«КАК Я СПАСАЛ ТЕАТР»
Фото: © пресс-служба Минкультуры РТ
Напомним, что режиссер и продюсер Эдуард Бояков был в числе создателей Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», а также ряда других крупных культурных проектов, обеспечивших ему в свое время репутацию независимого эксперта и эффективного театрального менеджера. «Те, кто помнят девяностые годы, хорошо знают: тогда главной задачей было сохранить театр как таковой», – отметил Бояков и коротко напомнил, как помогал выжить российскому театру. Сегодня, по его словам, ситуация принципиально иная: речь идет не о выживании, а о переосмыслении роли культуры как социального института. Во-первых, благодаря интернету и современной инфраструктуре страна получила единое культурное поле. «В середине 1990-х режиссер, который жил и работал в Калининграде, понятия не имел, что происходит в Казани, Екатеринбурге или во Владивостоке», – подчеркнул спикер. Но главным водоразделом, по мнению Боякова, стали события 2014 и 2022 годов, изменившие не только политический, но и культурный контекст.
ГДЕ ВЫ БЫЛИ ВОСЕМЬ ЛЕТ?
Помните этот сакраментальный вопрос, который одно время звучал почти из каждого утюга? Так вот Бояков почти половину этого срока – с 2018 по 2021 год – был худруком МХАТ имени Горького (иногда его называют «женским» или «доронинским»). Вместе со своей командой в лице писателя Захара Прилепина и ныне покойного актера Сергея Пускепалиса режиссер, по его собственным словам, строил тогда русский национальный театр, основанный на традиционных ценностях. Однако, судя по публикациям тех лет, первый блин получился комом, и сегодня Эдуард Бояков руководит Театром на Малой Ордынке, не таким статусным, как МХАТ, но с еще более выраженной патриотической повесткой.
Трудно сказать, когда именно режиссер окончательно разочаровался в европейской модели театрального продюсирования, которую долго и успешно продвигал в России, но сейчас он активно и последовательно выступает за «цивилизационный суверенитет» применительно к российскому театру и культуре в целом.
Ключевой тезис его «манифеста» – нужна новая система координат. «Старый рубрикатор больше не работает. Если пользоваться им дальше, мы либо скатимся в советское прошлое, либо в недавнее подражание западному мейнстриму – и это, на мой взгляд, одна из главных проблем нынешней художественной реальности. Как бы много мы ни говорили о патриотической повестке, у нас по-прежнему очень мало сильных, конкурентоспособных художественных высказываний, в том числе на тему СВО», – отметил московский гость. При этом он подчеркнул, что запрос на такие высказывания существует и формулируется на самом высоком уровне. «Но кто сегодня отвечает на него по-настоящему убедительно?» – задал Бояков риторический вопрос.
В то же время он назвал тревожным симптомом потерю международного культурного влияния. «Сегодня в России нет ни одного художника, которого знают во всем мире. Нет ни одного композитора, чье имя было бы известно так, как в свое время были известны имена Чайковского, Стравинского, Шостаковича или Рахманинова. Мы находимся в зоне риска провинциализации и замыкания культуры в собственном коконе», – констатировал Бояков.
О МЕЙНСТРИМЕ, АНГЛОСАКСАХ И ДВИЖУХЕ НА КАБАНЕ
«Англосаксонский мир диктует! Мы смотрим их фильмы, слушаем их музыку, а наши дети под нее танцуют», – подлил масла в огонь спикер. По его словам, пришло время создавать свою культуру – как этническую, так и «конкурентоспособный рыночный мейнстрим». Ключом к этому он назвал в том числе опыт Татарстана. «Каждый раз, приезжая в Казань, я нахожусь под большим впечатлением, что у вас происходит с инфраструктурой. Мне интересно, как будет развиваться Театр Камала, получивший новое, мощное архитектурное воплощение. Также мне интересна их будущая творческая конкуренция со вторым национальным театром, который расположен напротив (Театр им. К.Тинчурина – «РТ»). Это уникальная ситуация», – проявил гость свою осведомленность о тектонических для татарского театра сдвигах на озере Кабан.
Больше того, Бояков предположил, что именно Казань может стать стартовой площадкой для формирования нового образа российской культурной политики, еще раз подчеркнув, что у республики для этого есть все условия, и прежде всего инфраструктурные. «У Татарстана сегодня сильная стартовая позиция. И если воспользоваться тем импульсом, о котором сегодня говорилось, – культурным аудитом, переосмыслением идентичности, пониманием того, кто мы и что хотим сказать миру, то республика вполне может стать культурным лидером страны», – резюмировал Эдуард Бояков.
О чем еще шла речь на коллегии Минкульта, читайте в материале «РТ» Ирада Аюпова – учреждениям культуры: «Не ставьте крест на своей репутации!».
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»