Вопрос профессиональной самореализации встаёт перед каждым выпускником школы. И хорошо, если ребёнок понял за время обучения, кем он хочет стать. Но как показывает практика, большинство ребят не знает, чего хочет в профессиональной деятельности и где применить свои способности. Особенно сейчас, когда мир стремительно меняется – практически во всех сферах внедряются цифровые технологии. Какие-то профессии становятся невостребованными, и одновременно появляются новые, на которые сложно найти специалистов. Как остаться в тренде и не оказаться на «скамейке запасных»?
Об этом в том числе шла речь на совместном заседании депутатской группы «ТНВ» Госсовета РТ и высшего совета республиканского общественного движения «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яна гасыр». Мероприятие прошло под руководством главы парламента республики, председателя высшего совета РОД «ТНВ» Фарида Мухаметшина.
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СКАЧОК
– По последним данным, восемьдесят процентов нынешних ребятишек, которые сегодня ещё только посещают детсад, будут заняты в таких профессиях, которых пока нет, – сообщила руководитель лаборатории карьерной навигации Казанского инновационного университета Светлана Туктамышева. – С другой стороны, более шестидесяти профессий за ближайшие десятилетия просто исчезнут. Всё это рождает новые тенденции в профориентации, которая переживает эволюционный скачок. В нынешнее время неопределённости для подрастающего поколения мы не являемся большим авторитетом, потому что у нас нет опыта проживания в таких условиях. Поэтому в рамках профориентационной работы нужно идти на сотрудничество с молодыми людьми.
Какой главный запрос у нынешних школьников и студентов? Чтобы будущая профессия нравилась и приносила доход. А что нравится делать? Вот здесь настоящая загвоздка. Иногда это огромный спектр того, что приносит удовольствие, – танцы, рисование, расчёты в математике и так далее. Но как из этого выбрать «то самое»? В этом случае на помощь приходят профориентационные тесты. Они помогают выявить сильные стороны ребёнка, его склонности. С учётом этого, можно принимать уже более осознанное решение. Если же вопросы остаются, то на помощь может прийти психолог, специализирующийся на этой теме.
Тем более что сейчас на первый план в профориентации выходит самоопределение – ситуация, когда человек сознаёт свои глубинные ценности и действует в соответствии с ними, независимо от обстоятельств. В нынешних условиях такая база поможет выстроить наилучший карьерный маршрут в течение всей жизни. По мнению Светланы Туктамышевой, карьерную грамотность необходимо вводить в учебных заведениях, как и финансовую.
Ещё одним трендом нашего времени, который сохранится и в будущем, является непрерывность обучения. Окончание учебного заведения совсем не значит, что «теперь мне больше ничего не нужно, я классный специалист». Повышать свою квалификацию, нарабатывать новые «скиллы» придётся постоянно, если, конечно, цель – быть профессионалом и хорошо зарабатывать.
И ещё один важный момент, который опять-таки диктует нынешнее время, – это профессиональные пробы. То есть можно попробовать себя сначала на одной специальности, затем в другой, менять виды деятельности в поисках того, что по-настоящему твоё. Это нормально.
ЧТО ДЕЛАТЬ МОЛОДЁЖИ?
Несмотря на то что есть различные программы поддержки со стороны государства в области занятости, в том числе молодёжи, статистика в этой сфере не сильно радует.
– Мы провели исследование, в котором приняли участие более шести тысяч студентов-выпускников, и убедились в проблеме их трудоустройства, – сообщила заместитель министра по делам молодёжи РТ Софья Мустафина. – Безработица среди молодёжи в три раза выше, чем в целом по России. Тридцать процентов студентов-выпускников не работают по специальности, а каждый четвёртый студент не может официально трудоустроиться в течение года после выпуска из вуза.
Проведённые исследования говорят о том, что студенты не обращаются за поддержкой на государственные платформы. Они ищут работу в социальных сетях, через знакомых или на сайтах известных сервисов по трудоустройству. Последних достаточно много, но здесь нет главного – выстроенной цепочки: школа, вуз, предприятие. Какие-то платформы работают только с вузами, какие-то – только с предприятиями. Поэтому нет общей картины.
Как было бы хорошо зайти на один сайт и получить всю необходимую информацию – где и что за вакансии есть, какие государственные программы по занятости и трудоустройству реализуются на данный момент, какие профессии наиболее востребованны, какие тесты по профориентации можно пройти и так далее. То есть получить полные ответы на все вопросы, которые касаются карьерного маршрута, начиная со школы. И вот эту задачу призвана решить новая цифровая платформа «Навигатор профессий Татарстана», наполнение которой активно обсуждали на заседании. Она должна объединить на своей площадке все необходимые ресурсы, чтобы решать кадровые вопросы. Однако, как считают специалисты, наличие самой платформы – это не панацея. Важно продумать постоянную актуализацию информации и продвижение этого продукта на возможно большее число площадок.
КУЗНИЦА КАДРОВ ДЛЯ РОССИИ
В каждую отрасль, в каждое направление, на каждое предприятие сейчас входит цифровизация. Специалисты из этой сферы очень востребованны, и в будущем спрос на них будет только расти. Для решения кадровых вопросов в России разработана национальная программа «Цифровая экономика РФ». В её состав вошло десять федеральных проектов. Один из них – «Кадры для цифровой экономики» – реализуется на базе Университета Иннополис. Фактически татарстанский вуз определён кузницей кадров для всей России. Поэтому у республики большие возможности в этой сфере.
А цифровая платформа «Навигатор профессий Татарстана» должна стать той самой площадкой, которая будет решать многие задачи – от профориентации до устройства на работу, отвечать на вопросы конкретных людей. Во всяком случае, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин подчеркнул, что «платформа должна родиться для всей России».
Закончить же этот материал хочется мыслью, которая звучала в начале: условия становятся возможностями, когда вы понимаете, кто вы и чего хотите.