Нынешние яицкие казаки татарский ген в своей крови не отрицают, мало того напоминают несведущим о том, что второй тост в казацком застолье поднимают за бабку Гугниху, татарку по имени Гайша, супругу атамана Гугни, которая и считается прародительницей яицких казаков.
Мы в Уральске – столице яицкого казачества. Этот город, что в Западно-Казахстанской области соседней страны, с Татарстаном соединяет множество исторических нитей.
Город расположен на Великом шелковом пути, причем на самом стыке Европы и Азии, Востока и Запада, России и Казахстана, исламской и христианской цивилизаций. Здесь особая аура. Это след, оставленный сарматами, гуннами, аланами, кипчаками, а также великими русскими, казахскими, татарскими писателями, поэтами, композиторами, музыкантами, певцами, актерами, выросшими, сформировавшимися здесь или побывавшими в этом краю. Пушкин, Шевченко, Алябьев, Державин, Крылов, Лев Толстой, Шаляпин, Шолохов, Федин, Бианки – не перечислить всех имен, чей путь так или иначе пролег через городок, что раскинулся на реке Урал, или Яик, как еще ее называют. Это поэтическая родина великого Габдуллы Тукая, родоначальника современной татарской литературы. Тут родилась и выросла Галия Кайбицкая, знаменитая татарская актриса и певица…
ПУТЬ ОТ МАЙДАНА, РОЖДЕННОГО В ТАТАРСТАНЕ
Нашу группу, в составе которой были заведующая кафедрой хорового и этнохудожественного творчества Казанского госинститута культуры и искусств, профессор Алсу Еникеева и директор издательского дома, известный фотохудожник Олег Маковский, привел сюда интернациональный культурно-просветительский проект «Алтын майдан», в котором каждый из нас на общественных началах выполняет ту или иную функцию, стараясь объединить вокруг себя людей, неравнодушных к традиционной культуре, стремящихся внести свою лепту в развитие площадки для активного межэтнического диалога. Этот майдан дружбы и мира семь лет назад родился в стенах редакции газеты «Республика Татарстан» при поддержке легенды мировой эстрады Бисера Кирова, увы, недавно ушедшего в мир иной.
Уральск расположен на Великом шелковом пути, причем на самом стыке Европы и Азии, Востока и Запада, России и Казахстана, исламской и христианской цивилизаций
Удивительно, сколько нового приносит нам ежегодно проект. Наша «Золотая площадь» и в этот раз не обошлась без таких открытий. В первом фестивале, что прошел семь лет назад у подножия Эльбруса, в Кабардино-Балкарии, принимала участие многонациональная творческая группа из Уральска.
Традицию продолжили, и очередной фестиваль, прошедший в прошлом году в Крыму, на центральной площади фестивального городка Межводное, встречал фольклорный коллектив яицких казаков «Уральцы», который возглавляла Наталья Комарова. Ее по праву можно назвать полпредом народа, волею судеб сформировавшегося на окраине Российской империи более пяти веков назад, а теперь живущего на окраине чужеземья, стараясь сохранить свою культуру, что осталась в наследство от свободолюбивых предков. А ведь начало истории яицкого казачества предания относят «в самые те времена, когда Темир-Аксак, а по Европскому названию Тамерлан, со многими татарскими войсками разныя области разорял», как писал ученый Петр Рычков в книге «Топо-графия Оренбургская»…
Потому мы охотно откликнулись на приглашение Комаровой приехать в далекий казахстанский город, чтобы принять участие в фольклорном празднике, который был посвящен сразу двум датам – 25-летию независимости Казахстана и Дню архангела Михаила, считающегося покровителем уральских казаков.
Как заметила руководитель общественного объединения «Татарский культурный центр» Флюра Миликеева, о длительности пребывания татар в рядах казачества свидетельствует и то, что Старая Татарская слобода в Яицком городке возникла, вероятно, одновременно с ним в начале XVII века
ПОСКРЕБИ КАЗАКА…
Знакомимся с местным людом и невольно примечаем, что зачастую уж больно по-татарски звучат имена казаков-христиан: Асановы, Емурановы, Ибреевы, Кабаевы, Мурзины, Шигаевы. А как вам казаки с фамилиями Аблаев, Курманов, Мансуров, Мусаев, Тангаев, Халилов, Хасанов, Хабибулин, Янборисов?
– Удивляться тому не нужно, – говорит директор общественно-культурного просветительского фонда «Музей «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин. – Фамилии наших казаков – богатейший источник для изучения не только русского, но и татарского языков, истории и культуры Западного Казахстана и ряда прилегающих территорий Российской Федерации. Яицкое казачество отличалось от других казачеств тем, что в его составе была значительная группа казаков-мусульман, в первую очередь татар, а в казачьей столице, Яицком городке (с 1775 г. – г.Уральск), и в некоторых станицах стояли войсковые мечети. В состав яицкого казачества влилось также большое количество татар, принявших христианство.
Так что первое удивление у нас прошло быстро, поскольку то и дело, прослышав о гостях из Татарстана, к нам подходили знакомиться наши соплеменники, семейные судьбы которых уже давно неотделимы от истории казаков.
– Связь татар и яицких казаков не просто очевидна, – говорит войсковой атаман Уральской (Яицкой) казачьей общины Сергей Иртикеев. – Казаки-татары фигурируют на протяжении всей истории нашего войска. Первые депутаты ко двору московского царя Михаила Федоровича – русский и татарин. Мало того, как свидетельствуют историки, один из первых яицких атаманов – Янбулат Ченбулатов, упоминание о котором относится к 1586 году, был татарином.
Как заметила руководитель общественного объединения «Татарский культурный центр» Флюра Миликеева, о длительности пребывания татар в рядах казачества свидетельствует и то, что Старая Татарская слобода в Яицком городке возникла, вероятно, одновременно с ним в начале XVII века. Казаки-татары и до той поры были не только первыми тюрками среди яицких казаков, но и одной из самых многочисленных тюркоязычных групп в составе яицкого казачества. Они служили в Уральском казачьем войске вплоть до его упразднения в 1920 году, поэтому в статистических отчетах XIX – начала XX вв. выделялись в самостоятельную этническую группу.
Яицкое казачество отличалось от других казачеств тем, что в его составе была значительная группа казаков-мусульман, в первую очередь татар, а в казачьей столице, Яицком городке (с 1775 г. – г.Уральск), и в некоторых станицах стояли войсковые мечети
Многие казаки-татары сохранили свой язык и традиционную веру – ислам. Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, относительная веротерпимость яицких казаков. На Яике издавна было принято крестить лишь плененных иноверцев. Пришедшие сюда по своей воле могли сохранить свою веру. Во-вторых, сохранению традиционного уклада жизни казаков-татар способствовало их компактное проживание. Так, в Уральске были две Татарские слободы – Старая и Новая. В пределах земли Уральского казачьего войска были казачьи населенные пункты, в которых проживали исключительно татары. Это, например, форпосты-поселки Глининский, Мустаевский, Мухорский, Мухрановский, Озерский.
Мало кто знает, что слово «казак» – тюркского происхождения. | |
Известно, что грамоты из Москвы волжским и яицким казакам направлялись на татарском языке. И пополнение казачеств в XVI–XVII веках осуществлялось в основном за счет тюркско-татарского народа. |
Подъесаул Уральского (Яицкого) казачества из поселка Переметное Максут Утепов, много лет занимающийся изысканиями по этой теме, говорит: «Немало татар, служивших в Уральском казачьем войске, оставили в истории свой след, их потомки среди нас – Мусаевы, Амировы и другие. Однако мало кто знает, что слово «казак» – тюркского происхождения. Известно, что грамоты из Москвы волжским и яицким казакам направлялись на татарском языке. И пополнение казачеств в XVI–XVII веках осуществлялось в основном за счет тюркско-татарского народа.
Казачество вышло из Золотой Орды. Но происхождение казаков много позднее было вырвано из исторического контекста. Казакам приписывали самое разнообразное происхождение, но только не тюркское. Историки советской эпохи всячески пытались обосновать, что казаки – это беглые крестьяне, которые поселились на пустовавших восточных землях и сами собой превратились в воинов…»
ПОД СЕНЬЮ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
Вот так замысловато переплетаются наши судьбы в удивительном городке, что на реке Урал. И тому еще одним подтверждением стал праздник, который включал в себя большую череду событий – от возложения цветов к памятнику духовному наставнику казачества, писателю и журналисту Никите Савичеву и литературно-фольклорного вечера «Казачьи посиделки» до грандиозного, в четыре с лишним часа, концерта, посвященного дню покровителя яицкого казачества архистратига Михаила.
Проведение приуроченных к этому дню мероприятий по возрождению и развитию казачьей культуры давно уже стало доброй традицией в Уральске. В этом году организаторами концерта стали казачья община, общественный культурно-просветительский фонд «Музей «Старый Уральскъ» и генеральное консульство Российской Федерации в городе Уральске. Руководителя нескольких популярных творческих коллективов, в том числе и полюбившихся нам «Уральцев», Наталью Комарову, на долю которой выпала непосредственная организаторская работа по подготовке и проведению концерта, прекрасно знают любители казачьей песни в России, и потому многие с удовольствием откликнулись на приглашение. Помимо ансамблей и исполнителей Западно-Казахстанской области, сюда приехали фольклорные группы из Ульяновской и Оренбургской областей России.
Многие казаки-татары сохранили свой язык и традиционную веру – ислам. Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, относительная веротерпимость яицких казаков. На Яике издавна было принято крестить лишь плененных иноверцев. Пришедшие сюда по своей воле могли сохранить свою веру. Во-вторых, сохранению традиционного уклада жизни казаков-татар способствовало их компактное проживание
Как отметил вице-консул Российской Федерации в г.Уральске Юрий Пономарев, такие фестивали способствуют дальнейшему развитию добрососедских связей между Россией и Казахстаном. «Радует и то, что мы видим, какие теплые и крепкие отношения сложились у Татарстана с Уральском, – подчеркнул вице-консул.– Мы отмечаем и динамичный вектор их развития, который на пользу каждому, кому дорог мир на нашей земле».
Заключительной точкой двух праздничных дней стал удивительный по своей эмоциональной насыщенности номер, идея которого родилась у Натальи Комаровой на нашем крымском «Алтын майдане»: погас свет, и в темноте луч света выхватывал из глубины сцены фигуры казаков. Будто одна за другой оживали старые фотографии со стен музея. И невероятной силы стихи, написанные Натальей Владимировной, сопровождавшие оживающие картинки, – о прошлом, о любви, чести, преданности, долге, проникали в самые сокровенные уголки души.
Любо, братцы, любо! Мы еще вернемся на берега Урала…