Заменить аглоязычное слово «буллинг» терминами «психологическое насилие», «систематическое унижение чести и достоинства», «издевательства» предлагает школам Минпрос РФ, подготовив проект соответствующего приказа. Однако как ни назови это неприятное явление, суть не изменится – агрессия одних детей против других. Казанский психолог дал родителям советы, как узнать, что ваш ребенок стал жертвой травли, и как ему помочь.
НА СЛОВАХ И НА КУЛАКАХ
По данным ВЦИОМ, более трети россиян хорошо понимают значение слова «буллинг», каждый четвертый сам сталкивался с травлей в школе, а каждые пятый сообщил о буллинге в отношении своих детей или внуков.
На днях казанский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» провел для родителей вебинар на тему «Что делать, если твой ребенок – жертва травли».
– Еще вчера ваш ребенок был веселым, жизнерадостным и вдруг стал замкнутым и неразговорчивым, раздражительным, его не интересуют школа, друзья, прежние увлечения, ничто не приносит радости. Одна из вероятных причин такого поведения – буллинг, к сожалению, очень распространенное явление в жизни современной школы, – начал разговор директор центра «Росток» Роман Васильев.
Буллинг может быть психологическим, когда над ребенком издеваются и унижают его на словах – обзывают, насмехаются, оскорбляют. Насмешки могут касаться не только самого ребенка, но и его близких – родителей, братьев, сестер, что воспринимается не менее болезненно.
Физический буллинг – это избиения, толчки, подножки, плевки, пинки. Обидчики могут рвать и портить одежду своей жертвы, портфели, канцтовары. Систематическое вымогательство денег с угрозами – это тоже вид буллинга.
Если последствия физического буллинга или пропажу денег родителям проще заметить, то о психологическом насилии они могут не догадываться. Однако обзывают ребенка или толкают, результат будет один – он замкнется и не захочет ходить в школу.
– А какой ребенок хочет идти в школу, скажете вы. Да, у каждого бывают такие моменты, но если ребенок не хочет ходить в школу постоянно и старается избегать этого под разными предлогами, это повод задуматься: возможно, в школе что-то не так. Игнорировать это нельзя ни в коем случае, – предупредил Васильев.
ОДИН СИНЯК – ЕЩЕ НЕ БУЛЛИНГ
Все мы учились в школе и знаем, что среди детей бывает всякое – могут и за косичку дернуть, и тряпкой мокрой кинуть, и толкнуть на перемене.
По словам специалиста, самый главный признак буллинга – неоднократность и систематичность травматических действий в адрес ребенка, причем, действий, выполненных намеренно, с умыслом. Вернувшись из школы с синяком, ребенок может сказать родителям, что упал или столкнулся с кем-то случайно. И это действительно может быть правдой. Но если он ежедневно приходит из школы с синяками, ссадинами, испорченными вещами, родителям нельзя оставлять это без внимания.
– Часто при буллинге наблюдается неравенство возможностей жертвы и обидчика, – отметил Васильев. – Например, агрессор может быть спортсменом и используя свое физическое превосходство, издевается над ребенком, который занимается музыкой или рисованием, не имеет физических возможностей противостоять более сильному. Превосходство обидчика бывает и социальным, когда одни дети имеют более высокие материальные возможности, чем другие, – дорогие телефоны, автомобили, дома, квартиры и так далее. Это также может стать причиной буллинга.
ПОЛНЫЙ ИГНОР
Буллинг особенно страшен тогда, когда он становится массовым и одного ребенка травит не группа отъявленных хулиганов, а целый класс. По словам Васильева, это очень распространенная ситуация: в классе есть лидер, которого все любят, уважают (или боятся), и ему не понравился кто-то из детей. Он настраивает против него всех остальных: если хочешь дружить со мной, не дружи с ним. В результате ребенок становится изгоем, его все игнорируют.
– Можно подумать, что ничего страшного не происходит, просто ребенок ни с кем из класса не общается, но вы не представляете, какую травму он получает из-за того, что у него нет друзей. В результате он может начать общаться не со сверстниками, а со взрослыми или с более младшими по возрасту ребятами. Если вашего ребенка одноклассники не приглашают на дни рождения, если он не стремится пригласить одноклассников на свой день рождения, не участвует во внешкольных мероприятиях, не ходит с классом на экскурсии – это тревожные сигналы для родителей, – предупредил Роман Васильев.
ТРАВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ СТРАШНЕЕ
С развитием интернета среди школьников набирает популярность кибербуллинг, когда обидчики травят жертву дистанционно. Здесь в ход идут насмешки, угрозы, гадкие фотоколлажи.
– Кибербуллинг в разы страшнее и опаснее обычного буллинга, потому что дети подвергаются ему 24 часа в сутки. В школе ребенок находится какое-то время, а потом приходит в более благоприятную среду – домой или в секцию, где у него есть друзья, и хотя бы на время забывается. Здесь же он не может ни на секунду забыть об этой ситуации. К сожалению, дети, подвергающиеся кибербуллингу, это скрывают. Только самые внимательные родители могут заметить неладное, – отметил специалист.
ОБИЖАЮТ НЕУВЕРЕННЫХ
По словам психолога, обстановка в семье играет важную роль в том, станет ли школьник жертвой буллинга.
– Если ребенок не уверен в себе, одноклассники это заметят и могут начать его травить. А почему он не уверен в себе, это вопрос о том, что происходит в семье. Если у ребенка в семье все хорошо и он растет в любви, скорее всего, он не будет неуверенным, – считает Васильев.
Психолог советует родителям находить время для общения с ребенком, интересоваться его настроением и проблемами. При этом разговаривать важно не мимоходом, параллельно занимаясь другими делами, а сесть рядом, взять за руку, посмотреть в глаза.
– Ребенок должен знать и понимать: в любой ситуации дом – это его точка опоры, тыл, где его всегда поймут, поддержат и постараются помочь, – отметил директор центра «Росток».
Если родители узнали от ребенка или сами поняли, что в школе его обижают, Васильев советует обращаться к школьному психологу, который будет работать со всеми участниками и свидетелями конфликта.
– Если в классе выявлен факт буллинга, психологу необходимо детально разобраться в ситуации, кто жертва, кто агрессор. Работать надо со всеми и не допустить того, чтобы ситуация поменялась и обидчик стал жертвой. Чтобы работать на профилактику этого явления в школах, надо проводить с детьми больше внеурочных мероприятий, которые их сплачивают. Вот случай из жизни: в одной школе в классе травили ребенка. Классный руководитель заметила это и вот что предприняла: перед занятиями класс стал петь добрые, хорошие песни вроде «Если с другом вышел в путь». Сначала не все этого хотели, но потом это настолько понравилось всем ребятам, что они сами стали подыскивать песни, и это стало традицией во всей школе. И вы знаете, в этой школе нет буллинга.