Наш земляк сменил на этом посту Валерия Фокина, который был худруком Национального драматического театра России (официальное название Александринки) больше двадцати лет – с августа 2003 года. «Сидеть в кабинете до гражданской панихиды – это не про меня. Поэтому я всегда думал о преемнике», – прокомментировал РБК свою отставку 78-летний экс-худрук. Впрочем, такой театральный тяжеловес, как Валерий Фокин не останется не у дел. Уже известно, что он продолжит служение александринской сцене на посту президента театра. По его словам, на новой должности он будет «корректировать общую художественную политику», развивать международные партнерские программы, а также помогать молодому худруку, поддерживать его.
Напомним, что Валерий Фокин возглавляет также Ассоциацию национальных театров России, которая по его инициативе была создана два года назад и на сегодняшний день объединяет под эгидой Александринки более 40 театров страны, и в их числе четыре татарстанских (Альметьевский, Буинский, Камаловский и Кариевский). Кроме того, в состав Совета ассоциации, ее руководящего органа, входит главный режиссер ТГАТ им. Г.Камала Фарид Бикчантаев. Каким образом нынешние пертурбации повлияют на деятельность Ассоциации национальных театров, и повлияют ли вообще, пока сказать сложно. Между тем в своих первых комментариях новый худрук Александринского театра Никита Кобелев говорит исключительно о преемственности творческой политики. «Прежде всего я хотел бы сделать акцент на том, что Валерий Владимирович остается в театре и будет продолжать влиять на все процессы… Все творческие планы, которые были сформированы ранее, остаются. Театр будет развиваться в том направлении, которое задал Фокин за годы своего художественного руководства Александринкой», – цитируют Никиту Кобелева на официальном сайте театра.
Согласно приказу министра культуры РФ Ольги Любимовой, к обязанностям художественного руководителя Александринского театра молодой режиссер приступил 12 июля. Учитывая, что труппа в настоящее время находится в отпуске, столь стремительный ход событий многих все же несколько обескуражил, при этом ряд федеральных СМИ отмечают, что перемены в театре зрели давно, и наперебой пересказывают биографию нового худрука.
Никите Кобелеву 37 лет, и он родом из Набережных Челнов. Театром увлекался с детства. Будучи старшеклассником, участвовал в создании молодежного театра-студии «Ключ», который, кстати, поныне существует в автограде. После школы и двух безуспешных попыток поступить в ГИТИС на актерский факультет Кобелев пару лет проучился в челнинском филиале КФУ на журфаке, но потом снова отправился покорять Москву. С третьей попытки он поступил-таки в Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС), но не на актерский, а на режиссерский факультет, в мастерскую профессора Олега Кудряшова. С 2011 года новоиспеченный режиссер ставил радиоспектакли, затем восемь лет проработал в Московском театре им. В.Маяковского. В послужном списке Кобелева-режиссера также постановки в МХТ им. А.П. Чехова, Театре сатиры, Псковском театре драмы им. А.С. Пушкина и др.
Из Москвы в Петербург Кобелева переманил именно Валерий Фокин. Он действительно присматривался к молодым режиссерам. Первая постановка Никиты Кобелева в Александринском театре состоялась в 2022 году. Это был спектакль «Тварь» по мотивам романа Федора Сологуба «Мелкий бес». Своих потенциальных преемников Фокин проверял, назначая их главными режиссерами. Кобелев занял эту должность в июне 2023-го и уже в этом статусе поставил «Воскресение» по роману Льва Толстого. К слову, за несколько дней до громкого назначения спектакль показали в Ясной Поляне, на фестивале «Толстой». Ближайшая премьера нового худрука – спектакль «Екатерина и Вольтер» – состоится в сентябре в рамках фестиваля «Александринский». Кстати, роль русской императрицы, состоявшей в переписке с Вольтером, репетирует народная артистка России Эра Зиганшина, у которой, напомним, тоже татарстанские корни. Она родилась в Казани.