нужны какие-то понятные правила. Сейчас они размыты, и от этого на самом деле страдает наше сообщество. У нас сложная ситуация в стране, мы ведем военные действия… Надо ли это называть цензурой, я не знаю. Но с такими правилами нам было бы легче работать и жить дальше, – сказал худрук Театра Наций.
О самом фестивале мы писали ранее. Подробнее читайте в материале «РТ» Евгений Миронов – о фестивале «Горький+» в Казани: «В нем есть всё: от оперы до стендапа».