В тройку регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов вошел Татарстан в июне после Москвы и Московской области. По данным Национального бюро кредитных историй, займы на покупку машин получили более 6,5 тысячи жителей республики. А один из банков сообщил, что за первые полгода выдал в Татарстане в 13 раз больше займов на машины, чем за шесть месяцев 2023-го. «РТ» поинтересовалась у экспертов, с чего вдруг татарстанцы ринулись брать автокредиты и на какие автомобили их берут.
У БАНКА ВЫРОСЛИ КРЕДИТЫ, У ДИЛЕРА – ПРОДАЖИ
Как рассказала «РТ» управляющая банком ВТБ в РТ Марьям Давлетшина, только их банк в первом полугодии 2024 года в Татарстане выдал почти 8,9 тысячи кредитов на покупку автомобилей более чем на 12 миллиардов рублей. Это в 13 раз больше, чем за аналогичный период 2023-го, а сумма займов увеличилась в 11 раз. В целом по ПФО количество выданных ВТБ автокредитов увеличилось в десять раз, объемы кредитования выросли в девять раз.
– Чаще всего жители ПФО и Татарстана в частности брали кредиты на приобретение автомобиля “Лада”. Средний размер автокредита составил 1,4 миллиона рублей, – уточнила Давлетшина.
Она также добавила, что после ужесточения с 1 июля Центробанком требований к заемщикам спрос на автокредиты во втором полугодии снизится.
– Мы не исключаем, что клиенты будут стремиться удлинять сроки кредитования, чтобы тем самым снизить ежемесячный платеж и долговую нагрузку, – прогнозирует руководитель банка.
В то же время у крупного казанского автодилера – ГК «Кан Авто» цифры немного другие. С начала года в салонах сети продали более 14 тысяч автомобилей, как новых, так и с пробегом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли почти на 50 процентов, а новые машины стали покупать на 75 процентов чаще. При этом кредитов на новые авто, по данным автодилера, в этом году взяли лишь на семь процентов больше, чем в прошлом, хотя, как отметили в «Кан Авто», львиную долю новых авто покупатели приобретают именно в кредит. Нестыковка.
В «Кан Авто» нам также сообщили, что почти весь топ-5 самых популярных машин заняли китайские бренды, но на первом месте все-таки остается отечественная “Лада”. За ней – Haval, Geely, Chery и Changan. В целом на долю «китайцев» приходится 49,5 процента всех продаж.
СТАТИСТИКА ВРЕТ?
Руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в беседе с корреспондентом «РТ» отметил, что с недоверием относится к статистике как банка, так и автодилера. Реальные показатели, по его мнению, гораздо скромнее.
– Это у отдельного банка число автокредитов выросло, потому что он активно набирает клиентов. Просто ВТБ не так давно вышел на рынок автокредитования и последние пару лет подключает все больше и больше автосалонов. На самом деле рынок растет потихоньку, но не кратно, – пояснил Золотов.
Преувеличенной эксперт считает и статистику «Кан Авто». Дескать, у официальных дилеров машины покупают еще и «серые» – автосалоны-перекупщики, которые потом также выставляют их на продажу и зарабатывают на допуслугах: страховке, дополнительных функциях, комплектах шин и так далее.
– То есть часть этих автомобилей по факту не ушла в массы, физлицам, они по-прежнему стоят в автосалоне, только в другом. Если считать количество машин, проданных «физикам», то цифры будут другие, – уверен Золотов. – А вот то, что в лидерах продаж «Лада», меня не удивляет. Если мы возьмем «Гранту», то в скудной комплектации с кондиционером ее можно купить за миллион рублей, это самый доступный автомобиль на рынке. Но и «Лады» сейчас покупают в кредит, вообще на львиную долю машин берут займы, потому что цены такие. Стоимость того же самого “китайца” – 3,5 миллиона рублей и выше, это почти цена старенькой квартиры на окраине Казани. А те, у кого денег много, пригоняют машины через параллельный импорт из Европы.
ПЕРЕСАЖИВАЕМСЯ НА «КИТАЙЦЕВ»
По данным «Автостата», за первые шесть месяцев 2024 года в России было продано 417,5 тысячи новых легковых автомобилей китайских брендов. Это 58 процентов от общего объема рынка. То, что автомобили из Поднебесной заполонили дороги и в Татарстане, видно уже невооруженным глазом: за последний год в общем потоке машин Omoda, Haval, Changan и другие китайские марки начали встречаться гораздо чаще. Работают на них и таксисты.
А вот на вторичном рынке «китайцев» пока нет, при этом в целом спрос на подержанные машины немного уменьшился, отметил руководитель татарстанской компании «Твой Автоэксперт» Павел Кузнецов.
– Покупатели сейчас делают акцент на приобретение новых китайских машин, поэтому на автомобили с пробегом спрос слегка упал, – пояснил он. – На вторичном рынке по-прежнему популярны премиальные авто 2015-2020 годов выпуска (BMW, Mersedes, Porshe) и более бюджетные Hyndai, Kia, Mazda. Многие, понимая риски ввоза машин из-за границы, просят, чтобы подбор машины осуществлялся только среди автомобилей, приобретенных несколько лет назад в России у дилера.