Музыка до небес

В Елабуге с аншлагом прошли «Летние вечера» Бориса Березовского

Похоже, в Елабуге пора устанавливать новый годовой цикл. Календари уже изданы: год в них начинается в июле. Ведь в этом летнем месяце происходит событие, которое сначала ждут весь год, а потом целый год вспоминают – Международный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге».

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: Марина Сельскова

В Елабуге с аншлагом прошли «Летние вечера» Бориса Березовского

 

летние-вечерав-в-елабуге

 

Похоже, в Елабуге пора устанавливать новый годовой цикл. Календари уже изданы: год в них начинается в июле. Ведь в этом летнем месяце происходит событие, которое сначала ждут весь год, а потом целый год вспоминают, – Международный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге».

 

И СЛЁЗЫ, И ТАНЦЫ

Мы сидим на траве, у самой сцены. Кругом люди, мы заняли всё поле. Позади него – заполненные трибуны. Звучит соната Баха, дуэт скрипки и органа. На сцене виртуозы – Никита Борисоглебский и Рубин Абдуллин. Замечаю, как моя соседка по «залу» вытирает слёзы.

«Растрогалась… Вспомнила свою маму, вспомнила себя маленькой девочкой – всё это перед глазами. Не скажу, что я разбираюсь в классической музыке, но эмоции она вызывает всегда. Прекрасный концерт, он лечит душу», – делится впечатлениями в перерыве Алсу Чернышова, учитель английского языка из Набережных Челнов. Они с подругой приезжают на фестиваль каждый вечер.

 


Однажды дирижёр Камерного оркестра из Набережных Челнов Игорь Лерман показал Елабугу своему другу, всемирно известному пианисту Борису Березовскому. Город очаровал маэстро, возникла идея провести здесь фестиваль под открытым небом. Проект получил поддержку Президента Рустама Минниханова. Организаторами стали Министерство культуры РТ, муниципалитет Елабуги и Елабужский государственный музей-заповедник


 

Таких, как Алсу – утирающих слёзы, – среди зрителей немало. Но вот артисты на сцене меняются, и люди не могут сдержать уже совсем другие эмоции. Начинают пританцовывать под ритмичный фанк-этюд, под танго из фильма «Запах женщины», под зажигательные испанские мотивы родом из Средневековья.

Артистов такой отклик невероятно радует. «Я ожидал, что публика будет где-то далеко, что буду от неё отрезан. Но люди оказались близко, такая тёплая волна от них идёт, – говорит Вадим Неселовский, один из самых известных джазовых пианистов мира. – Борис Березовский и все, кого он привлёк, – это музыканты очень высокого уровня. Оказалось, что даже сложная музыка интересна широкому кругу людей. Я очень сильно этому порадовался. Мне бы хотелось, чтобы это происходило не только в Елабуге, чтобы вытесняло коммерческую «жвачку». От этого мир явно становится лучше».

Аплодисменты и крики «браво» нарастают с течением вечера, публика постепенно раскрепощается и проникается великой силой искусства.

 

НА КОНЦЕРТ С ТЕРМОСОМ

Как же повезло Елабуге! Наверное, так думал каждый, кто пришёл на эти концерты. И местные жители, и гости из соседних городов, и те, кто приехал издалека. Никто и предположить не мог, что маленькая Елабуга получит такой подарок.

Но однажды Игорь Лерман, дирижёр Камерного оркестра из Набережных Челнов, показал Елабугу своему другу, всемирно известному пианисту Борису Березовскому. Город очаровал маэстро, возникла идея провести здесь фестиваль под открытым небом. Проект получил поддержку Президента Татарстана Рустама Минниханова. Организаторами стали Министерство культуры РТ, муниципалитет Елабуги и Елабужский государственный музей-заповедник.

 

Сергей-и-Татьяна-Никитины
Публика пела вместе с исполнителями: на сцену вышли всеми любимые Сергей и Татьяна Никитины.

 

Первый фестиваль в прошлом июле имел огромный успех. А в этом году его уже ждали, на него ехали люди со всей России. Газета «Республика Татарстан» стала официальным информационным партнёром «Летних вечеров».

Публика на фестивале свободно перемещается, кто-то лежит прямо на земле, глядя в небо. Кругом пледы, термосы, временами в унисон скрипке звучит визг детей, а вон там мальчишки пускают мыльные пузыри и бегают за ними…

В каком концертном зале возможна такая атмосфера?

 

ЭЛИТАРНОЕ – ДЛЯ ВСЕХ

В эти дни под небом Елабуги звучала музыка, которую можно услышать на лучших мировых сценах. Что могут рассказать об этом газетные строчки?

Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Ощутить единение пейзажа, закатного неба, публики, артистов. Услышать, как налетающий порывами ветер порой шуршит в микрофонах, словно желая присоединиться к исполнителям. Увидеть, как грозовые тучи каждый вечер, вопреки всем прогнозам, обходят Елабугу стороной – природа благоволит фестивалю.

Только один вечер ненастный, и то вместо обещанного ливня идёт мелкий дождь. И эта погода настолько совпадает с настроением вечера, когда играют джаз и блюз…

 

 Борис БЕРЕЗОВСКИЙ,
музыкант:

борис-березовский

Мне хочется, чтобы произведения, которые считаются сложными, прозвучали как просто музыка, которая писалась от души.

Люди всё идут и идут, стоят под зонтами или устраиваются прямо на траве, завернувшись в дождевики. А Борис Березовский играет незапланированную пьесу «Отражения в воде» Дебюсси…

Экспромтов на фестивале было предостаточно, программа то и дело менялась. Игорь Лерман, чей оркестр аккомпанировал солистам, говорит, что порой приходилось буквально за час успевать подготовить определённое произведение. Фестиваль – по крайней мере, фестиваль Березовского – действо живое и не желающее влезать ни в какие рамки.

Невозможно его поместить и в жанровые границы. Можно сказать только: это фестиваль по-настоящему хорошей музыки. Он объединил сложные классические произведения, джазовые импровизации, древнерусскую, средневековую и современную музыку. Среди многообразия жанров каждый слушатель мог найти то, что ему по душе.

За серьёзную музыку отвечали сам Березовский, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр, Камерный оркестр Игоря Лермана, солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, виолончелист Анри Демаркет, гобоист Алексей Балашов и другие исполнители, в числе которых несколько прекрасных пианистов. Борис Березовский, помня о том, насколько разная собралась публика, даже извиняется за серьёзные произведения: «Я действительно хотел бы, чтобы прозвучали вещи даже для знатоков музыки довольно сложные, но я их очень люблю. Если вам это понравится – потрясающе, значит, что нет никаких границ у так называемой интеллектуальной музыки. Если не понравится, то это всего десять минут, извините».

Однако по реакции публики понятно, что нравится. Так же, как и «Чакона» Баха, и другие прозвучавшие произведения.

А Березовский всячески старается смахнуть с этой музыки нагар элитарности: «Мне хочется, чтобы произведения, которые считаются сложными, прозвучали как просто музыка, которая писалась от души».

 

БЛЮЗ НА АЛЬПИЙСКОМ РОГЕ

Потрясающим оказался вечер «Джаз и не только». Такая музыка в Елабуге точно звучала впервые.

Премьерой стало выступление квартета «Jazz Team», в составе которого мультиинструменталист Аркадий Шилклопер (Россия – Германия), пианист и композитор Вадим Неселовский (США), композитор и бас-гитарист Антон Горбунов, барабанщик Пётр Ившин. Одни из самых признанных и востребованных музыкантов на джазовой сцене устроили настоящую феерию.

 


Экспромтов на фестивале было предостаточно, программа то и дело менялась. Игорь Лерман, чей оркестр аккомпанировал солистам, говорит, что порой приходилось буквально за час успевать подготовить определённое произведение. Фестиваль – по крайней мере, фестиваль Березовского – действо живое и не желающее влезать ни в какие рамки


 

«Слово «джаз» сегодня включает в себя столько всего, что никто не может договориться, что же это такое. Главное, это то, что играется здесь и сейчас. Ни одной ноты, которые я сейчас сыграл, я не готовил», – говорит Неселовский после того как «поджемовал» с Березовским: они вдвоем импровизировали на тему прелюдии Клода Дебюсси. Вадим – профессор музыкального колледжа Беркли в Бостоне, учебного заведения, которое вызывает у джазовых музыкантов восторг и трепет. Неселовский там учился, а теперь преподаёт и выступает вместе с мировыми звёздами джаза.

Его друг Аркадий Шилклопер, с которым они выступают дуэтом много лет, выходит на сцену с удивительным инструментом, похожим на гигантскую курительную трубку Гулливера. Это альпийский рог, с которым Аркадий мастерски управляется, играя блюз. Затем он берёт в руки валторну, потом морскую раковину… Инструменты для него – краски, с помощью которых можно сделать музыкальную картину ярче, полноцветнее.

 

УЖАС И ВОСТОРГ

Не только именитых музыкантов пригласил на фестиваль Борис Березовский. Он находит и поддерживает талантливых людей, совершенно невзирая на регалии. На этот раз выступил юный талант, восьмиклассник школы имени Гнесиных пианист Фёдор Орлов, а также Варвара Мягкова. Варвара всегда считала, что быть пианисткой – её призвание, но в последнее время активно не выступала, погрузившись в воспитание детей – она многодетная мама. И вдруг ей позвонил маэстро. Березовский нашел её записи в Интернете и высоко оценил мастерство.

«Это просто перевернуло мою жизнь, – говорит Варвара о знакомстве с прославленным пианистом. – Я была потрясена, скорее даже испытала ужас. Подумала: что же мне делать теперь?»

Она получила предложение выступить на фестивале в Елабуге.

 

летние-вечерав-в-елабуге2

 

«Я нахожусь на этом празднике и вижу, как люди реагируют. Это то, что им нужно! Даже если никогда в жизни меня больше никто никуда не пригласит, я буду другим человеком. Я всегда считала, что надо работать, выступать именно здесь, в России. И не в маленьких залах-закуточках, а именно на таких больших площадках», – говорит она.

Березовский для неё – пример во всём: «Человек, который имеет всё и может спокойно собирать огромные залы в любой стране, делает здесь, в глубинке, вот такие мероприятия! Это то, чего люди ждут, по чему они соскучились».

 

СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЗДЕСЬ

Украшением фестиваля стал и ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал». Яркие костюмы, многообразие инструментов – цимбалы, флейты, барочный тромбон, перкуссия, арфа – ритмичная музыка западноевропейских композиторов XII–XIV веков уносит публику в роковое Средневековье. Ансамбль исполняет в числе прочего произведения из рукописи XIV века «Красная книга Монсеррат», хранящейся в монастыре в Каталонии.

«Им нужно не в залах выступать, а собирать стадионы», – уверен Борис Березовский. Действительно, этой энергичной музыке тесно в стенах филармоний.

«В успехе фестиваля для меня пятьдесят процентов, а может, даже и больше имеет магия места. Невероятная красота, которая нас окружает, принадлежит вам и вашему городу – Шишкинские пруды и божественная красота природы. Что мы, собственно, пытаемся сделать – это просто её не испортить. Для нас огромное счастье быть здесь», – говорит Борис Березовский, прощаясь с публикой.

И обещает вернуться через год.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще