Молчание певчей птицы

Спектакль «Альфия» Татарского театра кукол «Экият», выдвинутый на соискание Государственной премии РТ им. Г.Тукая, – это исполненный любви, поэзии и изысканных художественных находок оммаж легенде татарской эстрады Альфие Авзаловой.

Фото: пресс-служба театра «Экият»

В свое время режиссер и драматург Ильгиз Зайниев, придя в театр «Экият» в качестве художественного руководителя, первым делом взялся за формирование «взрослого» репертуара, стремясь доказать, что куклам под силу самые сложные задачи. Спектакль «Альфия» в этом смысле стал первенцем режиссера, причем первенцем счастливым. Премьера состоялась в 2019 году, но любимый зрителем, спектакль до сих пор с успехом идет на сцене театра.

Зайниев обращается к одному из самых драматических периодов жизни Альфии Авзаловой, роковому для нее 1996 году, когда страшная болезнь отняла у певицы самое дорогое – голос…

Действие начинается в больничной палате. Пробуждение Альфии, осознание ею драматизма своего положения переданы с помощью щемящих деталей: перевязанное горло, куцый больничный халатик, шерстяные носки и тапочки без задников, неловкая попытка встать, рука, пугливо тянущаяся к зеркальцу, – первое движение певицы, привыкшей к всеобщему восхищению. Чувство безмерной боли, которое испытывает героиня, передает звучащая на этом фоне песня «Продли, Господи, мою жизнь!» из позднего репертуара Альфии Авзаловой.

Мир певицы – это пространство звуков. Потому в спектакле нет текста, его заменяет богатая, филигранно выстроенная звуковая партитура, состоящая из песен Альфии Авзаловой, Ильгама Шакирова, Салавата Фатхетдинова, голосов города и деревни, пения птиц… При возвращении героини из прошлого в настоящее пестрый голосистый мир сворачивается до одного-единственного звука – монотонного и тоскливого сигнала кардиомонитора.

В спектакле задействованы планшетные и тростевые куклы. Для исполнения роли Альфии художник Сергей Рябинин изготовил 18 кукол, в том числе очень сложных. Ими виртуозно управляют восемь артистов.

Главным содержанием спектакля являются песни Альфии, которые и составляют подлинную биографию певицы. Наложенные на эпизоды ее жизни, они создают образ блистательной, но очень непростой судьбы народной любимицы, «царицы песни».

Альфия Авзалова рано осталась сиротой. Тема сиротства и первого знакомства с музыкой раскрывается в спектакле через трогательную поэтическую метафору: ребенок, подобно птенцу, вылупляется из яйца в гнезде, висящем на ветке голого дерева. Он попадает в бесприютный, холодный мир, и нет матери-птицы, которая согрела бы его своим телом. Но на соседней ветке заливается репродуктор – оттуда звучит татарская народная песня «Кукушка», которой спустя годы суждено стать визитной карточкой певицы.

В спектакле показаны разные стороны яркой и многогранной натуры Альфии Авзаловой, которые раскрываются в ее песнях. Это бодрая, мажорная «Нафиса», нежная «Колыбельная», лиричная «Для тебя», печальная «Песня тоски», шуточная «Гармонист». Их сопровождают емкие визуальные образы.

В больничной палате звучат совсем другие песни. В них горькие сетования на судьбу, уходящую жизнь: «Горе пришло нежданно», «Талые воды» и другие. А за окном тем временем гремит дискотека, надрываются новые эстрадные кумиры. До слуха Альфии долетает навязчивый шлягер «Нас пригласили в Голливуд». Она досадливо захлопывает окно и берет в руки старенький транзистор. Услышав родное – голос певца Салавата, она бережно, как ребенка, прижимает приемник к груди.

Одна из самых впечатляющих сцен спектакля – приход в больницу Ильгама Шакирова. Куклы в руках умелых артистов психологически точно передают сложную гамму чувств, переживаемых обоими: растерянность, сострадание и беспомощность Ильгама, испуг, отчаяние и тихую покорность судьбе Альфии. Внезапно прошлое врывается в больничную палату, и она наполняется их молодыми, прекрасными голосами. Они много гастролировали по стране, стойко перенося тяготы дороги. На сцене появляется то трескучий трактор, то старенький, застревающий в снегу грузовичок, который приходится толкать самим звездам эстрады, а то лошадка с медными колокольчиками, о которых поет Ильгам Шакиров. Добравшись до места, певица сбрасывает с себя шубу, платки и валенки и оказывается в нарядном вечернем платье…

Обладая сильным характером, Альфия Авзалова победила болезнь и еще долго радовала зрителей своим искусством. Об этом сообщает бегущая строка в конце спектакля. При этом мощной финальной кодой звучит песня «Разве стареет сердце?». Она стала девизом певицы, под которым прошли последние годы ее жизни.

Сложные художественные задачи, поставленные режиссером, потребовали слаженной работы всей творческой команды, в которую вошли художник-постановщик Сергей Рябинин, композитор Юрий Чаплин и актеры театра «Экият», не впервые доказавшие, что являются одной из самых сильных трупп среди российских театров кукол.

Елена ШЕВЧЕНКО,
старший научный сотрудник Института языка,
литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Еще