Ксероксы и памперсы

Сейчас же этим словом принято называть не только «дающего имя», но и само наименование, которое происходит от имени собственного: например, слова «ампер» и «рентген» – эпонимы, они образованы от имен физиков Андре Ампера и Вильгельма Рентгена.

Автор статьи: Ольга БУЛЬИНА

 

Print

 

Сейчас же этим словом принято называть не только «дающего имя», но и само наименование, которое происходит от имени собственного: например, слова «ампер» и «рентген» – эпонимы, они образованы от имен физиков Андре Ампера и Вильгельма Рентгена.

 

«Ампер» и «рентген» – термины, специально введенные научным сообществом. Но механизм образования нарицательных имен из собственных действует в языке часто независимо от воли конкретных людей, иногда порождая казусы, а порой и приводя к юридическим неприятностям, как, например, в случае с компанией «Ксерокс».

В 1938 году американец Честер Карлсон, сотрудник патентного бюро, смог решить проблему копирования чертежей изобретений, с которыми он работал. Вместо трудоемкого в те времена фотографирования, проявки с применением химических реактивов и печати Карлсон придумал новый, «сухой» и быстрый способ получения копий, основанный на фотоэффекте. Спустя годы поисков, после череды отказов от нескольких компаний изобретением Карлсона заинтересовалась фирма под названием «Халоид». Изобретенную технологию назвали по-древнегречески – «ксерография», что можно перевести как «сухое письмо».

 


Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл»


 

Находившаяся на грани кризиса фирма «Халоид» благодаря изобретению Карлсона в будущем станет огромной корпорацией «Ксерокс» (название образовано от термина «ксерография»). Сам же Честер Карлсон из небогатого чудака-экспериментатора, на которого соседи жаловались за постоянный дым из кухни, превратится в мультимиллионера, воплотившего «американскую мечту». О нем пишут, что он был крупным благотворителем, а еще увлекался идеями буддизма и восточной философией.

Многим, наверное, знакома история борьбы компании «Ксерокс» за свой бренд. Название компании перешло на ее продукт, и «ксероксом» стали называть любой копировальный аппарат. Но так как подобные аппараты выпускают и другие фирмы, обладателю авторских прав пришлось не по нраву использование их имени конкурентами. Поэтому стараниями корпорации «Ксерокс» в официальных бумагах и в рекламе нарицательное наименование «ксерокс» не используется, а аналогичная техника других производителей продается под наименованием «копир». Но в речи «копир» приживается плохо, а вот «ксерокс», а также «ксерить» и «отксерить» живы до сих пор и фиксируются словарями русского языка.

Похожая история, правда, пока не дошедшая до судов, произошла с другой торговой маркой – «Памперс». Сейчас слово «памперсы» встречается как минимум в трех словарях русского языка, причем чаще – именно во множественной форме. «Памперсы» отчасти потеснили русское слово «подгузник», изначально обозначавшее просто пеленку, сложенную треугольником, которой обертывали малыша снизу. Это объяснимо, ведь «памперсы» – новая реалия, новый уровень комфорта и, соответственно, новое слово.

 


Есть такое понятие – «эпоним». Древние греки эпонимом называли главного правителя города-полиса, по имени которого назывался год. Такой тогда был способ датирования. «Эпоним» по-древнегречески и значит «дающий имя»


 

Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл», по совместительству – дедушка, наблюдавший, как растут внуки. А броское название придумал Альфред Голдман, креативный директор одного американского рекламного агентства. Все это происходило в Америке в конце 50-х годов XX века, в то время, когда наша страна еще жила в коммуналках и готовилась к покорению космоса…

То, что названия торговых марок становятся нарицательными, хоть и говорит об успехе продукта, но совсем не нравится компаниям – обладателям торговой марки. Возникает путаница, люди перестают ассоциировать название с конкретным производителем. Однако у речи свои законы, и не всегда юридические нормы оказываются сильнее норм языковых, поэтому «памперсы» и «ксероксы» вряд ли смогут быстро исчезнуть из нашей речи даже по решению суда.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще