О форме и сути молодежного движения: от прошлого – к настоящему
В нынешнем октябре свой вековой юбилей могла бы отметить самая массовая в истории страны молодежная организация – комсомол. Давно уже нет СССР, никто не строит коммунизм, но вот о Коммунистическом союзе молодежи множество наших сограждан сохранили самые теплые воспоминания.
О причинах такого парадокса и о том, какие идеалы прошлого надо перенести в настоящее, мы беседуем с Михаилом Черепановым – заведующим Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Национального музея РТ, председателем ассоциации «Клуб воинской славы», одним из создателей республиканской Книги Памяти и участником десятков экспедиций по розыску останков бойцов, погибших в годы войны.
– В комсомоле я с мая 1975-го, причем сразу был выбран комсоргом класса, – рассказывает Михаил Валерьевич. – Через год меня избрали секретарем комитета школы. Еще через два получил знак ЦК ВЛКСМ с почетной грамотой. На комсомольской работе я был до 1987 года, так что есть о чем вспомнить.
– Сегодня в определенных кругах принято вспоминать исключительно аппаратные игры, подковерные интриги и некие злоупотребления комсомольских функционеров. Но ведь не этим же «цепляла» организация обычных людей! В чем секрет ностальгии миллионов?
– Я думаю, дело в наших принципах, которые закладывались с детства. Вспомните, что такое «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Ребятишки там чем занимались? Они защищали соседей – одиноких бабушек, семьи военнослужащих, младших, женщин, девчонок – от воров, бандитов и хулиганов. Инстинкт защитника воспитывался уже на уровне двора. Но не по принципу гопников, когда в нашем дворе – «свои», а в другом – «чужие», а с точностью до наоборот.
Началось все в августе 1981-го, когда мы поехали в Долину смерти, прочитав книжку «По следам поэта-героя». Автор написал, что с помощью проводника побывал на месте, где Муса Джалиль попал в плен. О непогребенных останках – ни слова! В СССР такого не может быть! А мы увидели, что вот они, косточки-то, лежат
– Формы работы сейчас пытаются вернуть. Вот, скажем, «Юнармия» появилась. Что вы об этом думаете?
– Форму, в прямом и переносном смысле, юнармейцам дали, а вот содержание еще нужно совершенствовать. Ходят ребята строем, изучают уставы, разборка-сборка автомата – за 45 секунд. Молодцы! Но это все-таки не комсомол – это подготовка к армии. Начинаешь спрашивать подростка: а ради чего все это? Вот ты знаешь хотя бы, против кого ты будешь воевать, за кого ты будешь воевать, кого защищать будешь? Полный ступор. Потом: буду выполнять приказ. Любой приказ? Но где гарантия, что тобой будут командовать порядочные люди?
– Очевидно, все по-разному понимают патриотизм. Чему должны учить современные молодежные организации?
– Конечно же, любить землю, где ты живешь и где ты родился. Но понимать при этом, что Родина – это не только чиновники, которые вчера, сегодня или завтра будут у власти. Воспитывать патриотизм надо на конкретных, привлекательных для молодежи примерах.
Недавно мы выпустили книгу «Герои Казани», в которую вошли материалы о георгиевских кавалерах, героях Советского Союза, России, полных кавалерах ордена Славы и, что очень важно, героях труда. Задача этой книги какая? Убедить молодого человека, в частности, в том, что патриот не обязательно должен носить военную форму, что героем можно и нужно стать, не только убивая себе подобных… Нас комсомол учил ценить прежде всего добрые отношения с соседями – любой национальности, любой государственной принадлежности. У нас были клубы интернациональной дружбы. Приезжали и афганцы, и кубинцы, и немцы, я уж не говорю про студентов разных университетов.
А сегодня телевизор включи – где у нас друзья, в какой стране? Даже в семье каждый сам за себя. Как жить, если вокруг одни враги? На экране мы в состоянии перманентной войны!
– В нашей республике вас сегодня знают как человека, который как раз пытается вывести страну из такого состояния. В контексте суворовской фразы: война не окончена, пока не предан земле последний погибший солдат. Дело жизни – тоже родом из комсомола?
– Как и многие мои однокашники, я был уверен, что, помимо учебы, должен заниматься каким-то конкретным интересным делом. Пробовал себя в спорте, сплавлялся на байдарках с ребятами, играл в студенческом театре… А на третьем курсе в 1980 году пришел в «Снежный десант», объединивший самые разные формы работы: можно быть и путешественником, и спортсменом-лыжником, и гитаристом, и лектором, и ученым, буквально собирающим по крупицам историю. Журналистом – тем более. И эта форма – реальный комсомол того времени.
Нас комсомол учил ценить прежде всего добрые отношения с соседями – любой национальности, любой государственной принадлежности. У нас были клубы интернациональной дружбы. Приезжали и афганцы, и кубинцы, и немцы, я уж не говорю про студентов разных университетов. А сегодня телевизор включи – где у нас друзья, в какой стране? Даже в семье каждый сам за себя
– Официально вас отправляли в зимний «Снежный десант», а вы организовали летние поисковые экспедиции, раскопав неутешительную правду. Разве это не противоречило «генеральной линии»?
– Противоречило точке зрения тех, кто делал вид, что проблемы не существует. А началось все в августе 1981-го, когда мы поехали в Долину смерти, прочитав книжку «По следам поэта-героя». Автор написал, что с помощью проводника побывал на месте, где Муса Джалиль попал в плен. О непогребенных останках – ни слова! В СССР такого не может быть! А мы увидели, что вот они, косточки-то, лежат.
Оказалось, что в стране, уже отметившей к тому времени 40-летие Победы, непохороненные солдаты есть везде, где шли бои, даже под Москвой. Уже тогда было понятно: речь идет о сотнях тысяч бойцов! И получается, что мы их как будто предали, предали их светлую память, их родных. Ведь родственникам «пропавших без вести» советовали помалкивать, а то, дескать, мало ли что окажется на поверку… За то, что я открыто об этом заговорил, в 1987 году на меня, как на клеветника и очернителя, обещал подать в суд сам министр обороны Язов!
– Прежде это могло закончиться печально, и комсомольские заслуги, наверное, не помогли бы.
– Но тогда мы все же нашли поддержку. И 9 мая 1988 года мне дали возможность обратиться ко всей стране со страниц «Комсомольской правды» в материале под названием «Имя твое неизвестно?..». Конечно, во все времена безопаснее молчать, выполняя, так сказать, приказ сверху. Но нельзя выполнять приказ, который идет в ущерб моей стране. Не должны мы мириться с теми, кто хочет лишить нас памяти.
Давайте попробуем хотя бы школьников научить думать о своих родных, защищать ближнего своего, дружить хотя бы с соседним классом – необязательно с ним драться на «Зарнице» или расстреливать в пейнтболе
– При царе частью государственной машины была церковь, и все вроде были верующими, но почему-то случилась революция. Комсомол, в котором состояло подавляющее большинство молодых людей, тоже не смог предотвратить развал огромной страны…
– Выхолащивание сути, подмена понятий во все времена были проблемой. Сегодня всю молодежь опять пытаются собрать в некую организацию. Но у нее должны быть четкие, всем понятные нравственные принципы, работающие во благо страны! Общественные объединения, создаваемые без должной идеологической основы, без авторитетного лидера с незапятнанной репутацией, могут привести нас в брежневские времена в худшем их понимании.
Поэтому давайте все-таки вернем в эти формы «комсомольское» содержание. Я не предлагаю строить коммунизм. Но давайте попробуем хотя бы школьников научить думать о своих родных, защищать ближнего своего, дружить хотя бы с соседним классом – необязательно с ним драться на «Зарнице» или расстреливать в пейнтболе. Человека надо воспитывать, чтобы хотя бы в молодости он думал не только о своем кошельке.