На пути к обществу будущего

В Казани есть все признаки постиндустриальности: финтех, каршеринг, доставка еды

В резиденции креативных индустрий «Штаб» состоялась дискуссия «Казань в постиндустриальную эпоху». Эксперты обсудили, какие сервисы и проекты приближают нас к экономике будущего, что тормозит развитие креативной индустрии и какие тренды зарождаются.

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

В Казани есть все признаки постиндустриальности: финтех, каршеринг, доставка еды

 

 

В резиденции креативных индустрий «Штаб» состоялась дискуссия «Казань в постиндустриальную эпоху». Эксперты обсудили, какие сервисы и проекты приближают нас к экономике будущего, что тормозит развитие креативной индустрии и какие тренды зарождаются уже сейчас.

 

Что такое постиндустриальная эпоха? Это общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей населения, занятого в сфере услуг. Главной движущей силой в таком обществе становятся научные разработки, повышаются требования к уровню человеческого капитала. Является ли Казань постиндустриальным городом или ещё нет? Эксперты, среди которых были урбанисты, архитекторы, бизнесмены, чиновники, сошлись во мнении, что столица Татарстана сделала большой рывок в сторону постиндустриальности, но ещё не достигла её.

Как было отмечено, в последние годы Казань сильно изменилась, став современным мегаполисом с развитой инфраструктурой. Начальник управления кадровой политики мэрии Казани Ирина Бочкова подчеркнула, что сегодня половина валового продукта приходится на долю малого и среднего бизнеса. Казань является лидером среди городов-миллионников по количеству молодёжи (более 45 процентов населения), которая выбирает её как комфортную для жизни и развития территорию. Среди других признаков постиндустриальности были названы сервисы, которые упрощают жизнь человека: финтех (предоставление финансовых услуг с помощью инновационных технологий), такси, каршеринг и кикшеринг, доставка еды, маркетплейсы, доступность интернета для работы и коммуникаций, портал «Госуслуги», МФЦ, онлайн-образование, проекты в IT-сфере, робототехнике и прочее.

Генеральный директор ООО «Агентство K9» Ярослав Муравьёв добавил, что современная система коммуникаций позволяет связываться с любой точкой мира и получать любую информацию, что даёт возможность части общества выбирать место, время и объём работы по собственному желанию. Этим людям незачем ежедневно вставать в 5.30 утра, чтобы поехать к станку на завод. «В этом смыс­ле немалая часть горожан живёт по своим запросам, своей жизнью в своей маленькой постиндустриальной Казани», – охарактеризовал ситуацию Ярослав Муравьёв.

 


Столица Татарстана уже стала «городом без окраин» – здесь одинаково удобно жить как в центре, так и, например, в Дербышках или Юдино, где присутствуют такая же комфортная среда, хорошее жильё, есть места для досуга


 

Директор Института дизайна и пространственных искусств КФУ Карина Набиуллина отметила, что главной ценностью постиндустриального города являются люди, а в столице Татарстана благодаря большому количеству вузов много креативной молодёжи. Создаются условия, чтобы её проекты «выстреливали».

Казань – это город активных личностей, которым по душе его энергетика. «Вряд ли тот, кто любит тишину, уединение и спокойствие, сделает выбор в пользу Казани, потому что это динамичный город», – считает Ирина Бочкова. Она сформулировала три критерия, согласно которым люди оценивают место для проживания: это его физическое состояние, уровень клиентского сервиса и «экономика впечатлений». Спикер полагает, что столица Татарстана уже стала «городом без окраин» – здесь одинаково удобно жить как в центре, так и, например, в Дербышках или Юдино, где присутствуют такая же комфортная среда, хорошее жильё, есть места для досуга. Высок, по её мнению, в Казани и уровень сервиса: от предоставления муниципальных услуг до массы уютных ресторанов и кафе, качественных салонов и хороших магазинов. Недаром по данным компании hh.ru, она входит в десятку городов, куда хотят приезжать работать. Единственное, что «хромает», это «экономика впечатлений», которая в полной мере не сформирована, хотя уже определённые кластеры и намётки есть.

 

В АРЬЕРГАРДЕ – ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ

А что же тормозит прогресс? По мнению экспертов, глобальная проблема – в регуляторной сфере. В Казани, например, не могут запустить беспилотное такси, хотя оно есть в Иннополисе, или не летают дроны, потому что нужно поменять законодательство в этих областях. Как выразился руководитель стартапхаба ИТ-парка им. Башира Рамеева Алексей Таранов, в IT-сфере много проектов, которые могли бы вывести нас в лидеры, но «плохо с регуляторкой». Если бы законодательство быстро адаптировалось к меняющимся условиям, это позволило бы нам быстрее двигаться вперёд.

Ещё одна проблемная зона, которая не поспевает за современными тенденциями, – это образование. По мнению директора Международной школы Казани Нияза Гафиятуллина, это очень инертная сфера, заказчиком в которой являются родители. А они жили в то время, когда все стремились получить одно классическое образование на всю жизнь, не было его вариативности. В результате в школах нет проектной деятельности, нет главного, что предполагает инновационное образование, – умения брать риски на себя.

«Я вижу, что дети не знают, чего они хотят. И чем старше становятся, тем уже мыслят. Спрашиваю: «У вас есть мечта?» Отвечают: «Сдать ЕГЭ и поступить в КФУ». Даже не в МГУ! У них нет навыка заглядывать за горизонт, не хватает широты мышления. Может, потому, что им многое доступно», – посетовал Нияз Гафиятуллин.

Он считает, что учебным заведениям нужно дать большую свободу, и тогда общество получит совершенно других детей.

Эксперты пришли к выводу, что сейчас ценятся не диплом вуза и даже не знания, а навыки человека, и одного образования на всю жизнь уже недостаточно. К тому же существует большое количество различных курсов и школ онлайн и офлайн, которые позволяют быстро получить необходимые компетенции. Основатель офлайн-школы Skillbox в Казани Максим Булатов считает, что сегодня самым востребованным на рынке профессиям, например, в области дизайна, проще и выгоднее обучаться в таких современных школах, потому что они это делают в кратчайшие сроки и максимально практикоориентированы, тогда как во многих классических вузах «изучают темы, которые уже не нужны в работе и являются устаревшими для индустрии».

 


По мнению экспертов, глобальная проблема – в регуляторной сфере. В Казани, например, не могут запустить беспилотное такси, хотя оно есть в Иннополисе, или не летают дроны, потому что нужно поменять законодательство в этих областях


 

Есть вопросы и к культурному досугу, уровень которого не дотягивает до столичного. Ярослав Муравьёв считает, что поскольку Казань является магнитом для провинции, эти люди и формируют запрос на событийную индустрию. И он удовлетворяется, так как коммерчески выгоден. При этом у жителей деревень и малых городов, как правило, своё представление о культурных ценностях. Поэтому горожане, жаждущие интеллектуального времяпрепровождения с трудом могут найти его в Казани.

Спикер, кстати, не разделяет точку зрения, что молодёжь – главный двигатель прогресса. Как раз один из признаков постиндустриального общества – это активное долголетие и продление динамичной фазы жизни. «Герои постиндустриального города – это те, кто делает хорошо для общества. Нужно поддерживать людей, которые делают нас и город красивее», – заключил он.

 

ОБРАЗ ГРЯДУЩЕГО

Затронули эксперты и тему будущего Казани. С точки зрения городской среды – это растущий запрос на индивидуальность.

«Типовая застройка сегодня неприемлема для молодёжи, она не идентифицирует себя с этой средой. Никакая хрущёвская застройка не сможет сделать молодого человека счастливым. Мы видим, что, например, улица Столбова приобрела совершенно другую функцию, где не просто проживают люди, а формируются определённые сообщества по интересам. В то же время улица Профсоюзная обретает современные функции и трактуется по-другому», – подчеркнула Карина Набиуллина.

Своё лицо также имеют Адмиралтейская и Старо-Татарская слободы, центр города. Причём это не только объекты архитектуры, а пространство, где формируется коммьюнити по интересам.

Ещё один модный формирующийся тренд, который будет всё больше вос­требован в будущем – это культура человекоцентричности, клиентоцентричности. «Если мы на это ориентируемся, то мы будем строить комфортные дома, создавать понятные сервисы, удобную среду. Если каждый будет клиентоцентрично подходить к своему бизнесу, своей деятельности, то тогда сформируется новое общество, которое за человека и для человека», – сформулировала образ будущего Ирина Бочкова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще