Уже несколько поколений татар сопровождает по жизни лучезарная, оптимистическая музыка Салиха Сайдашева. Лично мне полюбить его задушевные мелодии помогла многолетняя, ещё со школьных лет, дружба с моим земляком и ровесником Ильгамом Шакировым.
Песни Сайдашева Ильгам пел с юности, участвуя в концертах художественной самодеятельности в нашей родной деревне Янга-Буляк. Односельчане его слушали затаив дыхание, некоторые со слезами на глазах. После окончания Тлянче-Тамакской средней школы мы стали студентами казанских вузов (он – консерватории, я – сельхозинститута) и вместе посещали татарские спектакли и концерты. Когда Ильгам сам начал участвовать в них, он приглашал меня и дарил контрамарки.
Никогда не забуду спектакль «Голубая шаль» с музыкой Салиха Сайдашева, особенно сцену с беглецами. Я не помню, кто играл роль Булата, но исполнить его арию поручили Ильгаму. Ощущения были непередаваемые. Звучный баритон сразу же покорил зрителей. Они с удивлением и восхищением спрашивали друг у друга: «Кто это поёт?» Ведь тогда ещё никто не знал Ильгама… Неумолкающий шквал аплодисментов вынудил главного режиссёра, вопреки всем правилам, разрешить молодому артисту повторно спеть арию Булата. «Виновниками» этого театрального инцидента были гениальный композитор-мелодист Салих Сайдашев и восходящая звезда татарской эстрады Ильгам Шакиров.
Песни Сайдашева в исполнении Шакирова и других певцов мы слушаем на протяжении всей жизни. Ещё в 1920–1930-е годы он стал всенародно признанным композитором. Выдающиеся деятели татарской культуры XX века называли его Тукаем в музыке. Среди них – Ф.Бурнаш, А.Кутуй, Г.Баширов, С.Хаким и многие другие. Столь же высокая оценка его творчества содержится в работах известных музыковедов (Ф.Салитовой, З.Сайдашевой, Ш.Монасыпова).
Музыка Салиха Сайдашева преисполнена радостью жизни, но личная судьба самого композитора была полна драматических коллизий. После кровавой сталинской кампании 1936–1938 годов, гибели безвинных К.Тинчурина, Ф.Бурнаша и других ярких представителей татарской культуры фактически под запретом оказались и сочинения С.Сайдашева, созданные в творческом содружестве с репрессированными авторами. Завистники талантливого композитора старались предать забвению, стереть его доброе имя из памяти народа. Однако эти попытки с треском провалились. Музыка Салиха Сайдашева была и остаётся важным фактором сохранения духовного единства татарского народа. Как и раньше, она несёт людям свет любви, пробуждает лучшие чувства в душе, воспитывает любовь к Родине и укрепляет веру в светлое завтра.
За последние два десятилетия немало сделано для изучения музыкального наследия С.Сайдашева и увековечения его памяти. Сегодня его имя носят Большой концертный зал и культурный центр в Казани, улицы во многих городах республики. Ему установлены памятники, в его честь проводятся музыкальные фестивали. Тем не менее я считаю, что этого пока недостаточно. Непревзойдённая популярность в народе музыки Салиха Сайдашева и значимость его творческого наследия для татарской культуры обязывают Министерство культуры, Союз композиторов и другие организации активизировать работу по популяризации наследия композитора среди молодёжи.
К сожалению, сегодня музыка Сайдашева почти не звучит в концертном зале его имени, редко идут на профессиональной сцене его музыкальные драмы, например «Наёмщик», в полной, авторской версии. Пошёл седьмой год, как «временно» закрылся на реконструкцию Музей Салиха Сайдашева в Казани.
Напомню, что торжественное открытие музея состоялось 25 июня 1993 года. Под него был отдан двухэтажный флигель, некогда примыкавший к зданию Камаловского театра (сейчас здесь располагается театр драмы и комедии им. К.Тинчурина). В одной из квартир этого флигеля с 1930 по 1954 год с небольшими перерывами жил и создавал свои лучшие произведения композитор Салих Сайдашев. Музей включает экспозиционные залы и музыкальный салон, где регулярно проводились творческие встречи и концерты. В течение многих лет мы с удовольствием их посещали. Традиционными были и ежегодные декабрьские музыкальные встречи, приуроченные ко дню рождения (3 декабря) и дню памяти (16 декабря) Салиха Сайдашева.
В 2016 году здание музея закрыли на ремонт. В настоящее время большая часть строительных работ уже выполнена, обновлены интерьеры. Осталось купить мебель, витрины, отреставрировать музыкальные инструменты, оформить экспозиции.
…Недавно перед входом в Музей С.Сайдашева я случайно разговорился с туристами из Москвы, которые были явно разочарованы, что не смогли попасть внутрь и увидеть музейную экспозицию. И они далеко не первые, кто на протяжении последних лет испытывал такую же досаду. Мне представляется архиважным завершить реконструкцию музея к его тридцатилетию. До этой знаменательной даты остаётся меньше полугода, и надо бы ускориться.
Считаю, что открытие обновлённого музея должно пройти торжественно и на-долго запомниться многочисленным почитателям Салиха Сайдашева. Тем более если мы хотим сделать нашу республику привлекательной для туристов.
комментарий редакцииМы связались с заведующей Музеем С.Сайдашева Эльвирой Низамутдиновой, и она подтвердила, что основные работы по ремонту здания завершены. По её словам, строители ушли с этого объекта ещё три года назад… Всё это время в музее не прекращалась работа с фондами, благодаря чему пополнились фонотека и нотный архив, а также коллекция антикварных вещей, которые могут найти своё место в обновлённой музейной экспозиции. С сентября прошлого года на первом этаже здания возобновил работу упомянутый автором статьи музыкальный салон. Но собственно музейные помещения, в том числе так называемая «Белая комната», где представлены подлинные вещи композитора (старинное пианино, дирижёрская палочка и другие), по-прежнему закрыты для посетителей. И вопрос, когда завершится реновация экспозиционных площадей, остаётся пока открытым даже для сотрудников музея. «У нас есть концепция, утверждённое техническое задание, но всё упирается в отсутствие финансирования», – сообщила Эльвира Низамутдинова. Напомним, что Музей С.Сайдашева является одним из двенадцати филиалов Национального музея Татарстана, который, в свою очередь, входит в число крупнейших учреждений, подведомственных Министерству культуры РТ. В связи с этим мы просим расценивать данную публикацию как своего рода общественный запрос и вместе с нашими читателями надеемся получить ответ на поставленный автором вопрос: когда же наконец Музей С.Сайдашева в Казани будет вновь открыт для посетителей? |
Марс ГАИТОВ,
кандидат экономических
наук, лауреат Госпремии РТ
области науки и техники