В Татарстане стремительно развивается электронная торговля, однако без проблем в этой сфере не обходится
В среднестатистическом муниципальном районе республики у определённого товара, изготовленного предпринимателем, примерно десять тысяч потенциальных покупателей. Если этот представитель бизнеса выйдет с данным изделием на регион – Татарстан, то количество возможных приобретателей увеличится до четырёх миллионов. На Россию – до 57 млн человек, СНГ – до 90 млн. А если удастся пробиться на международный рынок, то этот же самый продукт теоретически могут купить до двух миллиардов граждан.
Такую статистику привёл Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей – помощник Президента Татарстана Фарид Абдулганиев на брифинге в Доме Правительства. «И наша задача – с помощью электронной торговли довести татарстанского представителя малого и среднего бизнеса до двух миллиардов покупателей», – смело заявил омбудсмен.
ПАНДЕМИЯ УСКОРИЛА РОСТ E-COMMERCE
Современная экономика во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятых. Более трети занятого населения республики работает у субъектов МСП, на сегодня это свыше 696 тысяч человек.
– Основной целью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение численности занятых в сфере МСП. К 2024 году этот показатель в Татарстане должен достичь 730,6 тысячи человек, – говорит первый заместитель министра экономики – директор Департамента развития предпринимательства и конкуренции РТ Рустем Сибгатуллин. – Сегодня всё более явно возрастает роль электронных каналов продаж. Развитие направления e-commerce – мировой тренд и одно из приоритетных направлений для республики.
По словам спикера, именно пандемия значительно ускорила темпы цифровизации и стала толчком к обеспечению населения доступом к товарам и услугам в онлайн-формате. Результаты исследований Data Insight (первого в России агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции) по итогам 2020 года демонстрируют, что Россия вошла в топ-10 стран, лидирующих по объёмам онлайн-продаж, и показала один из самых высоких темпов роста e-сom в мире – на 58 процентов.
– Начиная с 2020 года электронная коммерция активно развивается и в Татарстане. Рост продаж товаров через интернет, по данным Росстата, в 2020 году составил 93 процента, за первую половину текущего года – почти 38 процентов, – констатировал Рустем Сибгатуллин. – Пять ведущих электронных магазинов (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», KazanExpress и eBay) информируют, что число наших представителей МСП на этих площадках за восемь месяцев 2021 года по сравнению с концом 2020 года увеличилось в четыре раза и достигло 12 573.
Если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17 процентов от всех отправлений в Приволжском федеральном округе и 0,89 процента в целом по России, то по результатам восьми месяцев 2021 года эти показатели повысились до 24,8 процента и 2 процентов соответственно. При этом товарооборот татарстанских продавцов за первое полугодие вырос в пять раз и достиг 18,51 млрд рублей.
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРЕПЯТСТВИЯ
Главное преимущество электронной торговли для бизнеса – расширение географии продаж, привлечение дополнительных клиентов, в том числе зарубежных. Для потребителей – круглосуточная работа магазина, конкурентные цены.
В то же время, как признался первый заместитель министра, предприниматели сталкиваются и со сложностями при выходе на маркетплейсы, в первую очередь с отсутствием опыта электронных продаж.
– Руководство Татарстана принимает необходимые меры, чтобы электронная торговля стала неотъемлемой частью экономики, – утверждает Рустем Сибгатуллин. – В соответствии с распоряжением Президента Рустама Минниханова в декабре 2020 года создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в регионе, по каналам электронной торговли во главе с Фаридом Абдулганиевым. В марте 2021 года с этой целью начал работу Центр электронной торговли (ЦЭТ). Также для оказания комплексной поддержки татарстанским предпринимателям разработан план мероприятий по развитию электронной торговли в республике до 2022 года. И в настоящее время готовится программа на последующие годы.
Главное преимущество электронной торговли для бизнеса – расширение географии продаж, привлечение дополнительных клиентов, в том числе зарубежных. Для потребителей – круглосуточная работа магазина, конкурентные цены
Планом, в частности, для предпринимателей предусмотрены услуги по размещению и продвижению на электронных торговых площадках, специальные кредитные и микрофинансовые продукты.
– Образовательная поддержка также является одним из приоритетных блоков плана, – рассказывает спикер. – Для эффективной работы с маркетплейсами планируется оказывать услугу по повышению квалификации сотрудников, в том числе по обучению специалистов новой профессии – аккаунт-менеджера. Тренеры Фонда поддержки предпринимательства совместно с крупнейшими площадками e-commerce проводят образовательные вебинары по размещению и реализации продукции в интернет-пространстве.
ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ
Помимо того, Центр поддержки экспорта РТ помогает размещать продукцию предпринимателей на международных маркетплейсах.
– Один из успешных примеров – татарстанское предприятие по производству автоаксессуаров под брендом «Кобра-тюнинг», которое вышло на международный торговый маркетплейс eBay (США), – дополняет Рустем Сибгатуллин. – На данный момент компания совершила более двухсот поставок в такие страны, как США, Австралия, Великобритания, Израиль, Италия, Канада, Латвия, Мальта, Нидерланды, Норвегия и Португалия.
На территории республики уже запущены в работу распределительные центры Ozon, Wildberries. И выбор Татарстана крупнейшими игроками российского рынка электронной торговли продиктован прежде всего правильным курсом республики на развитие e-сom, инвестиционной привлекательностью региона, удобным географическим положением. Эти преимущества стимулировали развитие татарстанской торговой площадки KazanExpress, действующего резидента особой экономической зоны «Иннополис».
ВРЕМЕНИ ОСТАЛОСЬ МАЛО
– Как предупреждают эксперты, при сегодняшних темпах роста электронной торговли у предпринимателей есть не более двух-трёх лет, чтобы начать продажи через интернет и занять в нём достойную нишу, иначе потом там возникнет критическая конкуренция за покупателя, – считает бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев.
По его словам, отправной точкой для более тесного взаимодействия с маркетплейсами стала встреча Президента РТ с предпринимателями в ноябре прошлого года, когда один из них пожаловался, что очень сложно выйти на зарубежные электронные рынки – у него ушло два года, чтобы преодолеть бюрократическую систему и сделать это. К слову, сам бизнесмен производит в Кукморе валенки и продаёт их в южные страны – Мальту и Объединённые Арабские Эмираты, что само по себе удивительно. Тогда глава республики дал поручение сформировать соответствующую рабочую группу, чтобы упростить способы выхода на маркетплейсы и помочь субъектам МСП решать эту проблему.
Помощник Президента РТ особо отметил, что с 1 марта, когда заработал Центр электронной торговли, при непосредственной помощи этой структуры около 2500 татарстанских предпринимателей были выведены на маркетплейсы и уже успешно торгуют в этих магазинах.
– Мы должны выйти в лидеры по количеству качественных складских помещений. А это не только привлечение многомиллиардных инвестиций в экономику Татарстана. Лишь два логоцентра – Wildberries и Ozon в Зеленодольске – создали около семи тысяч рабочих мест, – подчёркивает Фарид Абдулганиев.
БЕЗ ОНЛАЙНА НЕВОЗМОЖНО РАСТИ
Председатель экспертного совета ЦЭТ, основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон замечает, что, несмотря на заявленные успехи, мы уже опоздали с развитием рынка e-commerce.
– Те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн в ближайшие три – пять лет, не смогут расти, потому что традиционные каналы сбыта и офлайн-торговли в России сокращаются ежегодно на четыре-пять процентов по всем отраслям. А если взять такую сферу, как одежда, то падение превышает тридцать процентов. Закрываются рынки, пустуют торговые павильоны, потому что покупатели уходят в онлайн. Поэтому наша основная задача – сформировать новую стратегию успешного предпринимательства, которая заключается в том, чтобы проникнуть во все возможные каналы электронной торговли или реализовать свои каналы, – уверена Юлиана Гордон.
Она считает, что помимо вхождения субъектов МСП в крупные маркетплейсы, нужно самим создавать и мелкие магазины. Допустим, в Европе функционируют более пятидесяти маркетплейсов, а в Китае – свыше тысячи, хотя мы знаем лишь о единицах из них. Причём, по её мнению, татарстанскому среднему бизнесу это сделать под силу. А много электронных магазинов не бывает…
На территории республики уже запущены в работу распределительные центры Ozon, Wildberries. И выбор Татарстана крупнейшими игроками российского рынка электронной торговли продиктован прежде всего правильным курсом республики на развитие e-сom, инвестиционной привлекательностью региона, удобным географическим положением
На вопросы корреспондента «РТ» о проблемах в развитии электронной торговли в Татарстане Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей ответил:
– Пока возникают сложности с доставкой продукции от производителей муниципальных районов. Казани и Зеленодольску повезло больше. У нас был случай, когда предприниматель сетовал, что изготавливает товары в Альметьевске, а ему приходится везти груз на склад в Зеленодольск. Мы обратились к крупным маркетплейсам, которые присутствуют на рынке Татарстана, чтобы они организовали пункты приёма грузов и в отдалённых муниципалитетах.
Кроме того, как признался бизнес-омбудсмен, остаётся нерешённым ряд вопросов с транспортировкой и логистикой грузов, которые съедают львиную часть маржи предпринимателей. А ещё не хватает складской недвижимости: крупные онлайн-игроки хотят войти в Татарстан, однако им вынужденно отказывают, поскольку нет свободных арендных помещений.
Также необходимо на базе ресурсных центров организовать краткосрочные курсы по подготовке узких специалистов, например портных, закройщиков и швей, острая нехватка которых уже тормозит развитие многих татарстанских компаний, продающих одежду и другие товары лёгкой промышленности на маркетплейсах. Ощущается и дефицит в кладовщиках, аккаунт-менеджерах, операторах.
Что касается проблемы появления мошеннических маркетплейсов-двойников, то Юлиана Гордон сказала так:
– Любой развивающийся сегмент рынка сопровождается появлением мошенничества и обмана. Но, во-первых, сами маркетплейсы сейчас увеличивают штат специалистов, которые следят за информационной безопасностью и нацелены на то, чтобы отлавливать двойников и «зеркала». И, во-вторых, мы ведём разъяснительную работу в части того, как отличить двойника, «зеркало», фейковую страницу от настоящего маркетплейса. Есть определённые признаки мошенничества, на которые люди должны обращать внимание…
– В завершение хочу сказать, что мы движемся в верном направлении. Но расслабляться нельзя. Сейчас формируется план мероприятий по развитию электронной торговли в РТ на 2022–2026 годы, который должен помочь тысячам наших предприятий закрепиться на быстрорастущем рынке e-сom, – резюмировал Фарид Абдулганиев.