Такую миссию уже почти 30 лет выполняет старейший в республике Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток». Только с начала этого года здесь получили помощь около 4500 детей, подростков, а также их родителей.
Директор Центра Роман Васильев в интервью «РТ» объяснил внушительные цифры не только ростом числа нуждающихся в психологической помощи, но и доверия к психологам:
– В 90-е годы и даже в начале 2000-х к нам боялись обращаться, так как считали, что к психологу ходят «ненормальные». Родители подростков опасались, что если приведут ребенка к нам, его поставят на учет, он не получит водительские права, не сможет поступить в вуз либо устроиться на престижную работу.
Сейчас население уже понимает, что психиатрия и психология – разные вещи, психологические проблемы могут возникнуть у любого и их можно решать с помощью профессионалов. Конечно, это нас радует. Еще сильнее доверие к психологам увеличилось после трагических событий в 175-й казанской гимназии в мае 2021 года. Тогда наши специалисты выезжали на место трагедии, оказывали помощь не только детям, но и взрослым. Число обращений в наш центр в тот период возросло процентов на 70. Также к нам поступали запросы из образовательных организаций – просили, чтобы психологи провели мероприятия с детьми, родителями и педагогами.
В конце 2021 года на основании приказа Минобразования РТ в нашем центре было открыто антикризисное отделение.
– Сколько специалистов работает в вашем центре?
– 13 педагогов-психологов. А всего в психологических центрах и службах, которые, как и мы, относятся к системе образования, работают на сегодня 1189 психологов, хотя потребность в них намного выше. Вузы, конечно, готовят специалистов, но они уже с первого курса начинают активно практиковать, консультировать платно в интернете и когда получают диплом об окончании обучения, то работа в государственной организации, к сожалению, становится для них малоинтересной.
– Может ли ребенок обратиться в ваш центр сам или обязательно с родителями?
– Детей до 15 лет мы принимаем только с родителями или с законными представителями. Подростки с 15 лет могут обращаться самостоятельно. Но и в этом случае надо понимать, что если подросток говорит о суициде, психолог обязан нарушить принцип конфиденциальности и сообщить об этом его родителям. Буквально недавно у нас был случай: к нам обратился старшеклассник, который сказал, что не видит смысла жизни и, скорее всего, с ней расстанется. Конечно, мы подключили родителей и работаем с этим молодым человеком, активно ему помогаем. На сегодняшний день он подает документы в вуз, планирует стать педагогом.
– По каким признакам родители могут определить, что с ребенком творится что-то неладное и его пора вести к психологу? Ведь подростки часто бывают «трудными».
– Родители должны насторожиться, если у сына или дочери резко ухудшилась успеваемость в школе, сменился имидж, круг общения. Это маркеры, на которые нужно обращать внимание. Конечно, чтобы заметить, чтобы с ребенком что-то не так, с ним надо больше общаться, разговаривать. Безусловно, следует бить тревогу в случае попытки суицида или просто сказанных ребенком слов на эту тему. Даже если родитель на сто процентов уверен, что поведение подростка демонстративно, что это какие-то манипуляции с его стороны, игнорировать такие разговоры нельзя.
– С высоты вашего опыта, в чем причина суицидального поведения детей?
– Мы анализировали прошлогоднюю статистику, оказалось, что причины более 90 процентов совершенных суицидов и суицидальных попыток в Татарстане лежат в плоскости детско-родительских отношений. Дети не чувствуют, что родители их любят, что они в любом случае их поймут, поддержат, защитят, и когда что-то происходит, принимают решение расстаться с жизнью, а не рассказать о случившемся маме или папе. Простой пример – сдача ЕГЭ. Родители зачастую говорят: «Не сдашь экзамен – домой не приходи!» Был случай, когда ребенок позвонил маме и сказал, что не сдал ЕГЭ, а она в ответ: «Сейчас папа приедет и голову тебе оторвет». Ребенок после этого сам полез в петлю… Такое поведение родителей в корне неправильно очень опасно.
– Психологи, которые работают в системе образования, ждут, когда к ним обратятся с проблемами, или сами тоже выявляют проблемных подростков?
– Мы ежегодно проводим в школах, колледжах, вузах и техникумах тестирования, направленные на выявление каких-либо деструктивных проявлений у детей и подростков.
Есть два тестирования, которые проводятся в Татарстане в обязательном порядке. Первое – мониторинг безопасности образовательной среды. Мы стали проводить его первыми в России и, к нашей гордости, теперь многие регионы переняли нашу методику. В рамках данного опроса мы выявляем у детей агрессию и депрессию. После того, как выявим, передаем информацию образовательной организации и совместно составляем маршрут социализации. Проблемные дети оказываются у нас под контролем, и мы не упускаем их из виду.
Также по всей стране проводится социально-психологическое тестирование, выявляющее склонность к употреблению психоактивных веществ. Если у детей обнаруживаются такие наклонности, они тоже оказываются в зоне видимости образовательной организации, психологов.
– Но современные дети достаточно продвинуты – знают, как лучше ответить на вопрос анкеты, чтобы не привлечь к себе внимание.
– Да, есть такая проблема. Но если ребенок умышленно дает социально одобряемые, как ему кажется, ответы, мы это видим. Такие анкеты признаем условно недостоверными, и эти дети тоже оказываются в зоне нашего внимания.
Кстати, зачастую давать «правильные» ответы на тестировании детей натаскивают родители. А некоторые и вовсе категорически отказываются давать разрешение на прохождение их детьми тестирования.
– Чем они это объясняют?
– Аргументы стандартные, но ничем не обоснованные: если ребенок попадет в группу риска, он, мол, не поступит, куда хочет, не получит водительские права и т.д. Все эти страхи абсолютно беспочвенны. Результаты тестирования не разглашаются среди педагогического коллектива школы, о них знают только администрация и школьный психолог.
– Если с ребенком будет работать школьный психолог, одноклассники так или иначе это заметят. Не заклюют?
– Нет. Психолог не будет демонстративно приглашать ребенка к себе в кабинет и проводить с ним душещипательные беседы. Даже если в классе в группу риска попал лишь один человек, работа будет вестись со всем классом.
– А бывает ли, что ребенок, наоборот, хвалится тем, что с ним работает психолог?
– Бывает. Как я уже говорил, доверие к нам повысилось, и в принципе это нормально, если подросток скажет своим ровесникам: «Со мной будет работать психолог». Скажу больше: появилась категория подростков, которые обращаются к нам потому, что ходить к психологу сегодня модно. В основном это девушки, зацикленные на социальных сетях. В такой ситуации мы, конечно, не отказываем в консультации, потому что за словом «модно» может скрываться ряд проблем. Но если психолог понимает, что это просто блажь, то делает встречи более редкими и сводит на нет.
Где окажут психологическую помощь детям в Татарстане:
Телефон доверия – 8 8002000122
«Линия надежды» – (843) 2220024, 2795580
Центр «Росток» – (843) 5633516