На перекрёстке людских судеб

У каждого из нас на памяти есть люди, о судьбе которых хотелось бы рассказать. Три истории от Евгения Ухова.

Автор статьи: Евгений УХОВ

Фото: golos.io; tatfrontu.ru; prokazan.ru; livemaster.ru

 

на-перекрестке-судеб

 

«Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает этого каждый из живших на Земле»

(Иван Бунин «Сны Чанга»)

 

Эту мысль Нобелевского лауреата много лет спустя повторил Евгений Евтушенко в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет». Но что ссылаться на классиков, когда всякий из нас может подтвердить её примерами из собственной жизни? Ведь у каждого на памяти есть люди, о которых хотелось бы рассказать.

 

СТАХАНОВКА-ТКАЧИХА ИЗ ЗАРЕЧЬЯ

Проходя недавно вдоль фасада мрачного, безжизненного и безмолвного, словно склеп, бывшего льнокомбината им. Ленина на улице Гладилова, я вспомнил, как сорок лет назад шли мы мимо его жужжащего, будто гигантский улей, корпуса с Натальей Ивановной Лаврентьевой, ветераном «льнушки» (так она его по-свойски называла). Пожилая женщина шагала медленно, стараясь скрыть одышку. И я с трудом представлял, как она с лёгкостью бабочки порхала по цеху, обслуживая одновременно 12 машин – фронт работы трёх ткачих. Высчитанный до сантиметра маршрут её передвижения составлял около 20 километров за смену!

Когда мы познакомились, я обратил внимание на её руки, уютно расположившиеся на скатерти гостиного стола, – чуткие, натруженные пальцы мастерицы. Когда-то они с невообразимой для постороннего глаза быстротой сновали по нитяным струнам ткацких станков, грохочущих, как сотня механических пианино. Уловленные кинокамерой, движения эти тысячекратно тиражировались на экранах в школах передовых методов труда и учебных кабинетах, обучая «по-лаврентьевски» ткать тысячи ткачих.

 

ткачиха-лаврентьева– Восемнадцати лет меня определили в «пошивку» – мешки кроить, – вспоминала Наталья Ивановна. – Только я швеёй недолго пробыла. Как выпадет свободная минутка – я в ткацкую глядеть, как полотно тачают. Всё мне здесь нравилось: шум и завораживающий быстрый ритм станков, пряный запах льна. Начинала с малого – двух станков. Потом – четверка, шестерка. Работниц не хватало, техника поизносилась. Ну и решила я «уплотниться». Говорю мастеру: мол, так и так, хочу на десяти попробовать. На меня после из других цехов приходили смотреть: что это за ткачиха такая инициативная выискалась? Сама больше всех волновалась: вдруг не управлюсь? Ведь при выполнении технологических операций даже секунды брались на учёт. Однако получилось, и с первых же дней стала перекрывать норму, вместо 270 метров полотна по 500 за смену ткала. С моей лёгкой руки на «десятку» многие тогда перешли – Фаттахова, Богатова, Долгих…

Лаврентьевское «уплотнение» за первые же месяцы подняло производительность труда на 43 процента. С ноября 1945 года мастерица из Казани уверенно возглавила первенство среди ткачих льняной промышленности страны. Её рабочий талант был отмечен орденом Ленина. Но лидерство это не было «забронировано» раз и навсегда, его ей приходилось подтверждать каждый час.

«Всетекстильная» слава пришла к ней в 1949 году, когда она выступила инициатором всесоюзного движения за массовое обучение рабочих новаторским методам труда. По 200 человек в год проходили у нее стахановскую стажировку.

Тремя этажами ниже в доме, где она жила, стоит шестидюймовая пушка, из которой красногвардейцы Ягодной слободы 25 октября 1917 года обстреливали Казанский Кремль. Здесь разместился народный Музей революционной, боевой и трудовой славы Заречья, в котором у Лаврентьевой персональный стенд. Под стеклом витрины – газетные вырезки с её фотографиями, мандаты депутата Верховного Совета СССР трёх созывов и делегата XIX партсъезда, копия диплома лауреата Государственной премии, справка ОТиЗа: «За четвёртую пятилетку в ФЗУ и на профкурсах льнокомбината обучено 3 316 рабочих. 897 из них – по методу Лаврентьевой».

Пустующий льнокомбинат, основанный ещё фабрикантом Алафузовым, не единственное умерщвлённое за последние годы предприятие в сегодняшнем Заречье. Счастье, что стахановка-ткачиха не увидела его безвременного краха…

 

ЭСКУЛАП ДЛЯ ЭКСТРАСЕНСОВ

Перебирая недавно свой архив, наткнулся на пожелтевший документ. «Отзыв. Психотерапевтом Гарифуллиным Р.Р. проведены исследования субъектов, обладающих рефлекторными иллюзиями. Его тема «Феномен рефлекторных иллюзий» представляет мало разработанный раздел психотерапии и психодиагностики. Научная новизна работы в том, что впервые взяты во внимание субъект-субъективные взаимодействия при проведении нетрадиционных приемов психотерапии. Доктор медицинских наук Ахмеров Н.У. КГМИ, кафедра невропатологии, нейрохирургии и мед. генетики».

Это сегодня имя Рамиля Гарифуллина у многих на слуху – директор Казанского психологического центра, основоположник манипуляционной психологии и психотерапии, автор «Энциклопедии блефа», «Типологии российской проституции», фильма «Режиссёр мозга», актёр в собственных короткометражных кинофильмах, популярное лицо на ТВ. А в начале 90-х, когда мы познакомились, малоизвестный тогда учёный занимался психотерапевтическим лечением неврозов. Меня заинтересовало то, что в числе его пациентов были экстрасенсы, целители и прочие расплодившиеся тогда сверх меры «врачеватели», обладающие способностью насквозь просвечивать человека взглядом (отсюда и термин «третий глаз»). Неужели люди, обладающие способностью сверхчувствительного (экстрасенсорного) воздействия, нуждаются в услугах психотерапевта?

 


Ещё Фрейд ввел понятие контрпереноса – субъективных переживаний врача, которые нельзя не учитывать при сеансе психоанализа. Проще говоря, если экстрасенс нервничает, то тем самым как бы «смазывает» иллюзию. Он должен быть нейтральным, «прозрачным» и не заряжаться состоянием, энергией обследуемого субъекта, уметь отличать, что в «картинке» от него самого, а что – от больного


 

– Еще как! – подтвердил он. – Как-то ко мне на приём пришла дама, окончившая курсы нетрадиционной медицины, и пожаловалась, что чувствует себя совершенно разбитой с тех пор, как стала заниматься биодиагностикой и бесконтактным массажем. Уже после второго-третьего пациента переутомляется, словно магнитом притягивая к себе чужие недомогания. Я предложил ей в качестве пациента себя. И она «увидела» вокруг меня ауру, даже обрисовала её яркость, форму, цвет. Угадано было, правда, немного, но меня очень заинтересовала эта «живопись» и особенно её зависимость от субъективных характеристик врачевателя.

Многие мои коллеги скептически относятся к таким картинкам, не воспринимают их всерьёз. Хотя науке явления эти хорошо известны, называются они рефлекторными иллюзиями, или синестезией. Это ценнейшее дарование человека, определяющее его необыкновенные способности. Им обладал Леонардо да Винчи: именно зрительные иллюзии помогли ему стать великим художником – он видел то, что другие видеть не могли.

 

– Но если аура всего-навсего иллюзия, значит, и диагностика с её помощью – блеф?

– Именно эту проблему – насколько иллюзия экстрасенса адекватна состоянию пациента, я и исследую. Если иллюзорная картинка связана с психологическим состоянием объекта лечения, в таком случае она полезна для диагностики, несёт в себе дополнительную информацию, которую остаётся лишь «расшифровать». Если же нет, экстрасенс может обмануться, избирая методы лечения, которые не только не принесут конкретной пользы, более того, могут оказаться вредны.

Я заключил, что если первичная «картинка» не меняется по мере поступления дополнительной информации (рассказ самого пациента, карта его истории болезни и т.д.), это подтверждает высокую степень одарённости экстрасенса. Например, один из них явственно видел зелёную траву, «прорастающую» из черепа, и безошибочно определял, что у человека болит голова. Встречаются «синестезы» и среди врачей – тогда это замечательное совпадение! Знаю кандидата психологических наук, редко ошибающегося в диагнозе – его иллюзии основаны на обширных познаниях в анатомии и психологии.

 

рамиль-гарифуллин

 

– Какую же реальную пользу оказывает ваш центр практикующим, как вы их называете, «синестезам»?

– Не секрет, что среди экстрасенсов встречается немало психически больных, шизофреников, в той или иной степени сдвинутых по фазе, ведь слушателей подобных школ и курсов, людей, как правило, без какого-либо медицинского образования на шизофрению не тестируют. А диагноз, который они ставят больным, в значительной мере зависит от их собственного психологического состояния. Ещё Фрейд ввел понятие контрпереноса – субъективных переживаний врача, которые нельзя не учитывать при сеансе психоанализа. Проще говоря, если экстрасенс нервничает, то тем самым как бы «смазывает» иллюзию. Он должен быть нейтральным, «прозрачным» и не заряжаться состоянием, энергией обследуемого субъекта, уметь отличать, что в «картинке» от него самого, а что – от больного. «Третий глаз» не должен блефовать! К сожалению, большинство из тех, кто обращаются к нам, такими приёмами самозащиты не обладают.

Один из моих обследуемых во время диагностирования больного видел какие-то белые пятна. Как выяснилось, никакого отношения к больному они не имеют – просто экстрасенс… сильно проголодался! От голодных или безответно влюблённых целителей помощи не ждите! Помимо того, ауру сильно искажают недомогания, подавленное состояние, депрессия, стрессы – в такие дни им следует отказаться от приёма. Всё это говорит о том, что экстрасенсам врач необходим, как и любому смертному. Мы разработали специальные психологические методики по выработке у них особой выносливости, психологической стойкости и неуязвимости.

 

ТАКИЕ ВОТ НЕОБЫЧНЫЕ ШАХМАТЫ

В волжском городе Козьмодемьянске, вошедшем в роман Ильфа и Петрова «12 стульев» под именем Васюков, мне представился случай «сгонять партию» в необычные шахматы – эротические! Трудно сказать, сколько продлился бы сеанс одновременной игры Остапа Бендера в клубе «Картонажник», если бы местные любители «королевской игры» играли с ним подобными фигурами.

А та партия проходила в доме скульптора Николая Леденейкина, прославившегося работами такой направленности. Не стали исключением и шахматные фигуры. Когда он их расставил, мне показалось, что передо мной изваянные иллюстрации к «Камасутре»! Короли, ферзи, слоны, ладьи и даже кони поражали своей раскованностью, а причудливость их поз отвлекала внимание от позиции на доске, что грозило неминуемым матом игроку-новичку. Однако фигуры, вернее, фантастичность их сплетений, были выполнены столь эмоционально-чувственно, что язык не поворачивался назвать это чем-то нехорошим. Именно талантливость исполнения проторила этим работам путь на выставки в Москве, Самаре, Казани и даже на всемирные вернисажи в Филадельфии, Флоренции, Париже. В 2003 году он удостоился диплома «Открытие года России».

 

Николай-Леденейкин

 

Самобытный ваятель «перепрофилировался» на эротику не сразу. После окончания Казанского художественного профтехучилища работал оформителем. Первый бюст (рабочего) он изваял на местном заводе «Копир» из бросовой глины. Автора вызвали в партком и устроили идеологическую выволочку: «Какое имеешь право лепить человека? Ты же не член Союза художников!» Бюст расколотили и выбросили на свалку. А интерес к бюстам, и не только рабочих, у него остался, о чем говорят названия его произведений: «Паши глубже», «Я тащусь от тебя», «Давай…» и проч.

Работает мастер с терракотой – неглазированной глиной характерного кремово-оранжевого цвета, оставляющей ощущение физиологического телесного тепла. Помогает ему и, возможно, служит источником творческого вдохновения его очаровательная жена Вера. Их композиционные фантазии великолепны. Особенно шахматные! После того как я опубликовал заметку о нём, главный редактор «Труда», любитель коллекционировать эксклюзивные изделия, заказал ему экземпляр. Леденейкин задание исполнил и повёз шахматы в Москву. Но сделка почему-то не состоялась. Возможно, редактор по привычке рассчитывал на презент, а скульптор назвал цену.

Впрочем, у него были заказы и от других весьма значительных особ. Восхищенный талантом художника, один из известных политиков подарил ему наручные часы с памятной гравировкой.

P.S. Ждем от читателей своих рассказов о неординарных людях. Самые интересные будут опубликованы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще