Эксперты в разговоре с «РТ» отметили: беда в том, что в Казани для электросамокатов нет места, в итоге они мешают всем и везде. Провал и в законодательстве: хоть электросамокаты и внесли в ПДД, но наказания за многочисленные нарушения их пользователей толком нет.
Компаний меньше, парковок – больше
Как сообщили в мэрии Казани, сезон кикшеринга (аренды электросамокатов) в этом году открыли 5 апреля. Число парковок для средств индивидуальной мобильности увеличили более чем на 400 мест – до двух тысяч. Для жителей и гостей города подготовили шесть тысяч электросамокатов. Аренду предложат компании Whoosh и Urent. Сервис аренды электросамокатов от «Яндекс.Go», который появился в столице Татарстана в прошлом году, нынче не работает.
После многочисленных ДТП с электросамокатами в прошлые годы 1 марта 2023 года их, наконец, внесли в Правила дорожного движения. Им присвоили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Ездить можно только тем, кто старше 14 лет, по велодорожкам и тротуарам, в крайнем случае, если тротуара нет, – по краю проезжей части. Максимальная скорость по ПДД – 25 км/час. В Казани же с сервисами проката договорились ограничить скорость до 20 км/час, а почти на 500 участках в городе – 10-15 км/час. Но частных электросамокатов это не касается.
Выбрали и ряд мест, где СИМ нельзя ездить вообще. Например, по улицам Баумана и Петербургской, в парке «Кырлай», на территории Казанского Кремля, промзонах на улице Родина и Миля.
Ездят втроем и попадают под колеса
Но чуда не произошло, и вскоре за открытием сезона пошли аварии. В УГИБДД по РТ зафиксировали два ДТП с пострадавшими самокатчиками: 13 апреля прямо у стен Кремля водитель Nissan снес 22-летнего парня, который ехал на электросамокате по проезжей части. 18 апреля ДТП произошло на “зебре” на перекрестке улиц Пушкина и Салимжанова. Молодой человек не слез с самоката, чтобы пересечь дорогу, и был сбит легковушкой. Он получил травмы, но уехал с места аварии. В обоих случаях возбуждены административные дела.
– Ежегодно число самокатчиков у нас увеличивается. Ежедневно проводятся мероприятия по пресечению нарушений, выявляем десятки нарушителей, которые привлекаются к ответственности – это штраф 500 рублей. В основном они передвигаются вдвоем на электросамокате, были факты, что и втроем ездили, и пересекают проезжую часть, не спешившись с самоката, – рассказал «РТ» начальник УГИБДД МВД по республике Рустем Гарипов. – С каждым годом в отношении нарушителей принимаются более жесткие меры, законодательно, думаю, еще будут изменения в сторону ужесточения. Это поможет тому, чтобы нарушители на самокатах не допускали ДТП с тяжкими последствиями.
Кстати, хоть по ПДД ездить на электросамокатах можно с 14 лет, сервисы кикшерига установили возрастной ценз 18+. Пользователей, кто передает свои аккаунты несовершеннолетним, блокируют. С начала сезона выявили уже 10 таких нарушителей.
«Им нигде нет места»
– У нас власти города разрешают кикшеринг, не имея инфраструктуры. Мне близок подход мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, который сказал: пока в городе нет инфраструктуры, никакого кикшеринга не будет. На тротуарах они вызывают большое возмущение, потому что едут слишком быстро, выпустить их на дорогу – они будут раздражать автомобилистов, потому что едут слишком медленно. Получается, им нет нигде места, где они бы никому не мешали, – отметил в разговоре с «РТ» урбанист, автор популярного телеграм-канала «Кояш про Казань» Дмитрий Сагдеев. – Как мы видим, в Казани с велодорожками беда: их очень мало, а там, где они есть, сделаны не по уму, обычно их просто рисуют краской. Пешеходы их не замечают и ходят по ним.
А в некоторых местах, к примеру, на Большой Красной, на велодорожке паркуются машины. Часто слышу, что появление и активное развитие электросамокатов сравнивают с появлением в мире автомобилей. Дескать, тогда не было ни тротуаров, ни светофоров, и все само со временем наладилось. Но когда появился автомобиль, им пользовались немногие, электросамокаты же стали резко и быстро доступны вообще всем.
С личными самокатами, понятно, ничего не сделать, но хотя бы не размножайте эти самокаты искусственно, запуская сервисы кикшеринга.
КОАП отстает от ПДД
Юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем в свою очередь отметил, что хоть электросамокаты и внесли в ПДД, особых санкций для нарушителей не придумали:
– КоАП в этом случае отстает от Правил дорожного движения. Водители СИМ в кодексе проходят как «иные лица», формулировка звучит «нарушение ПДД пешеходом или иным лицом…», максимальное наказание для них 1500 рублей за любое нарушение, минимальный штраф – 500 рублей. ГИБДД, видимо, ограничивается минималкой.
Дополнительные ограничения, которые ставят сервисы аренды, погоды не сделают. 90 процентов электросамокатов – личный транспорт. Это только кажется, что основная масса – кикшеринг, потому что они стоят на каждой остановке. А на частные самокаты действует только ПДД. По ним введены ограничения скорости до 25 км/час, превышения до 20 км у нас не наказуемо. То есть со скоростью 45 км/час электросамокатчики могут ехать по тротуару.
Вот представьте, едет человек со скоростью 45 км/час, сбивает другого на тротуаре и уезжает. И все, что ему грозит, – это штраф в 1500 рублей. Я надеюсь, постепенно придут к тому, что ответственность для электросамокатчиков будут приближена к тем, что действуют для водителей автомобилей. В Госдуме уже внесли ужесточающие поправки в КоАП, но их будут рассматривать не раньше осени, – считает автоюрист.
Готовятся к «сезону» и медики. Как рассказывали в прошлом году травматологи седьмой горбольницы в Казани, самокатчики у них частые гости. 70 процентов калечатся, падая с самоката, наткнувшись на бордюр или не справившись с управлением на крутом спуске. Оставшиеся 30 сталкиваются с машинами на приличной скорости. Итог – выбитые зубы, разбитое лицо, сотрясение мозга, переломы лодыжек и запястий.