Уже с 23:00, за полчаса до начала службы, собор был практически полон. Верующие заказывали требы, ставили свечи, вставали в очередь, чтобы приложиться к иконе Казанской Божией Материи. По всему храму стояли, укрепленные в зеленых горшочках сосны. Кстати, ель – один из символов Рождества. Нарядную, сверкающую разноцветными огоньками елку поставили и у стен собора рядом с Рождественским вертепом, символизирующим ясли, где родился Христов. Вертеп – еще один неизменный символ Рождества Христова.
Есть предание, что, когда Христос родился, то деревья понесли ему подарки – свои плоды, и только ель боялась приблизиться к Спасителю, чтобы не уколоть его. Он пожалел елку и украсил игрушками и сладостями. Рождественскую ель принято украшать конфетами и фруктами, символизирующими дары, которые принесли Христу после его рождения.
Сначала Рождественскую ель прикрепляли к потолку. Так она символизировала лестницу с небес, по которой Господь спустился к нам на землю.
После чтения часов – специальных коротких богослужений, в полночь, открылись Царские врата, и к верующим вышел митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Перед началом причастия он зачитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Он обратился к истории праздника, который мы сейчас празднуем пышно и торжественно. Но тогда величайшее в истории событие совершилось скромно и внешне неприметно: «Спал Вифлеем, спал Иерусалим, спала вся Иудея. Господь Вседержитель, Царь царей и Владыка вселенной явился миру не под торжественные звуки трубного гласа и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры».
«По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в ом, чтобы мы любили друг друга. Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого, прежде всего, необходимо открыть и отдать свое сердце Богу», – говорится в Рождественском послании Патриарха.
В своем поздравлении митрополит Кирилл также обратился к теме любви к ближнему. Он начал свое обращение с того, насколько неестественно то, что люди ненавидят друг друга и проливают кровь: «Мы наконец-то почувствовали настоящую зиму. Изменения в климате, когда вдруг не стало настоящей зимы и настоящего лета, казались неестественными. Точно так же неестественно, когда человек продолжает ненавидеть человека, а именно это мы сегодня наблюдаем».
Митрополит призвал православных стремиться к настоящей, подлинной жизни. Смирению и кротости, участию в таинствах, чтобы не отягощать душу тяжестью грехов.
«Мы все должники пред Богом. Кажется, что этот долг отдать просто, надо лишь взять и изменить свою жизнь. Но даже для того, чтобы сделать один шаг к изменению, к покаянию, нужны гигантские усилия воли. А у нас воля слабая. Человеку легче закрыть глаза и не думать ни о чем божественном: так проще прожигать свою жизнь, заглушив голос совести, чтобы она нас не тревожила», – сказал митрополит Кирилл.
В заключение он пожелал всем почувствовать Божественное тепло, которое идет из Вифлеема и из каждого храма, чтобы это тепло согрело наши ожесточенные холодные души и зажгло в них маленькую лампаду верности, любви и благодарности Господу.
Частичку этого тепла уносил каждый, кто выходил из собора после причастия, приложившись к кресту, поздравляя друг друга с праздником. У выхода каждый получил в подарок мандарин, а дети – имбирные пряники.
«Можно идти колядовать”, – сказал напоследок митрополит. Ведь с этого дня и до Крещения проходят Святки, В это время на Руси было принято колядовать: люди собирались в группы, приходили в дома и пели, чтобы взамен получить сладкое угощение.
Божественная литургия завершилась, их храмов по всему городу выходили люди, улыбающиеся, умиротворенные, с осознанием того, что Господь рядом с ними. Именно это благостное состояние всеобъемлющей любви, которое быстро рассеивается в суете бытовых проблем, советуют вспоминать, когда сердце наполняется злостью, раздражением, обидой.
Но не у всех в эту торжественную ночь на душе был праздник. Едущие со службы казанцы объезжали раскуроченные машины на месте страшной аварии в центре города, которая по иронии судьбы случилась как раз напротив храма в честь святой великомученицы Варвары. Именно ей молятся о том, чтобы не погибнуть в ДТП или во время операции под наркозом, словом, внезапно, без покаяния. Еще одно напоминание о том. что жизнь может оборваться или измениться неожиданно, а мы так и не успеем сделать этот шаг к изменению и покаянию.