Резкий рост числа ДТП с участием диких животных произошел в Татарстане. Самой резонансной стала авария, в которой пострадали беременная женщина и двое детей, при этом сбитый лось погиб. Как показала практика, водители не обращают внимания на дорожные знаки, предупреждающие о том, что на дороге могут появиться лесные обитатели. Поэтому в целях профилактики аварий воздействовать будут не на людей, а на лосей.
МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
Количество ДТП с участием лесных животных за последние пять лет увеличилось в республике в 3,5 раза (в минувшем году на дорогах погибло 206 лосей, косуль и кабанов). Оно и понятно: количество автомобилей продолжает расти, дорожная сеть развивается, появляется все больше скоростных трасс. По данным Госкомитета РТ по биоресурсам, увеличилось и количество самих диких животных – за те же пять лет лосей и косуль стало больше в два раза.
Лишь за один день 10 июля в республике произошло сразу три аварии с участием лесных обитателей. Первая случилась на 141-м километре трассы Казань – Оренбург. Водитель грузовика не выбрал безопасную скорость и сбил выбежавшего на проезжую часть лося. Удар отбросил животное на встречную полосу, где на него тут же наехал легковой автомобиль, который в свою очередь после столкновения вылетел в кювет. В результате травмы получили пассажиры легковушки – 28-летняя беременная женщина и двое детей шести и восьми лет. Сотрудники ГИБДД отмечают, что детей спасли от гибели удерживающие кресла. Сбитый лось в аварии не выжил.
В тот же день на той же трассе был насмерть сбит еще один лось, а на автодороге Зеленодольск – Волжск – косуля. Животные в авариях погибли, люди не пострадали, легковые машины получили серьезные повреждения.
Также в июле лоси и косули погибли при столкновениях с автомобилями на трассе М-5 Москва – Челябинск, на дорогах Базарные Матаки – Болгар, Казань – Шемордан, у деревни Шинар Сабинского района.
В июне три молодых лося были сбиты насмерть в ДТП на трассе Казань – Йошкар-Ола, у села Старое Шигалеево Пестречинского района и в Чистопольском районе. А у села Куркачи Высокогорского района и на трассе М-7 в Елабужском районе жертвами дорожных аварий стали кабан и косуля.
ЗНАКИ НЕ ПОМОГАЮТ
– У нас в республике нет больших сплошных лесных массивов, поэтому животные переходят с места на место, ищут, где лучше. Водителям надо иметь это в виду, быть внимательнее и не игнорировать дорожные знаки, предупреждающие о возможном выходе на дорогу диких животных. Они ведь не зря стоят на определенных участках, – отмечает начальник Управления охраны животного и растительного мира Госкомитета РТ по биоресурсам Ринат Чиспияков.
Сейчас на дорогах республики установлено 286 таких знаков. Однако в Госкомитете сетуют, что водители не обращают на них должного внимания и не снижают скорость до безопасной, чтобы в случае чего успеть затормозить. Не прислушиваются автомобилисты и к призывам не ездить по трассам по ночам и в сумерках. Не пугают их и штрафы, вернее, компенсации за ущерб природе, установленные Минприроды РФ. Например, такса за сбитого лося составляет 80 тыс. рублей, благородного оленя – 60 тыс., кабана – 30 тыс., медведя – 60 тыс. рублей. Но зачастую виновники аварий, в которых погибли животные, просто скрываются с мест ДТП.
ЭКОДУКИ – СЛИШКОМ ДОРОГО
Поскольку дорожные знаки и предупреждения по радио для водителей оказались недостаточно эффективными, в Госкомитете РТ по биоресурсам возлагают надежды на альтернативные методы – надземные и подземные переходы для животных на трассах и акустические отпугиватели. Например, на скоростной трассе М-12 в Татарстане для зверей предусмотрены семь тоннелей и три надземных ландшафтных моста-экодука. Экодук – это мост с удобными пологими спусками, который покрыт не асфальтом, а растительностью и является как бы продолжением лесного ландшафта. Однако экодуки – удовольствие дорогое и над всеми трассами их не поставишь. Хотя, к примеру, в маленьких Нидерландах более 600 эстакад для диких животных.
По итогам состоявшегося на минувшей неделе совещания представителей республиканского Миндортранса и Госкомитета РТ по биоресурсам в Татарстане решили делать ставку на более доступные акустические отпугиватели. Такие устройства издают ультразвук, который действует раздражающе на органы слуха животных, поэтому они стремятся покинуть территорию, где испытывают дискомфорт. Сейчас первый акустический отпугиватель, разработанный в республике, проходит испытания на участке автодороги Нижнекамск – Набережные Челны. Если он покажет свою эффективность, животных начнут пугать звуком на трассах по всему Татарстану.