Министр финансов Татарстана: «Риск секвестра отсутствует»

Фото: портал Правительства РТ

29 октября состоялось очередное совещание финансовых, казначейских и налоговых органов Татарстана. Министр финансов республики Радик Гайзатуллин рассказал «РТ» о ключевых аспектах исполнения бюджета республики за 9 месяцев 2024 года, о планах и вызовах на последующие три года, а также о том, как регион справляется с задачами по мобилизации налоговых поступлений и расходованию бюджетных средств.

Министр финансов Татарстана: «Риск секвестра отсутствует»

– Радик Рауфович, какова ситуация с налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет Республики Татарстан по итогам 9 месяцев 2024 года, каковы основные вызовы и перспективы в этой области?

– Исполнение доходной части бюджета за данный период продемонстрировало ряд положительных моментов. Во-первых, общий объем налоговых и неналоговых доходов составил 383 миллиардов рублей, что позволило Татарстану занять шестую позицию среди субъектов Российской Федерации и лидерскую позицию в Приволжском федеральном округе. Это свидетельствует о высокой эффективности управления финансами и устойчивости региональной экономики.

Во-вторых, положительная динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) указывает на рост доходов населения. Большинство муниципальных образований республики показали рост по этому налогу, что говорит о благоприятных экономических условиях в регионе.

Среди основных вызовов – снижение поступлений по налогу на прибыль у ряда предприятий, что может привести к снижению общего объема налоговых доходов до конца 2024 года. Кроме того, важным направлением остается работа по сокращению задолженностей по отдельным видам налогов с целью повышения эффективности исполнения бюджета.

Перспективы также заключаются в стабильном росте других налогов и сборов. Положительная динамика мобилизации земельного налога создает основу для дальнейшего укрепления местных бюджетов. В целом, несмотря на имеющиеся трудности, консолидированный бюджет Татарстана демонстрирует устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям.

– Какими успехами отмечено исполнение расходной части бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев 2024 года?

– Исполнение расходной части бюджета за 9 месяцев показало высокую степень финансовой дисциплины и эффективного распределения средств. Расходы консолидированного бюджета составили 358 миллиардов рублей, что позволило полностью и своевременно выплачивать заработную плату с начислениями, а также обеспечивать финансирование запланированных расходов на всех уровнях бюджета.

Особого внимания заслуживает выполнение майских указов Президента России по заработной плате. В рамках этой работы удалось достичь соблюдения установленных параметров заработной платы для отдельных категорий работников бюджетной сферы, опираясь на среднюю заработную плату в республике. Важно отметить, что определенную роль в достижении этих показателей сыграли поступления от внебюджетной деятельности учреждений социальной сферы. Доходы от оказания платных услуг составили 11,3 миллиарда рублей для республиканских учреждений и 3,8 миллиарда рублей для муниципальных учреждений. Большая часть этих средств была направлена на выплату заработной платы, что свидетельствует об устойчивом положении бюджета и возможности эффективно использовать дополнительные ресурсы.

– В этом году законопроект о бюджете республики на 2025–2027 годы был принят в первом чтении на заседании Госсовета уже 9 октября. Какие ключевые изменения ожидаются в бюджете Республики Татарстан на 2025 год и как они повлияют на доходы и расходы?

– Бюджет на 2025 год имеет несколько особенностей, связанных с изменениями федерального бюджетного и налогового законодательства. Основное внимание уделяется таким статьям доходов, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и упрощенная система налогообложения.

Пожалуй, наибольший общественный резонанс вызвали поправки в главу НДФЛ. Однако стоит отметить, что внедрение прогрессивной шкалы НДФЛ не приведет к увеличению поступлений в региональный бюджет, поскольку весь прирост будет направлен в федеральный бюджет. Это означает, что регион столкнется с определенными потерями в доходах, что усложнит исполнение бюджета.

Кроме того, прогнозируется, что одним из ключевых вызовов станет мобилизация налога на прибыль. Этот налог традиционно занимает ведущие позиции по объемам поступлений, но в условиях текущей экономической ситуации возможны колебания. Прогнозируемый объем поступлений по налогу на прибыль составляет 128 миллиардов рублей.

Другой важный аспект – рост поступлений от НДФЛ. Ожидается, что этот налог станет основным источником доходов регионального бюджета, достигнув доли в 38 процентов от общего объема доходов. При этом важно учитывать обратную зависимость между ростом фонда оплаты труда и снижением доходов от налога на прибыль.

Что касается расходов, их рост обусловлен увеличением минимального размера оплаты труда, а также снижением уровня софинансирования федеральных программ и национальных проектов из федерального бюджета для регионов-доноров. Эти факторы приводят к тому, что бюджет становится более тяжелым для исполнения, особенно с учетом изменения федерального законодательства. Ожидаемое ежегодное годовое утяжеление бюджета в ближайшие 3 года составит в среднем 10 миллиардов рублей.

– Какие приоритеты заложены в расходной части бюджета Республики Татарстан на ближайшую трехлетку и как они отражают социальную направленность бюджета?

– Расходная часть бюджета республики формируется с учетом федеральных макроэкономических показателей и направлена на обеспечение финансирования всех необходимых расходных обязательств. Одним из главных приоритетов остается социальная сфера, включая образование, культуру, здравоохранение, обеспечение занятости населения и социальная защита, поддержка молодежи и малое предпринимательство. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения.

На ближайшие 3 года запланировано строительство новых социальных объектов. Это школы, детские сады, больницы и спортивные площадки. Также предусмотрено проведение реконструкции и капитального ремонта существующих объектов, в том числе коммунальных сетей, парков, скверов и детских лагерей.

Ежегодно предусматривается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, что свидетельствует о социальной ориентированности бюджета.

– Есть ли риск секвестра бюджетных программ из-за дефицита бюджета на 2025 год?

– Риск секвестра программ из-за дефицита бюджета отсутствует. Дефицит бюджета на 2025 год в размере 13,5 миллиарда рублей полностью обеспечен источниками финансирования. Более того, мы ожидаем, что по итогам исполнения бюджета за текущий год доходы превысят расходы на сумму запланированного дефицита или даже больше. Наша цель – решить данную задачу в оставшиеся время текущего года, и я уверен, что мы успешно справимся с этим.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще