Пишем песню… красками

Какие картины рождаются в сознании, когда вы слушаете протяжную песню «Ах ты, степь широкая»? Как бы вы изобразили народные или ставшие таковыми песни?

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: Елабужский государственный музей-заповедник

 

Марина СЕЛЬСКОВА-1
Переложить песню на холст художникам помогает национальный костюм

 

Какие картины рождаются в сознании, когда вы слушаете протяжную песню «Ах ты, степь широкая»? Или «Вечерний звон» в исполнении, к примеру, баса Бориса Штоколова? Как бы вы изобразили эти и другие народные или ставшие таковыми песни?

 

Человеку, глубоко чувствующему, они расскажут о многом: о любви и боли, жажде жизни и глубоких сожалениях, щемящей душу красоте родной земли. А если человек при этом владеет кистью и красками, то сможет излить свое впечатление на холст. Этим и занимались в Елабуге 33 художника из семи стран на XI Международном симпозиуме по современному искусству, о котором наша газета уже сообщала.

Симпозиум назывался «Елабужский ковчег», а темой нынешнего года стала «Сакральность народных песен». Каждое лето в прикамский город по приглашению Елабужского государственного музея-заповедника съезжаются художники, живут здесь в течение недели и создают свои работы. Итогом становится выставка, а картины передаются в дар музею-заповеднику и экспонируются затем не только в Елабуге, но и в других городах.

 


Каждое лето в прикамский город по приглашению Елабужского музея-заповедника съезжаются художники, живут здесь в течение недели и создают свои работы. Итогом становится выставка, а картины передаются в дар музею-заповеднику и затем экспонируются не только в Елабуге, но и в других городах


 

Для мастеров создается уникальное творческое пространство, суть которого выразила участница из Москвы Ирина Трофимова: «Это прекрасная идея – делать подобные симпозиумы, потому что художникам творческое общение необходимо как воздух. Такое заботливое отношение к нам я встретила впервые в жизни. Все продумано до мелочей, только твори».

На этот раз приехали художники из разных городов России, Венгрии, Чехии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Беларуси. Организаторами творческого форума выступили министерства культуры России и Татарстана и Елабужский музей-заповедник.

Неделя выдалась весьма насыщенной. Были экскурсии, прогулка по Шишкинским лесам, мастер-классы по печатной графике, линогравюре и гравюре от известных художников. А большую часть времени участники симпозиума посвятили, конечно, работе над картинами, живописными и графическими. Творческий процесс сопровождали мелодии народных песен.

 

 

Шандор ЗИХЕРМАН, член Союза художников России, Союза художников Венгрии, Всемирной ассоциации медальеров: 

зихерман

Во время экскурсии на городище увидел Каму и почувствовал, что попал в родные места.

 

 

Своими полотнами мастера рассказали не только об эпосах и лирических народных песнях, но и о колыбельных и частушках. И многие из этих произведений звучали во время открытия выставки. Картины говорят на универсальном изобразительном языке, между тем они представляли культуру разных народов.

Шандор Зихерман, художник из Будапешта, писал венгерский танец. Он член Союза художников России, Союза художников Венгрии, Общества венгерских скульпторов, Всемирной ассоциации медальеров. Его хорошо знают в Тольятти, куда он был приглашен администрацией города в 1972 году и где благодаря его усилиям появились творческие мастерские, лицей искусств, картинная галерея. А в 1987 году Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов.

– Если меня приглашают на какое-то интересное начинание, я бросаю все и иду помогать, – говорит Шандор Зихерман, который, кстати, оказался самым старшим участником арт-симпозиума, ему 81 год. – С 1947 года по 1989-й я жил в Советском Союзе. Здесь я стал художником. Что я ощутил, приехав в Елабугу? Во время экскурсии на городище увидел Каму и почувствовал, что попал в родные места. Я ведь пять лет жил в Перми. А в этот город уехал из Ленинграда, чтобы познавать российскую глубинку. Решил, что раз посчастливилось жить в такой большой стране, то надо узнать ее настолько хорошо, насколько возможно.

А вот Мират Уразаев в основу своей картины положил татарскую песню «Кара урман».

– Вот уже 18 лет я живу в Чехии, – рассказал Мират. – Я татарин, родился и вырос в Советском Союзе, в Казахстане. Тема, над которой предложили здесь поработать, очень затронула. После долгих раздумий выбрал старинную татарскую песню «Кара урман». Ее прекрасно исполняет известный и уважаемый Ильхам Шакиров. Это любимый певец моей матери. Мне пришлось найти старые записи, заняться переводом, осмыслить содержание. Песня очень сюрреалистичная, а это как раз мой стиль в искусстве. Она затрагивает и сердце, и ум. Как прожить свою жизнь? К какой цели стремиться? Какой выбор сделать? Это должен решить каждый для себя, и песня как раз об этом.

– Где бы и на каком языке ни звучала песня, она всегда выражает чувства и эмоции человеческой души. И большое спасибо художникам, что они смогли отразить эту человеческую душу в своих чудесных картинах, – сказала на открытии выставки представитель Министерства культуры республики Наиля Антипова. Она рассказала о случае из истории своей семьи. Когда ее прабабушка во время войны узнала о гибели мужа, свекровь сказала ей: «Не плачь, а пой».

Открытие выставки превратилось в праздник. Звучали песни, а многие художники были одеты в народные костюмы. Среди гостей был генеральный консул Венгрии в Республике Татарстан Ференц Контра, который также поделился своими впечатлениями.

 


В Елабуге скоро появится галерея современного искусства. Ведь в городе уже собралась внушительная коллекция – около тысячи работ


 

Более шестидесяти живописных и графических работ, созданных на арт-симпозиуме, было передано в дар Елабужскому музею-заповеднику. Эти картины впоследствии будут путешествовать по всей России.

Так, работы участников предыдущих арт-проектов уже были представлены в Нижнем Тагиле, Казани, Зеленодольске, Набережных Челнах. А выставку X Международного арт-симпозиума «Великий шелковый путь» в марте смогли увидеть посетители Российского культурного центра в Пекине, сюжет об этом был показан по центральному телевидению Китая, напомнила генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко.

Она также поделилась радостной новостью: в Елабуге скоро появится галерея современного искусства. Ведь в городе уже собралась внушительная коллекция – около тысячи работ. Поскольку пока не решается вопрос о предоставлении или строительстве отдельного здания, музей-заповедник решил начать с малого: взять в аренду помещение в исторической части города и на собственные средства оборудовать выставочный зал.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще