Более 100 поправок предложили внести в Генплан Казани до 2040 года городские власти и разработчики документа. Несмотря на то, что план был утвержден всего три года назад, жизнь оказалась богаче всех прогнозов. Чего стоят только разросшиеся до размеров городов поселки под Казанью, которые страдают от нехватки школ и детсадов и транспортного коллапса. Да и в самой татарстанской столице, как выяснилось, застройщики уже перевыполнили все планы по объему ввода жилья и «шагнули» прямиком в 2040 год. Как выяснила «РТ», среди предлагаемых изменений: новые развязки, парки, метро до РКБ и пресловутых Куюков, которые стали буквально «горячей точкой» на карте Татарстана.
ЖИЛЬЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИТЕЛЕЙ
Напомним, Генплан Казани до 2040 года, разработанный Институтом Генплана Москвы, был принят в 2020 году, а сейчас его уже предлагается существенно подкорректировать. На суд общественности вынесли более 100 изменений, инициированных городским управлением архитектуры и градостроительства и московскими проектировщиками. После того как рядовые казанцы и депутаты ознакомятся с предлагаемыми поправками и выскажут свои замечания и предложения, 28 сентября исполком опубликует заключение о результатах общественного обсуждения.
«Решение о внесении изменений в генплан связано с активной застройкой городской территории, меняющимся законодательством, новыми объектами, предусмотренными региональными и федеральными документами, и другими факторами. Также учтен ряд пожеланий жителей», – объяснили «РТ» в пресс-службе мэрии Казани.
В частности, за три прошедших года выяснилось, что из-за бешеных темпов строительства жилья в Казани образовался его переизбыток. Строительство многоквартирных домов в столице Татарстана значительно опережает рост населения, численность которого на 1 января 2023 года составила 1,3 млн человек, а к 2025 году должна увеличиться до 1,37 млн. При этом застройщики совместными усилиями уже выполнили план по вводу квадратных метров на 2040 год! Однако во многих квартирах никто не живет.
«Учитывая, что число жителей отстает от темпов строительства жилья, закладывать больше соцобъектов не требуется, нужно продолжать строить то, что уже было предусмотрено генпланом», – сообщили нам в мэрии.
ПАРК ВМЕСТО МНОГОЭТАЖЕК
С учетом пожеланий казанцев в поправках к генплану отразили запрет на застройку жилыми домами рощи на улице Гаврилова: вместо многоэтажек там появится большой парк. Не будет и запланированного ранее моста через Казанку.
«Теперь это особо охраняемая природная территория. Зона многоэтажной жилой застройки изменена на рекреационную», – отметили в мэрии.
Рядом с парком на Гаврилова появится Городская детская больница, строительство которой запланировано уже на следующий год. Всего до 2040 года в Казани планируется открыть 43 объекта здравоохранения, из них 10 поликлиник и 6 больниц.
В Генплане также указано новое место для строительства Соборной мечети – Адмиралтейская слобода. А на улице Сибгата Хакима появится многофункциональный комплекс с гостиницей и концертным залом. Территорию, прилегающую к Центру семьи «Казан», предлагается оформить как парковую зону.
Всего площадь озеленения в городе планируется увеличить на 40% – до 12 тыс. га.
Новые дорожные развязки должны появиться у Деревни Универсиады – на пересечении Оренбургского тракта и улицы Парина, а также на перекрестке улиц Фрунзе и Кулахметова и на месте кольца Горьковского шоссе в Кировском районе. Всего к 2040 году дорожная сеть Казани должна разрастить вдвое: планируется построить 356 км дорог и 57 развязок.
«МЕТРО НУЖНО, КАК ВОЗДУХ»
Изменения генплана, связанные с дальнейшим развитием казанского метрополитена, пожалуй, взволновали общественность сильнее всего. Метро предлагается продлить в сторону РКБ, Компрессорного, речпорта, а одну ветку и вовсе вывести за пределы города и протянуть через поселок Салмачи до Куюков Пестречинского района.
Напомним, что Куюки, которые за счет бурного строительства многоэтажек всего за несколько превратились из деревни в город, в последнее время стали едва ли не самым проблемным населенным пунктом в республике – летом родители здешних первоклашек возмущались, что детям не хватило места в единственной школе, также жители Куюков регулярно жалуются на нехватку дорог, поликлиник… Чтобы обуздать хаотичную застройку окрестностей Казани, недавно Раис Татарстана Рустам Минниханов заморозил выдачу новых разрешений на строительство. Но как жить обитателям уже построенных домов?
Корреспондент «РТ» спросила у жителей Куюков, рады ли они перспективе строительства метро.
– У нас население 20 тысяч человек. Поэтому метро нам, конечно, нужно, как воздух. Хоть какой-то отток автомобилей с дорог будет, – считает житель деревни Куюки Евгений Краснов. – То, что запретили новую стройку – это, конечно, замечательно, давно пора. Я вообще не понимаю, как разрешили строить этот никчемный ЖК «Светлый». Люди купили супердешевое жилье, а потом кричат: «Дайте нам то, дайте нам это». Вы, когда брали квартиру в разы дешевле, чем в городе, о чем думали? Они понаехали, а мы теперь тут все задыхаемся.
– Здесь же везде грунтовые воды, из-за этого у нас даже погребов нет, как тут строить подземку? – удивляется другая жительница Куюков Татьяна Вахатова. – Я считаю, Куюкам нужно не метро, а дорога с выездом на РКБ, это и ЖК «Светлому» было бы удобнее. А то проложили дорогу через поле в Богородском по просьбам жителей «Светлого», в итоге жителей трех деревень покоя лишили. Эта дорога как раз мимо моего дома проходит. Нас просто задушили жители этих новых ЖК!
«В КУЮКАХ ЗАПРЕТИЛИ СТРОИТЬ, А У НАС НЕТ»
Житель соседнего с Салмачами казанского поселка Вишневка Артем Юдинцев считает, что метро до Куюков дороги не разгрузит:
– Наши края очень бурно развиваются, дома продаются пачками, представьте, какое население здесь будет, когда дело дойдет до строительства метро? Подвижных составов не хватит, чтобы вывести отсюда весь народ. Хорошо, что застройку в Куюках отменили. А у нас-то нет! В сборнике нормативных документов мэрии Казани на днях был опубликован план: юго-восточнее Вишневки вдоль Ноксы предусмотрена застройка 23,6 га земли – там появятся еще 367 домов типа таунхаусов. Значит, еще плюс почти полтысячи машин! Как они поедут? Нужно строить нормальный радиальный выезд из поселка Салмачи по полям вверх и упирать его во вторую очередь Вознесенского тракта. И строить дорогу надо уже сейчас, а потом уже дома. Так же, как и школу. Мы уже третий год добиваемся строительства школы, но вместо этого нас продолжают облеплять новыми жилыми массивами.
Заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич в свою очередь сомневается в том, что строить метро в Салмачах и Куюках ради спасения тамошней транспортной ситуации целесообразно. А вот станции у Компрессорного и речпорта, по мнению эксперта, действительно важны:
– Нужно развивать метро там, где уже сложились транспортные узлы. А в Куюках прежде, чем тянуть туда метро, надо порядок навести. Хорошо, что Раис республики остановил там стройку.
Урбанист Дмитрий Сагдеев предлагает пустить в Куюки не метро, а трамвай, который будет курсировать до метро «Дубравная»:
– Никакого смысла тянуть метро в сами Куюки нет. Там исключительно маятниковые утренние и вечерние потоки, а большую часть времени суток эта ветка будет возить воздух. А Салмачам хватит автобуса, который ходит нормально, а не приходит раз в 20 минут, забитый жителями Куюков, – считает Сагдеев.
Впрочем, в мэрии Казани нам дали понять, что перспектива строительства метро до Куюков не только отдаленная, но и туманная:
«Куюки упоминаются в изменениях к Генплану Казани как перспективное направление метрополитена. Такое предложение поступило от Института пространственного планирования РТ. В настоящее время решение о строительстве метро в этом направлении не принято».