О подвижниках из глубинки, заслугах купцов-просветителей и родовых корнях Чингиза Айтматова
Словно мираж в пустыне, возникает перед путником древнее кукморское село Маскара. Здесь ещё в середине позапрошлого века были две крупные мечети и большая дворянская усадьба, принадлежавшая некогда купцам Утямышевым. В бывшем центре мануфактурного производства и сегодня каждый дом – маленький архитектурный шедевр.
По преданию, название села происходит от марийского «маскар» – «медведь». Возникло оно, по всей видимости, ещё в те времена, когда косолапый хищник был полноправным хозяином местных лесов.
В XIX веке у населённого пункта появилось второе, не менее популярное наименование – Ишманиле, то есть «Край Ишмана». Как гласит легенда, Ишман-бабай, служилый татарин, живший в середине XVII века, – основатель рода, представители которого пришли в дикие марийские места из татарского села Бурбаш, что в нынешнем Балтасинском районе. Ишман подчинил марийцев, заставив тех платить ясак. В обмен на лояльность покоритель основал в селе школу, больницу и мечеть.
Так в эти земли пришла цивилизация, за что местные жители и по сей день почитают Ишмана. Свидетельством тому – бережно сохраняемая на местном кладбище каменная плита на могиле Туктара, сына Ишман-бабая, и древняя надпись на ней, исполненная арабской вязью.
КУПЦЫ УТЯМЫШЕВЫ
На этом легенды заканчиваются и начинается история. До Октябрьской революции Маскара входила в состав Малмыжского уезда Вятской губернии. Село заметно отличалось от соседних населённых пунктов тем, что уже в конце XVIII века являлось крупным торгово-промышленным центром. С 1778 года свою продукцию здесь производили кумачная и кожевенная мануфактуры, принадлежавшие братьям Абдулле, Мухаметрахиму и Ярулле Утямышевым. В конце позапрошлого века их потомки владели медеплавильным, мыловаренным, суконным, бязекрасильным и ваточным предприятиями в Казанской и Вятской губерниях.
В начале ХХ века товарищество «Казанская мануфактура Утямышева и К» входило в число ведущих промышленных предприятий Казани. Талантливый коммерсант Исмагил Утямышев до Первой мировой войны пользовался славой монополиста на рынке мануфактурного производства всего Среднего Поволжья. Он неоднократно избирался гласным казанской городской думы, был членом Общества пособия бедным мусульманам.
Известный советский академик Рустам Утямышев вспоминал, что в 1930-е годы, когда в стране начались массовые репрессии, его мать порвала шеджере – старинную семейную реликвию в виде длинного свитка, на котором были записаны имена всех представителей рода Утямышевых. Ближе к основанию списка значилось имя последнего казанского хана Утямыша. Порывая с прошлым, пожилая женщина пыталась спасти будущее своих детей и внуков
Утямышевы слыли ещё и щедрыми благотворителями. Так, в Казани на их средства были построены мечеть Иске таш (Старый камень) и медресе «Мухаммадия». А в самой Маскаре благодаря Утямышевым были возведены обе мечети и несколько заведений общественного призрения.
ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ
Здание первой мечети в Маскаре построили ещё в 1791 году на средства Габдуллы Утямышева, умершего в 1832 году. По утверждению известного татарского просветителя Шигабутдина Марджани, он считался крупнейшим предпринимателем региона и прославился своим богатством, щедростью, любовью к религии и наукам. При мечети имелось медресе, в котором в разные времена получили духовное образование многие мусульманские священнослужители Казанской, Уфимской и Вятской губерний. Среди них, например, Габденнасыр Курсави – видный мыслитель и реформатор ислама. В конце двадцатых годов ХХ века, когда началась война с «опиумом для народа» – религией, храм был разграблен и закрыт.
Здание первой соборной мечети Маскары – памятник архитектуры республиканского значения. Оно является одним из старейших кирпичных культовых сооружений на селе в стиле раннего классицизма с элементами барокко в интерьере. Это двухэтажное здание относится к типу двухзальных мечетей с минаретом в центре крыши. Конструкция свода и декор в интерьере молельных залов оформлены аналогично тому, как это сделано в казанской мечети Марджани.
ВТОРАЯ МАХАЛЛЯ
Возникновение второго прихода в Маскаре относится к 1800 году, когда сын Габдуллы купец Муса Утямышев обратил около шестидесяти своих односельчан-удмуртов в ислам и построил для них отдельную деревянную мечеть. По сведениям все того же Шигабутдина Марджани, Муса Утямышев, получивший образование в Бухаре, был не только преуспевающим торговцем, но и талантливым учёным-геологом.
В 1871 году деревянная мечеть сгорела. Вскоре вместо неё сын Мусы Исхак Утямышев построил ныне существующее здание храма. В конце XIX века вторая махалля (приход) включала в себя более двухсот пятидесяти постоянных прихожан-мужчин.
Вторая соборная мечеть является типичным образцом деревенского культового зодчества казанских татар XIX века. Она меньше по размерам и скромнее по убранству, чем первая мечеть. Да и расположена в отдалении от центральной площади и главной мечети села. Эта мечеть представляет собой одноэтажное, на высоком подклете, прямоугольное здание с входом с торца и минаретом на крыше. Сам минарет утрачен, и кукморцы-современники полны решимости восстановить этот памятник архитектуры (впрочем, как и первую соборную мечеть) в первозданном виде.
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Есть в Маскаре ещё один замечательный исторический и архитектурный памятник – дом Утямышевых, расположенный в центре обширной усадьбы. Построен он был в 1826 году и по своим архитектурным достоинствам даже сегодня может поспорить с иным казанским особняком-ровесником. Для специалистов этот роскошный памятник жилой архитектуры в стиле эклектики с элементами татарского народного зодчества уникален в ряду сельской застройки.
В наши дни в здании расположились вспомогательные помещения местной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, существующей в Маскаре с 1944 года. Первыми обитателями этого заведения были дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. В 1956 году детдом сменил свой статус на вспомогательную школу. В кризисные 90-е годы минувшего века из интерната были выселены обитатели, а сам он почти на три года перестал функционировать.
В Маскаре сохранились удивительные по своей первозданной подлинности дома – жилые и общественные. Неудивительно, что кукморское село было выбрано одним из мест съёмок ряда эпизодов фильма «Зулейха открывает глаза». Первая соборная мечеть Маскары неоднократно отметилась в этом нашумевшем сериале
Своим возрождением в новом качестве детское заведение обязано нынешнему директору Шаукату Сабитову, стараниями которого здание удалось не только спасти, но и частично реконструировать. К интернату подведены водопровод и канализация, так что его обитатели живут сегодня со всеми удобствами.
В настоящее время здесь учатся 56 подростков от семи до семнадцати лет. Все выпускники, которые с рождения являются инвалидами, получают не только полноценное среднее образование, но и одну из сельских специальностей – механика, тракториста, водителя. Помогают им в этом одиннадцать воспитателей и восемнадцать учителей. Ко всему прочему, воспитанники Маскаринской школы-интерната – неоднократные чемпионы республики по мини-футболу среди школьников.
БЛЕСТЯЩЕЕ СОЗВЕЗДИЕ
Есть у рода Утямышевых сегодня достойные продолжатели. Наиболее известный среди них – Ильдар Утямышев, помощник генерального директора, а ранее – генеральный директор московского Научно-производственного центра «Наука-сервис» (бывшего Института прикладных исследований). Продолжив дело отца, он посвятил жизнь созданию уникальной медицинской аппаратуры для томографических исследований и рентгенографии. Ныне является учёным секретарём отделения «Научные основы регулирования естественных монополий» Российской академии естественных наук.
Его отец был шестилетним ребёнком, когда Утямышевы подверглись репрессиям и были высланы из Маскары. Рустам Утямышев – крупнейший специалист в области авиационной, космической и медицинской техники, автор более трёхсот научных работ и двухсот изобретений. Он работал с такими замечательными учеными, как Сергей Королёв, Борис Петровский, Леонид Смирнов, Евгений Чазов. Семнадцать лет Рустам Утямышев руководил Всесоюзным НИИ медтехники, создал более семидесяти видов космической техники. Кроме того, он известен как медэксперт, курировавший подготовку Юрия Гагарина к полёту в космос.
Среди других известных представителей семейства Утямышевых – Фатиха Аитова, открывшая первую светскую школу для девочек-татарок, Эдгем Тенишев, видный языковед, специалист по тюркским языкам, член-корреспондент АН СССР, главный редактор журнала «Советская тюркология», много лет возглавлявший Советский комитет тюркологов и удостоенный множества наград, в том числе высшего ордена Турецкой республики, Изюмрик Рахманкулова, которая в годы Великой Отечественной войны была фронтовой разведчицей, а в послевоенное время преподавала в вузах иностранный язык.
ИМЕНИТЫЙ ПОТОМОК
А ещё Маскара – родина предков Чингиза Айтматова по материнской линии. В этом автора повести «Плаха» с документами на руках убедили работники Кукморского краеведческого музея во время его первого визита в Татарстан. Всемирно известный киргизский писатель приехал в Казань летом 2000 года на журналистский форум «Вся Россия». На одной из творческих встреч директор музея Лябуда Давлетшина продемонстрировала Чингизу Торекуловичу родословную Айтматова. На генеалогическом древе, обнаруженном ранее в школьном музее и переведённом с арабского языка, имелись сведения о двухстах (!) представителях рода – того самого, основателем которого был Ишман-бабай.
Сегодня в краеведческом музее бережно хранят письмо Айтматова, которое он прислал после того визита в Татарстан. Вот небольшая выдержка из него: «Выражаю искреннюю благодарность за информацию по поводу создания музея родословной Абдулвалиевых – моих предков по материнской линии. Для меня эта чудная весть была неожиданной и исторически важной для всего семейства Айтматовых. Вы восстановили нашу родословную на кукморской земле. Теперь это место, эта деревня будет для меня святым местом».
В 2008 году Чингиз Айтматов вновь приехал в Татарстан. В конце жизни 79-летнему знаменитому классику советской литературы захотелось навестить родину предков в Маскаре и в балтасинском селе Бурбаш, где похоронен его прапрадед, провести съёмки фильма «И дольше века длится день» (по мотивам одноименного автобиографического романа).
После встречи с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым у Айтматова была намечена экскурсия по мечети Кул Шариф. Впоследствии Госсоветник РТ вспоминал: в ходе осмотра мечети гостю стало плохо, и его госпитализировали в реанимационное отделение Республиканской клинической больницы. Врачи сделали всё возможное, чтобы стабилизировать состояние пациента.
Однако Чингиз Айтматов «очень сильно и быстро» разболелся. Позже его перевезли в клинику в немецком Нюрнберге, где он скончался.
…На древнем кладбище Маскары по сей день сохранились тринадцать надгробий представителей рода Ишмана, к которому принадлежал и наш славный соотечественник Чингиз Айтматов.