Молчание детей: казанские врачи винят гаджеты в том, что малыши не умеют говорить

«Ребенку пора разговаривать, а он молчит», – с такой проблемой все чаще сталкиваются родители двух-трехлетних  малышей. Кто-то ближе к двум годам уже бежит собирать документы  в реабилитационный центр, кто-то решает поводить ребенка на плавание и «развивашки», кто-то верит в то, что «мальчики начинают говорить позже девочек», и спокойно ждут до трех лет.  Почему дети сейчас позже начинают говорить, и когда родителям пора бить тревогу по этому поводу, «РТ» узнала у специалистов.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: www.tosha.ru

«НЕ ГОВОРИТ, НО РОЛИК НА «ЮТЬЮБЕ» НАХОДИТ»

– Темой речевых расстройств я занимаюсь с 2004 года. И, если сравнивать детей, которых я наблюдала тогда и сейчас, разница очень существенная. Детей с поздним речевым стартом и речевыми патологиями теперь гораздо больше, – констатирует доцент кафедры детской неврологии Казанской медицинской академии и врач-консультант детской больницы №8 Марина Белоусова.

Главную причину того, что дети, которым по возрасту уже положено говорить, не говорят, невролог видит в гаджетах.

– Раньше не было такого, чтобы ребенок на первом году жизни мог развлекать себя сам, свайпая картинки и видео в телефоне. А сейчас мамы очень гордятся тем, что ребенок еще не говорит, но ролик на «Ютьюбе» найти может. Проблема в том, что сами молодые родители сейчас мало разговаривают и много времени проводят с телефонами.

Второй год жизни ребенка –  это то время, когда надо максимально вкладываться в речь, чтобы у ребенка включилась эта функция. Но в современной семье нет такого речевого потока описательного характера, когда взрослые, общаясь с ребенком,  подробно комментируют каждое бытовое действие. «А где у нас сандалики? Ой, какие красивые, давай наденем. Вот это на какую ножку? На правую». И так далее. Мы должны описывать мир, делать его для ребенка интересным и наполненным деталями, даже, если вам кажется, что вы выглядите при этом глупо.

Если родительская речь будет приоритетной, без отвлекающих факторов типа телевизора, ребенок начинает к ней прислушиваться, запоминать и повторять – так формируются правильные нейронные связи. Ребенок должен бегать, смотреть, изучать этот мир, вовлекаться в быт и занятия по дому. Мама моет посуду – пусть поможет. Но нередко родители как рассуждают: он все разольет, рассыплет, испачкает, я лучше сама помою, а ребенок пока пусть посидит с моим телефоном, мультики посмотрит.

– Я сама молодая мама. Знаю, что многим родителям нравится, что ребенок повторяет фразы из мультиков. Кстати, сколько времени можно смотреть мультики?

– Обычно ребенок повторяет фразу из мультиков как попугай, не понимая смысла произносимого текста. Поэтому ничего хорошего в этом нет. Для меня это показатель того, что, возможно, персонаж в мультике говорит «вкуснее», интонированнее, забавнее, чем мама с папой, и ребенок имитирует его. А, возможно, гаджет просто «разговаривает» с ребенком больше,  чем родители. Минут 30 в день мультик ребенку смотреть можно. Но лучше вместе с родителями, чтобы потом обсудить увиденное, а не просто зафиксировать ребенка с гаджетом.

Слышала версию, что дети не спешат учиться разговаривать, потому что у них нет стимула: они получают все по первому писку. Дескать, на, держи, только не плачь.

– Это, безусловно, тоже влияет. Для того, чтобы речевая функция включилась, ребенок должен понять, что без слов он не сможет получить желаемое, рассказать о своей потребности, привлечь и задержать на себе внимание родителей. Я, кстати, столкнулась с тем, что дети с родителями могут говорить на непонятном «китайском» языке, но, если им надо включить «Алису», то они постараются произнести команду максимально четко, чтобы девайс ее распознал. 

«СПОХВАТЫВАЮТСЯ, КОГДА РЕБЕНКУ УЖЕ ЛЕТ ПЯТЬ» 

– Часто слышу от молодых мам, чьи дети не говорят, что-то вроде: «У нас папа тоже заговорил поздно, и ничего, просто сын в отца пошел». Когда родителям стоит начинать бить тревогу, если ребенок молчит?

– То, что папа ребенка заговорил позднее, чем надо, но в итоге речь у него развилась хорошо, не означает, что и у ребенка будет все нормально. Возможно, он заговорит еще позднее и не так успешно, как папа. В норме считается, что к году ребенок должен произносить хотя бы восемь, а лучше десять упрощенных слов. То есть, это может быть не «мама», а «ма». Но по смыслу оно должно означать маму. Слоги, слова должны быть персонифицированными или предметно ориентированными. Важно, насколько ребенок в год-полтора понимает речь – показывает ли глазки, носик, игрушку на вашу просьбу, машет ли ручкой в ответ. То есть важно его включение в коммуникацию.

Если этого нет, если ребенок игнорирует приглашение родителей к общению, к совместной игре, к визуальному контакту, надо идти к педиатру или неврологу. Потому что это может быть сигналом о расстройстве аутистического спектра или о нарушении слуха. Золотой стандарт при выставлении диагноза «аутизм», чтобы можно было откорректировать его проявления – полтора года. К сожалению, чаще родители спохватываются, когда ребенку уже лет пять, – помочь таким детям сложнее.

Еще одна беда современных родителей, по словам Марины Белоусовой, в том, что они ожидают получить от врача волшебную таблетку для речи. Но ее нет.

–  У многих родителей сейчас огромная тяга к самолечению, они дают детям высокие дозы витаминов, БАДов, пробуют сомнительные детокс-процедуры, полагая, что таким образом они «вкладываются» в речь ребенка. Но речь – это процесс, на который мы в меньшей степени можем повлиять таблетками. Все, что требуется в плане медикаментозной коррекции, сделают врачи в стационаре. Но госпитализация длится недолго: две-три недели. К тому же чаще  всего причина «неговорения» не в неврологии. Тогда бы все детки у нас заговаривали при выписке. Поэтому после больницы впереди у семьи – долгие занятия по развитию крупной, мелкой моторики, сенсорики, занятия с логопедом, нейропсихологом.

«ВСЕ ЭТИ БАЙКИ ПРО СЫНА СОСЕДА – ГЛУПОСТЬ ВЕЛИКАЯ!»

В свою очередь главный внештатный специалист по логопедии Минздрава РТ, логопед амбулаторно-поликлинического отделения Республиканской клинической психиатрической больницы  им. Бехтерева Вероника Остудина  предупредила, что задержка развития речи у ребенка, если на нее вовремя не обратить внимания и не принять меры, может повлечь за собой задержку развития интеллекта.

–  Нас настораживает то, что растет число малышей с интеллектуальной недостаточностью. И одно дело, если она врожденная, но ведь обидно, что чаще это вторичная форма, которая возникает на фоне отсутствия речи. Я логопедом с 1990 года работаю, и первого ребенка с аутизмом увидела в 2000 году, тогда они были редкостью. А сейчас детей с подозрением на расстройства аутистического спектра мы видим ежедневно.

Пять лет назад я собирала статистику: если в 2016 году из обратившихся к нам детей до пяти лет было 3,9 тыс.  малышей с речевыми патологиями, то в 2018-м их стало почти 6,3 тысячи. И большая проблема в том, что родители обращаются с жалобами, что ребенок не разговаривает, очень поздно, и в 5, и даже в 7 лет, когда уже время упущено, –  посетовала логопед. – В два года ребенок должен уметь произносить не только слова, но и простые фраза – «мама, дай», «папа, иди». А у многих к этому возрасту и слов-то нет.

Все эти байки про сына соседа, который до пяти лет молчал, а потом заговорил так, что не остановишь, я уже слышать не могу. Глупость великая! Если ребенок до пяти-шести лет не заговорил, он уже не дойдет до речевой нормы, его интеллект пострадает. Поэтому задача родителя вовремя привести ребенка к специалисту.

Правда, с этим есть проблема. Дело в том, что по действующем до сих пор приказу Минздрава РФ от 1998 года полагается один логопед на 10 тыс. детского населения и 100 тыс. взрослого. Соответственно, ставка логопеда есть далеко не во всех райцентрах республики, а ездить на занятия в Казань за 200-400 км под силу не каждому.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще